Как родители способствуют неуверенности детей

Манипуляция «Несчастная женщина». Мать регулярно дает понять ребенку, что именно из-за него она не устроила личную жизнь: «Я бы не раз могла выйти замуж, но боялась, что отчим будет плохо к тебе относиться» или «Кому я нужна с ребенком, вон сколько свободных женщин».

Видя в ребенке причину своих бед, мать вызывает у него непроходящее чувство вины перед ней. Это тяжело травмирует неокрепшую детскую психику.

Манипуляция «Непогрешимый родитель». Некоторые родители стремятся создать собственный образ сверхродителя – человека, который никогда не ошибается, который всегда прав. В чем манипулятивность этой родительской позиции? Она для родителя комфортна, поскольку сознание собственной непогрешимости льстит самолюбию. Но сравнение себя с непогрешимым родителем вызывает у ребенка обостренное чувство вины, что он такой беспомощный, и это препятствует становлению его как личности. То есть родитель получает положительные эмоции, вызывая отрицательные у ребенка. Односторонний характер преимуществ, получаемых родителем, очевиден.

В результате ребенок или будет бороться за себя, или покорится, или сделает вид, что покорился. В первом случае возникает непрекращающийся конфликт, во втором – вырастет безынициативный человек, в третьем – ребенок, покорный в семье, будет компенсировать это агрессивностью вне пределов семьи (как тут не вспомнишь поговорку «В тихом омуте черти водятся» или удивление окружающих: «Из благополучной семьи – и в преступники»).

Дело в том, что манипулятивный характер воздействия со временем раскрывается. Подросток видит, что мать, обвиняя его в своей «загубленной жизни», на самом деле обладает таким характером, что и без ребенка ее никто не возьмет замуж. А «непогрешимый родитель» ошибается не меньше, чем любой другой. Почувствовав на себе силу манипуляций, жертвой которых он был, ребенок понимает, что с их помощью можно достигать (хотя бы в краткосрочном плане) своих целей. Но ведь именно ближайшие цели являются для него главенствующими. Так родители своими манипуляциями, сами того не подозревая, растят манипуляторов.

Манипуляция «Мнимая жертва». При желании родителям нетрудно организовать «обиду» на детей, чтобы с ее помощью вызвать у них чувство вины. Вот некоторые ключевые фразы, которые произносят в подобных ситуациях, поскольку одного только страдающего выражения лица бывает недостаточно: «Иди и радуйся, и не думай о том, что у меня болит голова», «Не беспокойся обо мне. Зачем тебе думать о таких пустяках», «Я рада, что это случилось со мной, а не с тобой».

И так далее в том же духе. Овладев техникой «страдания», можно наделить чувством вины любого, даже очень стойкого, человека, тем более ребенка.

Манипуляция «Злоупотребление запретами». Запреты имеют цель вызвать чувство вины при их нарушении. Когда запретов слишком много и они надуманны, то приобретают манипулятивный характер: взрослые получают дополнительные возможности для наказания ребенка. Однако непосредственность детей нередко «опрокидывает» самые хитроумные приемы взрослых.

Девочка в гостях просит добавки. Хозяйка делает ей замечание:

– Милая девочка, разве мама не говорила тебе, что хорошо воспитанные дети добавки не просят?

– Конечно, говорила, но она же не знала, что вы нарежете торт такими маленькими кусочками.

Мишенью воздействия хозяйка избрала чувство вины ребенка за нарушение «норм» поведения детей. Девочка переадресовала упрек самой хозяйке (контрманипуляция).

Манипуляция «Торговля любовью». «Я не люблю тебя такого(ую)», «Я не буду любить тебя, если ты не будешь слушаться» — как часто приходится слышать это детям от своих родителей! Манипулятивность этого приема очевидна, ведь выгоду от сказанного получает только родитель – он облегчает себе управление ребенком. Но эти слова весьма болезненны для ребенка. Ведь любовь родителей крайне необходима детям! И угроза потерять эту любовь вызывает у них внутренний разлад (фрустрацию). Это негативное переживание впоследствии преобразуется в своеобразную «месть» родителям в виде ответной манипуляции «Вы меня не любите». А также в ситуациях на любовном фронте, одну из которых я сейчас приведу.

Манипуляция «Если бы ты любил меня». Так начинается одна из наиболее распространенных фраз, используемых для манипуляции партнером. Когда говорят: «Если бы ты любил меня, ты сделал бы это », то имеют в виду: «Ты виноват, потому что не сделал этого » или «Если ты откажешься это сделать, значит, ты не любишь меня по-настоящему ». Если слова не действуют, то в ход идут наказание молчанием, отказ от секса, обида, гнев, слезы или хлопанье дверьми.

Упреки. Родители используют чувство вины как средство контроля за детьми. Они возмущаются, ругают их и наказывают, если дети не сделают чего-либо или сделают, но не так, «как нужно». В результате вырабатывается схема поведения, направленная в первую очередь на удовлетворение моральных норм окружающих. Чтобы избежать чувства вины, мы нередко говорим и делаем то, чего хотят от нас другие, каждый раз приходя к выводу, что лишь в этом случае можно понравиться всем. Таким образом, мы развиваем устойчивую потребность производить хорошее впечатление на других.

– Почему ты не ездишь с нами на дачу? Разве тебе не жалко нас, стариков, что мы там корячимся сами? – говорят родители.

На самом деле подростку эта дача не нужна ни за какие радости, и купили родители ее для собственного удовольствия.

Манипуляция «Мне плохо». Родитель может управлять своими уже взрослыми детьми, искусно создавая ситуации, когда те будут чувствовать себя виноватыми.

Дочь живет вдвоем с матерью. И всякий раз, когда она собирается на свидание с молодым человеком, матери «становится плохо». Свидания раз за разом срываются. Ухажеры женятся на других. Девушка остается одна… с мамой. А потом и одинокой женщиной, когда мама умрет.

Мишень воздействия на дочь – страх за жизнь матери и связанное с этим чувство вины, если во время отсутствия дочери с матерью что-то случится.

Наши рекомендации