Широтно-импульсные преобразователи
Широтно-импульсный преобразователь (ШИП), преобразующий неизменное напряжение постоянного тока в регулируемое напряжение постоянного тока, по сравнению с ТП характеризуется большей полосой пропусканияи большей линейностью характеристик управления. Поэтому ШИП находит применение в электроприводах с высокими быстродействием и точностью регулирования.
Силовые схемы ШИП выполняются на основе полностью управляемых вентильных приборов транзисторов и запираемых тиристоров или на основе аналогов полностью запираемых приборов - обычных тиристоров с узлами их искусственного выключения, называемыми узлами искусственной коммутации. Выходная ЭДС ШИП, прикладываемая к нагрузке, в зависимости от способа коммутации его вентилей представляет собой однополярные или разнополярные импульсы, регулируя скважность которых, можно плавно изменять среднее напряжение на нагрузке.
Однако широтно-импульсная модуляция выходного напряжения (ШИМ) вызывает дополнительные потери электроэнергии от пульсации рабочего тока и процессе коммутации вентилей. Для режимов рекуперации энергии потребуется источник питания ШИП, допускающий оба направления тока. При отсутствии такого источника обычно применяют неуправляемый выпрямитель, дополняемый соответствующими цепями, в которых должна гаситься рекуперируемая нагрузкой электроэнергия. Отмеченные недостатки ШИП ограничивают его применение областью электроприводов небольшой мощности от долей кВт до нескольких киловатт.
Функционально ШИП состоит из двух частей: входного блока Б1 - широтно-импульсного модулятора (ШИМ) и выходного блока Б2 - вентильного коммутатора (ВК) (рис. 2.24, а). Широтно-импульсный модулятор преобразует входную координату напряжение управления Uу во внутреннюю координату - скважность включения вентилей:
g = tв /Tк, (2.65)
где tв - продолжительность включения положительного или отрицательного импульса напряжения, приложенного к нагрузке, для ШИП с однополярными импульсами или продолжительность положительного импульса для ШИП с разнополярными импульсами; Tк = tв + tо - период коммутации вентилей. Здесь tо - продолжительность отключения импульса для ШИП с однополярными импульсами или продолжительность отрицательного импульса для ШИП с разнополярными импульсами.
В состав ШИМ входят генератор опорного напряжения (ГОН), вырабатывающий опорное напряжение пилообразной формы Uоп с частотой fк = 1/Tк, пороговое устройство (ПУ), дающее сигнал минимального уровня (нулевой сигнал) при Uоп - Uу > 0 и сигнал максимального уровня (единичный сигнал) при Uоп - Uу > 0, формирователь управляющих импульсов (ФУИ), преобразующий сигналы ГОН и ПУ в соответствующие управляющие импульсы для силовых вентилей коммутатора К (рис. 2.24, б). Вентильный коммутатор реализует посредством включения и отключения вентильных ключей - тиристоров или транзисторов - заданную с помощью ШИМ скважность в виде выходной ЭДС ШИП, среднее значение которой определяется интегралом
, (2.66)
где еd - мгновенная ЭДС ШИП, прикладываемая к нагрузке.
На рис. 2.25, а приведена простейшая нереверсивная схема вентильного коммутатора, состоящая из одного ключа ВК и одного диода VD, которая обеспечивает однополярные импульсы выходной ЭДС со средним значением, согласно (2.66), равным
, (2.67)
где Uп - напряжение источника питания на входе ШИП.
Диод VD создает контур для протекания тока под действием ЭДС самоиндукции на интервале отключения коммутатора. Для реверсивной мостовой схемы вентильного коммутатора, приведенной на рис. 2.25, б, возможны различные законы коммутации ключей. При симметричной коммутации вентили включаются парами поочередно, а именно на интервале tв включены BKI и ВКЗ и отключены ВК2, ВК.4, а на интервале tо=Tк - tв, напротив, включены ВК2, ВК4 и отключены BKI, ВКЗ. Такой закон коммутации создает на нагрузке разнополярные импульсы ЭДС со средним значением согласно (2.66) равным
. (2.68)
При данном способе коммутации ток нагрузки в течение периода не прерывается даже при Еd=0 за счет возможности его протекания в обоих направлениях. Это обусловливает во всем диапазоне изменения тока нагрузки режим непрерывных токов, что обеспечивает линейность внешних характеристик ШИП. Однако работа ШИП с дву-полярными импульсами напряжения характеризуется повышенными пульсациями тока нагрузки.
Однополярные импульсы выходного напряжения ШИП получаются при другом законе коммутации, получившем название закона поочередной (несимметричной) коммутации. При этом коммутируется одна диагональная пара вентильных ключей. Каждый вентильный ключ пары включается на интервал времени tв+Тк с временным сдви- гом включения одного вентильного ключа относительно другого на период Tк. Например, для создания на нагрузке положительных однополярных импульсов ЭДС на нагрузке должны коммутировать ключи ВК1 и ВК3. В интервалы времени tв, когда включены оба вентильных ключа, появляется положительный импульс ЭДС, а на интервале tо, когда включен только один из этих вентильный ключей, импульс ЭДС отсутствует, а ток самоиндукции замыкается через включенный вентильный ключ и один из диодов.
Для изменения полярности ЭДС, то есть для получения отрицательных однополярных импульсов на нагрузке аналогично коммутируется другая пара вентильных ключей (ВК2 и ВК4).
Анализ работы ШИП, нагрузкой которого является обмотка якоря двигателя постоянного тока, позволяет определить важный показатель ШИП - пульсации тока, вызываемые коммутацией вентилей
, (2.69)
где k = 1 для однополярных импульсов ЭДС; k = 0,5 для разнополярных импульсов ЭДС; Rя -сопротивление якорной цепи двигателя; Тя - электромагнитная постоянная времени якорной цепи.
Из (2.69) следует, что максимальные пульсации тока имеют место при g = 0,5 и при несимметричной коммутации они вдвое меньше, чем при симметричной коммутации. В этом достоинство схемы ШИП с несимметричным законом коммутации.
На рис. 2.26 приведена нереверсивная схема ШИП с двумя транзисторными ключами. В данной схеме транзистор VT2, коммутируемый в противофазе с транзистором VT1, позволяет изменить направление тока нагрузки и осуществить тормозные режимы двигателя М. Схема обеспечивает режим непрерывного тока при любой нагрузке и регулируемую скорость холостого хода двигателя. Для протекания токов самоиндукции схема дополняется диодами, включаемыми встречно-параллельно двигателю М (диод VD2)и транзистору VT1 (диод VD1).
На рис. 2.28, б показаны внешние характеристики нереверсивных ШИП с режимом торможения. Если из рассматриваемой схемы исключить транзистор VT2 и диод VD1, то режим торможения будет невозможен. Внешние характеристики нереверсивных ШИП без режима торможения показаны на рис. 2.28, а. Приведенные на рис. 2.28, а, б внешние характеристики соответствуют случаю, когда внутренние сопротивления элементов силовой схемы ШИП вынесены в цепь нагрузки. Если необходимо иметь внешние характеристики в четырех квадрантах их координат, то необходимо использовать реверсивную схему ШИП, которая может работать в тормозных режимах. Такая транзисторная мостовая схема приведена на рис. 2.27.
Так же, как и в ТП координата a, в ШИП внутренняя координата g делит ШИП на две части - ШИМ и К (см. рис. 2.24, а), управляющие свойства которых определяются характеристиками управления g = jу(Uу) для ШИМ и Ed = jк(g) для вентильного коммутатора К. Результирующая характеристика управления ШИП находится как сложная функция Ed = jк[jу(Uу)] = j(Uу). Опорное напряжение, определяющее характеристику jу(Uу), должно иметь пилообразную линейную форму (рис. 2.29).
Для нереверсивного ШИП значение опорного напряжения в момент tо, соответствующий переднему фронту положительного импульса ЭДС на нагрузке, равно
, (2.70)
а для реверсивного ШИП с разнополярными импульсами равно
. (2.71)
Так как начало положительного импульса соответствует условию Uу=Uоп, то с учетом этого из (2.70) и (2.71) могут быть получены характеристики управления ШИМ для ШИП с однополярными и разнополярными импульсами
; (2.72)
. (2.73)
Подстановка (2.72) в (2.67) и (2.73) в (2.68) даст уравнение результирующей характеристики управления ШИП, справедливое как для схем с симметричной коммутацией ключей, так и для схем с несимметричной коммутацией
. (2.74)
Как следует из (2.74), характеристика управления ШИП линейна. В нереверсивных схемах напряжение управления изменяется в пределах
,
а в реверсивных схемах в пределах
.
С точки зрения динамики, ШИП представляет импульсное звено. Для инженерных расчетов можно использовать передаточные функции ШИП в линейном приближении в виде апериодического звена первого порядка или звена чистого запаздывания
; (2.75)
, (2.76)
где - коэффициент усиления ШИП, который при линейной характеристике управления (2.74) равен Uп /Uпm; - постоянная времени ШИП.
В большинстве практических случаев все постоянные времени системы автоматики, где используется ШИП, более чем на один порядок превышают период коммутации ключей Tк, поэтому допустима передаточная функция ШИП в виде
.
Как элементы систем автоматики широтно-импульсные преобразователи рассмотрены в /1/.
Вопросы для самопроверки
1. В какой вид выходного напряжения преобразует широтно-импульсный преобразователь входное постоянное напряжение?
2. Какие преимущества характерны для широтно-импульсного преобразователя по сравнению с управляемым выпрямителем?
3. В качестве источников питания каких электроприводов целесообразно использовать широтно-импульсные преобразователи?
4. С помощью каких мероприятий возможна рекуперация энергии из нагрузки, если источник питания широтно-импульсного преобразователя не обладает двухсторонней проводимостью?
5. На каких полупроводниковых приборах реализуются силовые схемы широтно-импульсных преобразователей?
6. Какой вид имеет кривая мгновенных значений выходной ЭДС широтно-импульсного преобразователя?
7. Что является недостатком широтно-импульсного преобразователя при питании его от сети переменного тока через неуправляемый выпрямитель?
8. Что является внутренней координатой широтно-импульсного преобразова-теля?
9. Что является входной координатой широтно-импульсного преобразователя?
10. Что является выходной координатой широтно-импульсного преобразователя?
11. Для чего необходим широтно-импульсный модулятор в составе широтно-импульсного преобразователя?
12. Для чего необходим вентильный коммутатор в составе широтно-импульсного преобразователя?
13. Как определяется продолжительность включения импульса для широтно-импульсного преобразователя с однополярными импульсами выходной ЭДС?
14. Как определяется продолжительность включения импульса для широтно-импульсного преобразователя с разнополярными импульсами выходной ЭДС?
15. Какой вид имеет регулировочная характеристика вентильного коммутатора широтно-импульсного преобразователя при однополярных импульсах выходной ЭДС?
16. Какой вид имеет регулировочная характеристика вентильного коммутатора широтно-импульсного преобразователя при разнополярных импульсах выходной ЭДС?
17. Какие способы коммутации вентильных ключей используются в реверсивных мостовых схемах широтно-импульсных преобразователей?
18. При каком значении относительной продолжительности включения g пульсации тока нагрузки широтно-импульсного преобразователя будут максимальны?
19. В чем преимущества несимметричного способа коммутации вентильных ключей мостового широтно-импульсного преобразователя по сравнению с симметричным способом коммутации?
20. С какой целью в силовых схемах широтно-импульсных преобразователей используются диоды?
21. Какую жесткость в зоне малых токов имеют внешние характеристики широтно-импульсных преобразователей, питающих обмотку якоря двигателя постоянного тока и не обеспечивающих тормозные режимы?
22. В каких квадрантах системы координат расположены внешние характеристики широтно-импульсных преобразователей, питающих обмотку якоря двигателя постоянного тока и обеспечивающих тормозные режимы?
23. Какой вид имеет формула характеристики управления широтно-импульсного преобразователя?
24. Чем определяется быстродействие широтно-импульсных преобразователей?