Глава 7. тайна превращения кабинета клинтона из «овального» в «оральный»
«Народу много, а людей немного».
(Диоген Синопский – 404–323 гг. до н.э.)
Однажды Диоген вылез из своего жилища – бочки – среди ясного дня с зажжённым фонарём и стал что-то или кого-то искать, бродя по городу Синопу. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил: «Ищу человека!».
На чём строится поведение человека
Жизнь людей в обществе во многом определяется господствующим (главенствующим) в нём типом психики множества людей.
Все люди разные. Одни добрые, другие злые. Одни спокойные, другие вспыльчивые, и т.д., и т.п. Да ещё при этом один и тот же человек в разное время ведёт себя по разному[3]. Чтобы не заблудиться во всех этих «разностях», надо найти «систему координат». Сделаем это.
Поведение человека строится на основе взаимодействия у него:
1. Врождённых инстинктов и безусловных рефлексов.
2.Бездумной автоматической отработки привычек (выработанных в процессе жизни в обществе) и навыков поведения (освоенных в ходе возникших ситуаций, обстоятельств, на которые надо было реагировать, то есть «ситуаций-раздражителей»).
3. Разума. То есть разумной выработки своего поведения на основе информации:
– хранимой в памяти и
– поступающей из вне вновь.
4. Интуиции. Интуиция (лат. Intuition – пристально смотреть) – способность непосредственного постижения истины.
В до-марксистской философии интуиция рассматривалась как особая форма познавательной деятельности. Спиноза считал ее «третьим родом» познания, наиболее достоверным и важным познанием, схватывающим сущность вещей. В современной западной философии и психологии интуиция рассматривается, как мистическая способность получать новые знания, несовместимая с логикой и жизненной практикой (интуитивизм).
Диалектический материализм рассматривает интуицию как «непосредственное» знание, как «живое созерцание в его диалектической связи со знанием опосредованным (познание)» и отвергает интуицию как сверхразумную, мистическую познавательную способность.
Сначала, когда интуиция проявляется у человека, то это выходит за границы
– воспринимаемого его разумом,
– привычек и навыков, освоенных человеком,
– инстинктов человека.
Потом, впоследствии, рекомендации интуитивного прозрения могут быть поняты разумом такого человека.
Об интуиции более подробно мы поведём речь при рассмотрении основных положений Достаточно Общей Теории Управления и при рассмотрении эгрегоров. А в этой главе я попрошу читателя задуматься вот над чем. Когда вы говорите фразу, что «мне в голову пришла мысль», вы при этом пытались сами себе задать вопрос «откуда она пришла?» И найти ответ. Попробуйте.
Типы психики
В психике любого человека всё это (1, 2, 3, 4) так или иначе есть. Но взаимодействуют между собой эти составляющие (1, 2, 3, 4) у разных людей по разному. В зависимости от того, как эти составляющие выстроены по уровням значимости у человека (что на 1-ом месте, что на 2-ом и т.д.), в зависимости от этого можно говорить о психике каждого. Из этого определяется 5 основных типов строя (устройства) психики:
1. Человечный строй психики.
2. Демонический строй психики.
3.Строй психики биоробота-зомби.
4. Животный строй психики.
В современном нам обществе существует огромное число недолюдков, строй психики которых можно назвать:
5. Опущенный ниже животного.
Этот строй психики несвойственен природе человека, его генетике. Он привнесён в жизнь социальной системой, в которой живут современные люди, выполняя на практике жизненные установки, сформированные несправедливой и безнравственной концептуальной властью. Подробнее об «опущенных» рассказ чуть ниже.
Кроме этого, каждый человек живёт не один (изолированно), а в обществе (городе, каком-то коллективе, фирме, партии и т.д.). Это порождает в обществе в целом (селе, городе, области, партии, фирме и т.д.) некую коллективную психическую деятельность («коллективную психику», психическую «атмосферу».) Она может быть двух видов:
1. С ростом ошибок. К ошибкам, которые совершает один человек, добавляются ошибки, совершаемые другими. Ком ошибок растёт и погребает под собой всё такое общество (часть общества, партию …), если общество (часть общества) не подготовит другую психическую «атмосферу».
2. С устранением ошибок. Ошибка, совершённая одним человеком, устраняется другими. Но главное здесь в том, что каждый старается не совершать ошибок сам, чтобы не обременять других устранением его ошибки.
Люди различаются по взаимоотношениям их личной психики с коллективной психикой. Разделяются они так:
1. «Стадность».
В этом случае человек подчинён коллективной психике. («Я – как все», « мы – богоизбранные», «наше дело – телячье», «мы – за царя!», «а мы – за генсекретаря», «а мы – за демократию», « а я – вне политики», «мы – люди маленькие», «бараны мы, что хочешь, то и делай с нами», т.е. твори беспредел, и т.п.).
2. «Коллективная свобода».
Здесь человек – свободный соучастник некой коллективной психической деятельности.
3. «Пастухи» и «волки».
В этом случае, будучи даже в «коллективной свободе», по отношению к психике «стадности» человек возможно станет выступать:
– Либо в качестве «волка» в «стаде» творить беспредел в отношении «баранов» («хозяева фабрик, заводов, дворцов, пароходов …»).
– Либо в качестве «пастуха» над «стадом», т.е. поддерживать волчий беспредел в отношении «баранов» (попы, раввины, муллы, лидеры партий, движений, обществ и т.п.).
4. По «вкладу» в коллективную психику люди могут быть:
– людьми, работающими на поддержание безошибочного лада в коллективе;
– людьми, порождающими лавину ошибок и бедствий в коллективе;
– людьми, которым свойственно и «то», и «другое» (и лад, и разлад) в зависимости от настроения, обстоятельств, персонального окружения и т.д.
Важный вывод. Всё сказанное выше означает, что все полученные человеком теоретические знания и освоенные им практические навыки – всего лишь придаток к его типу психики.
То есть: достоинство человека, как личности, выражается не в образовании, знаниях и навыках, а в определённом (человечном) типе психики.