Развивающие игры для детей 15-18 мес.
1.Смотрит на то место, где находится обьект, последовательно перед этим помещаемый в 3-х разных местах.
Материалы: интересные игрушки, разные коробки.
Поместите 3 коробки перед ребенком, чтобы Вам было ясно видно, куда он смотрит. Покажите ребенку игрушку, которую Вы намерены использовать, и медленно подложите ее под одну из коробок. Извлеките ее так, чтобы ребенок ее видел, и положите под соседнюю коробку. Потом снова вытащите ее на глазах ребенка и положите под последнюю коробку. Покажите ребенку Вашу пустую руку. Пусть ребенок посмотрит на Вас. Спросите его, где игрушка. Если он посмотрит на правильное место, достаньте игрушку и дайте ребенку с ней играть.
В следующий раз перемещайте игрушку в обратном порядке. Если ребенок смотрит не на ту коробку, поднимите ее и скажите: "Нет, это не здесь. Посмотри еще". Продолжайте, пока игрушка не будет найдена. Всегда радуйтесь, когда ребенок определил правильно. Обязательно дайте ребенку в конце поиграть с игрушкой.
Примечание. Иногда имеет смысл подносить игрушку к ребенку и перед тем, как Вы ее прячете, и сразу же после того, как Вы вынимаете ее из-под коробки.
2.Находит объект под одной из 3-х коробок после систематического поиска (не видел, куда спрятано).
Материалы: разные интересные маленькие игрушки и покрышки (коробки, пластиковые, картонные или металлические банки и т.д.).
Поместите 3 коробки на столе. Покажите ребенку маленькую игрушку. Пока ребенок на нее смотрит, зажмите ее в кулаке так, чтобы ее не было видно. Подсуньте руку под одну коробку, потом под другую, потом под третью. Вытаскивайте каждый раз сжатый кулак, так чтобы ребенок не знал, есть у Вас в руке игрушка или нет. Потом покажите ребенку пустую ладонь и предложите ему поискать игрушку.
Если ребенок откажется искать, заглянув только под одну или две коробки, побуждайте его продолжать поиски.
Примечание. Смысл игры в том, чтобы приучить ребенка к систематическому поиску. Это значит, что ребенок не должен заглядывать дважды под одну и ту же покрышку. В какой последовательности он заглядывает под разные покрышки, не имеет значения, но каждая из них должна быть поднята не более, чем один раз во время поиска. Поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он прячет игрушку, а Вы ее ищите. Показывайте систематический поиск, говорите: "Ее тут нет, я сюда уже заглядывала, может быть, она вот здесь".
3.Узнает знакомые игрушки, людей и места.
Лучший способ помочь ребенку познавать окружающий мир состоит в том, чтобы обеспечить постоянство и порядок. Надо, чтобы у ребенка был небольшой набор игрушек, чтобы уходом за ребенком занимались постоянно одни и те же люди, и их должно быть немного.
Понаблюдайте за поведением ребенка, когда появляется что-то новое и когда возвращается временно отсутствовавший человек или появляется предмет, который он какое-то время не видел. Узнает ли он отсутствовавший предмет или человека? Об этом можно судить по выражению его лица, улыбке. Ребенок может взять возвращенную ему игрушку и понести ее туда, где она раньше лежала. Если ребенок не обнаруживает признаков узнавания знакомых объектов, постарайтесь развивать у него внимание к тому, что его окружает. Помогите ему исследовать объекты, щупать их, нюхать, смотреть на них и слушать издаваемые ими звуки. Говорите о них. Попробуйте потом убрать на время игрушку, с которой ребенок постоянно играл. Потом дайте ее ему вместе с теми игрушками, которые Вы не убирали. Посмотрите на его реакцию.
4.Имитирует действия взрослого с новыми объектами через несколько часов после наблюдения этих действий.
Материалы: новые игрушки или предметы, похожие на известные ребенку объекты и допускающие несколько разных действий с ними.
Покажите ребенку новый объект и 2-3 раза продемонстрируйте действие с ним. Отложите в сторону. Потом возьмите другой новый объект и покажите совсем отличные действия с новым предметом. Отложите. Потом используйте третий новый объект и новое действие. Отложите. Возможный пример: пластиковое яйцо, которое звучит при встряхивании, воздушный шар, летящий к потолку, когда отпускают веревку, и электронная игрушка, начинающая двигаться при нажатии кнопки.
Через 2-3 часа (или на следующий день) дайте все три объекта ребенку и посмотрите, что он будет делать. Будет он Вам подражать? Если нет, пусть сам исследует. Потом снова продемонстрируйте нужные действия и пусть подражает. Возможно, нужно еще попрактиковаться в имитации действий, но без отсрочки.
Наблюдайте за ребенком. Дети часто повторяют ранее увиденные или действия взрослого или другого ребенка.
5.Указывает на объекты или картинки, изображающие разных представителей называемой Вами категории (кошки, собаки, дома).
Материалы: книжки, картинки, журналы.
Тратьте хотя бы несколько минут каждый день на рассматривание с ребенком картинок. Указывайте на изображение, называйте его и описывайте. Потом начинайте спрашивать ребенка: "Где киса?", "Покажи мне кису".
Подберите картинки, книжки, журналы с разными видами собак, кошек, домов и т.д. Проверьте, может ли ребенок указать на собаку, кошку, дом, если они явно отличаются от тех, которые он видел раньше.
Примечание. Сначала дети могут использовать слова в слишком широком значении. Например, все животные могут определяться как "собаки". В таком случае поправьте ребенка. Например: "Нет, это лошадка". Изобразите, как говорит собачка, а как - лошадка. Можете указать на какие-то другие различающие лошадей и собак признаки.
Не забывайте знакомить ребенка с названиями таких вещей как столы, стулья, коврики, щетки и т.д. Пусть ребенок воспринимает несколько представителей определенной категории. Спросите его: "А где твой стул? А где другой стул?". Или предложите ребенку вытереть пыль. Сначала на одном кресле, потом на другом кресле. Толку от этого вытирания будет мало, но ребенок будет счастлив, что он Вам помогает.
6.Достает объект из-за "препятствия".
Материалы: несколько "препятствий" (перевернутый стул, частично открытая дверь, чемодан и др.) и игрушки, которые ребенок любит.
Покажите игрушку ребенку. Пока ребенок смотрит на игрушку, положите ее за препятствием. Оно должно быть так расположено, чтобы ребенок был физически в состоянии достать игрушку из-за него. Если ребенок не пытается этого сделать (т.е. протянуть руку за барьер или обойти его), покажите ребенку, как это сделать.
Делайте это игрой. Смейтесь и говорите, комментируя происходящее: "Куда забрался зайчик?" - "А зайчик здесь." - "Я нашла зайчика." - "Ты можешь достать зайчика?".
Пользуйтесь всеми возможностями, чтобы спрятать за барьер игрушку, с которой сейчас играет ребенок. Делайте это мягко, не обижая его. В качестве "препятствия" используйте книжки, журналы, мебель, занавеску и т.д. Чем больше разнообразие материалов, тем быстрее ребенок усвоит общее правило - как быстрее достать что-либо.
7.Заходит за "препятствие", чтобы достать объект.
Материалы: разнообразные "естественные препятствия" - двери, мебель, занавески и т.д. и разные интересные игрушки.
В то время как ребенок смотрит на игрушку, поместите ее за таким "препятствием", которое ребенку нужно обойти, чтобы достать эту игрушку. Например, уроните игрушку за стул, задвиньте ее за дверь. Если ребенок не идет за препятствие, пойдите Вы, позовите ребенка, скажите ему, что игрушка там, если нужно, поднимите игрушку, привлеките внимание ребенка и потрясите ею, потом снова уроните игрушку. Говорите ребенку о том, какая "бедная и одинокая" игрушка, как Вам ее не хватает и просите его помочь достать игрушку.
Используйте это многократно, когда ребенок играет рядом с возможными "препятствиями". Прячьте разные игрушки за разные "естественные препятствия".
8.Имитирует поведение взрослых с вещами.
Материалы: пыльная тряпка, щетка для подметания (детского размера), щетка для одежды, взрослая шляпа, зеркало, кукольный дом, куклы, звери; детский телефон, старая сумка, чемодан и т.д.
Включайте ребенка в Вашу повседневную деятельность. Усвойте привычку говорить о том, что Вы делаете, и давать ребенку возможность тоже это попробовать делать. Например, если Вы подметаете, скажите о том, как подметается мусор (пыль, грязь), покажите ребенку кучу мусора и как Вы ее убираете.
Дайте ребёнку маленькую щетку, чтобы он мог работать вместе с Вами. А если Вы используете молоток для починки чего-то, дайте и ребенку маленький игрушечный молоточек и дощечку. Или дайте ребенку тряпку и вместе с ним вытирайте пыль.
Наблюдайте за игрой ребенка. Посмотрите, обращается ли ребенок с куклой или зверьми как с людьми, т.е. укладывает их спать, одевает, кормит. Имитирует ли он домашние дела, например, стряхивает ли скатерть с игрушечного столика, вытирает ли пыль, бьет ли молоточком? Если ребенок этого совсем не делает или делает очень редко, покажите ребенку что-то из этих дел и, если нужно, даже физически помогите ему. Посмотрите, станет ли он потом сам так играть в этот же день или на следующий.
Покажите ему какие-нибудь действия с другими объектами.
Этим умениям проще и лучше всего научить ребенка, включая его в "работу" вместе с Вами в течение дня. Для этого его нужно снабдить соответствующими орудиями и материалами. Кроме того, нужны еще игрушечные копии обычных домашних вещей для игры с куклой в домашнюю жизнь.
9.Имитирует действия родителей по рещению проблемы
Материалы: Заводные игрушки, требующие для запуска таких действий, которыми ребенок еще не владеет.
Продемонстрируйте ребенку действие игрушки. Если ребенок после остановки игрушки будет безуспешно пытаться сам ее завести, огорчится и даже начнет плакать, предложите ему свою помошь. Покажите ребенку, что и как нужно делать. Посмотрите, какова будет реакция ребенка, когда игрушка снова остановится. Попытайтесь добиться, чтобы он Вам подражал.
Если надо, физически помогите ребенку научиться, двигая его руки Вашими руками. Постепенно уменьшайте Вашу помощь и поошряйте активность ребенка.
В обычной домашней ситуации ребенок часто просит помощи взрослого. Не делайте за ребенка, а покажите ему, как надо действовать. Помогите ребенку почувствовать, что он справился с трудным делом и может этим гордиться.
10.Использует 7 или более слов.
Разговаривайте с ребенком в течение дня, называя объекты, описывая, что Вы делаете и т.д. Будьте особенно внимательны к объектам, на которые ребенок смотрит или с которыми играет. Их названия легче будет выучить, т.к. они уже вызвали интерес и внимание ребенка.
Примечание. Не волнуйтесь по поводу правильности произношения слов ребенком, когда он пытается выучить новые слова. Даже если то, что произносит ребенок, резко отличается от нормального взрослого слова, все равно считайте это словом, если ребенок систематически употребляет его по отношению к тому же самому объекту или событию. Продолжайте демонстрировать правильное произношение, но не требуйте, чтобы ребенок повторял его. Реагируйте на то, ЧТО Вам сообщается, а не на то, КАК это произносится.
11.Имитирует звуки окружающей среды во время игры.
Когда Вы играете с ребенком или читаете ему, изображайте, как "говорят" разные животные и какие звуки издают разные объекты (паровозы, машины и т.д.). апример, скажите "му-у", "ав-ав", "мяу", показав на корову, собаку и кошку. Дети обычно любят такие звуки и с удовольствием их произносят. После того, как Вы произнесли один из таких звуков, подождите и послушайте, не попытается ли ребенок его повторить. Возможно, он сделает это несколько позже, когда будет играть с соответствующей игрушкой.
12.Адекватно отвечает "да" или "нет" в ответ на вопросы.
В течение дня задавайте ребенку простые вопросы, требующие ответов "да" или "нет". Например: "Ты хочешь яблоко?" или "Это мой ботинок?" (когда Вы держите у своей ноги ботинок ребенка). Начинайте с вопросов, на которые ребенок наверняка знает ответ.
Подождите несколько секунд, давая ребенку понять, что Вы ждете от него ответа. Если ребенок не отвечает, продемонстрируйте ожидаемый ответ. апример, покивайте головой и скажите: "Да, ты хочешь яблоко", или покачайте головой и скажите; "Нет, это не мой ботинок, зто твой ботинок". Если ребенок еще не умеет говорить "да" и "нет", помогите ему кивнуть или покачать головой.
Поправьте ребенка, если он явно ошибся. Однако, если ребенок дал неожиданный ответ на вопрос "Ты хочешь?", не надо его поправлять. Действуйте согласно ответу ребенка. Например, ребенок ответил "нет" на вопрос "Ты хочешь яблоко?" (сказал или покачал головой). Скажите: "Нет? Тогда я сама съем это яблоко". Если ребенок огорчится, скажите: "Ты, наверное, ошибся. Ты сказал "нет" (покачайте головой), а хотел сказать "да" (кивните головой)".
Важно, чтобы ребенок понял, что его ответам верят и действуют так, как он сказал.
Примечание. Дети часто учатся отвечать "нет" раньше, чем говорить "да". Они могут на каждый вопрос говорить "нет". Будьте последовательны и действуйте согласно тому, что ребенок сказал, а не тому, что, по Вашему мнению, он думал. Это лучший способ помочь ребенку эффективно общаться.
13.Идентифицирует две части тела, когда их называют.
Когда Вы одеваете или купаете ребенка, говорите про руки, ноги, живот, глаза, уши и другие части тела, трогая их. Давая инструкции во время одевания, используйте названия частей тела ("Подними свои ручки", "Дай мне вытереть твой нос"). Когда ребенок сидит у Вас на коленях и трогает Ваш рот или нос, называйте их и трогайте то же самое у ребенка.
Поступив так несколько раз в разных ситуациях, спросите ребенка: "Где твой нос?". Или, если он смотрит на Вас, спросите: "Где мой нос?". Если ребенок не отвечает или показывает неправильно, покажите сами эту часть тела. Потом физически помогите ему правильно указать ту часть тела, которую Вы назовете.
Возможно, это придется делать несколько раз.
Когда ребенок играет с куклой, мишкой или другим зверем, попросите его найти, где у куклы (мишки) глаза, уши, ноги и т.д. Расскажите о разнице между разными животными (например, форма и размеры ушей) и о разнице между людьми (куклами) и животными: ("У зайчика ушки длинные, большие, а у ляли маленькие" и т.д.)
14.Приносит по просьбе обьекты из той же комнаты.
В течение дня привлекайте ребенка для помощи Вам. Просите его протянуть Вам ту или другую вещь, принести что-то через комнату. Если у pебенка будет растерянный вид, когда Вы у него что-то попросите, повернитесь и укажите пальцем на то, что Вам надо. Если ребенок возьмет не то, скажите "Нет, мне надо...". Если нужно, подойдите к этому предмету и скажите "Вот это... Принеси мне его."
Помогайте ребенку добиваться успеха. Всегда выражайте свое удовольствие, хвалите ребенка, называйте его хорошим помощником.
15.Использует сложную интонацию.
Часто говорите с ребенком и обращайте внимание на его речь. Он может начать произносить что-то очень похожее на фразы, хотя в них нет ни одного явного слова. Отвечайте на них, как на фразы.
Например, скажите, четко произнося слова, то, что по Вашему мнению хотел сказать ребенок. Или ответьте на это его возможное высказывание. Часто ребенок не очень интересуется смыслом того, что Вы сказали, но ему очень нравится, что Вы ответили, и у вас идет беседа. Ваша речь дает ребенку примеры интонаций, которым он сейчас учится.
16.Приветствует знакомых людей адекватной вокализацией.
Всегда приветствуйте ребенка и других людей ("Доброе утро...", "Привет..."). Скажите ребенку, чтобы он тоже поздоровался ("Скажи: "Привет, Вася"), но не приставайте к нему с этим. Для научения ребенка важно, чтобы те, кого он приветствует, сами ему отвечали весело и приветливо.
17.Воздействует на мать, чтобы она предоставляла ему необходимую информацию. Использует вопросительный взгляд, интонацию вопроса и/или вопросительные слова.
Отвечайте на попытки ребенка общаться. Пытайтесь понять, что ребенок хочет Вам сообщить. Основывайтесь при этом как на его речи и жестах, так и на том, что происходит вокруг. Особенно будьте внимательны к попыткам ребенка получить еще информацию. Прислушивайтесь к интонации вопроса и вопросительным словам. ("Что", указание пальцем). Не пропускайте также удивленного выражения лица ребенка, когда он смотрит на Вас. Отвечайте на вопрос, который, по Вашему мнению, пытается задать ребенок, или повторите этот предполагаемый вопрос, а затем на него ответьте. Дайте ребенку почувствовать, что Вы интересуетесь его вопросами.
18.Достает игрушки из ящика или с полки и играет самостоятельно.
Материалы: разнообразные игрушки, обычно храняшиеся в специальном яшике для игрушек или на полке, откуда ребенок может их легко достать.
Сделайте так, чтобы ребенок знал, что игрушки находятся в определенном месте (в ящике или на полке) и он всегда может их взять. Отведите его к игрушкам. Предложите самому выбрать игрушку и пойти с ней играть.
Когда ребенок начинает играть один, хвалите его за это.
Нужно, чтобы игрушки всегда собирались и хранились в определенном месте и чтобы взрослые замечали, когда ребенок ничем не занят и начинает скучать.
19.Играет с игрушкамн один 15 минут
Материалы: разнообразные игрушки и вещи, выбранные для игры.
Посадите ребенка в удобное для игры место, снабдите его интересными игрушками и займитесь своими делами, время от времени поглядывая на ребенка. Говорите ребенку, какой он молодец и как это интересно играть, если он действительно играет. Если он бросил играть или проявляет беспокойство, постарайтесь или направить игру в другом направлении, или взять ребенка к себе.
Примечание. Если Вы заметите поведение самостимуляции, поищите более интересные игрушки или более интенсивно общайтесь с ребенком. Надо обращаться к ребенку тогда, когда самостимуляция прекратилась, а не тогда, когда она началась.
У ребенка не должно создаться впечатление, что самостимуляция привлекает к нему внимание взрослого.
20.Пытается доставить удовольствие другим.
Стремление доставить удовольствие маме или другому ухаживающему за ребенком человеку вырабатывается у ребенка в более раннем возрасте. Оно проявляется в следующем:
ребенок делает то, за что его раньше похвалили;
ребенок смотрит на родителей, ища их одобрения;
ребенок сам целует и обнимает маму.
Поощряйте такое поведение, создавая условия, когда ребенок может поделиться с Вами или "помочь" Вам. Всегда реагируйте на это с энтузиазмом.
21.Играет рядом с другими детьми. Иногда меняется игрушками.
Материалы: привлекательные игрушки.
Создавайте как можно больше возможностей для пребывания ребенка рядом с другими детьми.
Следите за следуюшим:
Изменение поведения (больше смотрит вокруг) по сравнению с тем, когда играл один, других детей рядом не было. Реакции (положительные и отрицательные) на присутствие других детей.
Игра длится 10-15 минут.
Игру "рядом" удобно организовать дома, приглашая гостей. Детей надо сажать вблизи друг с другом, у каждого должен быть свой набор игрушек. Если у каждого есть кубики, посуда, машины, книжки и т.д., причем у разных ребят они разные, обмен игрушками более вероятен. Хвалите ребенка, когда он делится игрушками.
Примечание. Намеренно "разрушительное" поведение требует немедленного удаления ребенка, последующего возврата его и внимательного наблюдения. Если "разрушительное" поведение возобновиться, надо искать причину. Является ли это реакцией на поведение конкретного другого ребенка? Или это проявление общего дискомфорта от соседства с любым другим ребенком? Или это способ привлечь внимание взрослого? Если так, может быть полезно поиграть с обоими детьми, организовать их совместную игру. Если нормальное поведение не удается обеспечить без постоянного внимания взрослого, имеет смысл обратиться за помощью к психологу.