II. Работа над пройденным материалом.
На данных уроках используются упражнения для закрепления (с. 89–96) всего пройденного в IV четверти. Это последняя четверть учебного года, и особое внимание на каждом из этих уроков следует уделить вопросам, указанным в основных требованиях к знаниям, умениям и навыкам для учащихся третьего класса (см. программу). Соответствующие упражнения учитель найдет на данных страницах.
Учитель должен строить уроки, учитывая особенности класса, но при этом важно стремиться к тому, чтобы ежедневно дети упражнялись:
1. В устных вычислениях. Важно повторить табличные и внетабличные случаи умножения, деления, сложения и вычитания в пределах 100, деление с остатком, проверку и правила порядка арифметических действий. Кроме того, нельзя забывать и об устных вычислениях в пределах 1000.
С устными вычислениями также связаны упражнения на запись и вычисление значений выражений, на увеличение и уменьшение чисел, на нахождение неизвестных компонентов.
Есть также упражнения, посвященные вопросам нумерации.
2. При решении примеров необходимо повторять алгоритмы письменных вычислений (можно на каждом уроке решить 1–2 примера с подробным объяснением), а также проверку вычислений.
3. В решении простых и составных задач разных видов. Есть также задания на составление задач.
Кроме того, в уроки следует включить упражнения на сравнение и преобразование величин, вычисление значений, вычерчивание и измерение отрезков, нахождение периметра геометрических фигур.
У р о к и 84–90. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД
(с. 97–103)
Цели: систематизировать и уточнить полученные детьми знания; закрепить и совершенствовать формируемые умения; отрабатывать предусмотренные программой навыки.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Работа над пройденным материалом.
В ходе этой работы внимание учителя и учащихся должно быть сосредоточено, главным образом, на повышении качества усвоения тех вопросов курса, которые включены в программе в перечень основных требований к концу третьего года обучения. Напомним эти основные требования:
– знать последовательность чисел от нуля до 1000, уметь читать и записывать эти числа;
– знать таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уроке автоматизированного навыка);
– уметь правильно выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100 и в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; выполнять проверку вычислений;
– уметь применять правила о порядке выполнения действия в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них);
– уметь решать задачи в 2, 3 действия (по действиям и с составлением выражения);
– уметь измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезки заданной длины;
– уметь находить периметр геометрических фигур, а также площадь квадрата и прямоугольника.
Работа над этими основным вопросами должна вестись в неразрывной связи с закреплением формируемых у детей навыков письменных вычислений в пределах 1000.
Уроки итогового повторения должны быть основательно продуманы учителем, так как их особенно важно строить с учетом подготовки класса в целом и отдельных учебников. При этом следует обеспечить систематическое повторение всех основных вопросов курса.
Материал для этих уроков подбирается из учебника (с. 97–103 и из разделов «Упражнения для закрепления»). Просмотрев с. 97–103 учебника, учитель увидит, что они построены не поурочно, а по темам («Нумерация», «Сложение и вычитание» и т. п.).
Ни в коем случае не имеет смысла один урок посвящать, например, вопросам нумерации, а другой – только сложению или вычитанию и т. п. На каждом уроке итогового повторения должны включаться вопросы, задания, упражнения, направленные на закрепление приобретенных детьми знаний по всему курсу, на совершенствование формируемых умений и навыков.
На рассматриваемых страницах учебника приведены в определенной системе такие «типовые» задания и вопросы, которые помогут учителю выявить усвоение главного материала, обнаружить недочеты в подготовке отдельных учеников. Однако следует иметь в виду, что это именно «типовые» упражнения. По аналогии с ними учитель должен составить и предложить детям столько упражнений, сколько он сочтет нужным, распределяя их на весь период итогового повторения.