Реализация стратегии управления персоналом
Реализация стратегии управления персоналом является важной стадией процесса стратегического управления.
В ходе реализации стратегии решаются три задачи:
во-первых, устанавливается приоритетность среди административных задач (задач общего руководства): распределение ресурсов, установление организационных связей и отношений, создание информационных, нормативно-методических, правовых и других подсистем;
во-вторых, устанавливается соответствие между выбранной стратегией управления персоналом и внутриорганизационными процессами, процессами внутри системы управления персоналом по следующим характеристикам организации: ее структуре, системе мотивации и стимулирования, нормам и правилам поведения, убеждениям и ценностям, квалификации работников и руководителей и т.д.;
в-третьих, это выбор стиля руководства организацией в целом и отдельными подразделениями, от которого зависит успех реализации стратегии управления персоналом.
Инструментами реализации стратегии управления персоналом являются кадровое планирование, планы развития персонала, в том числе его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение.
Реализация стратегии управления персоналом включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль за ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля.
Этап внедрения стратегиивключает: разработку плана внедрения стратегии управления персоналом; разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом; активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии. Внедрение стратегии управления персоналом, включающее распределение необходимых ресурсов, определение средств ее реализации, сроков исполнения, ответственных исполнителей может осуществляться в соответствии с планом, разработанным по форме:
Цель этапа стратегического контроля- определить соответствие или отличие реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды; наметить направления изменений в стратегическом планировании, выборе альтернативных стратегий.
Вопросы и задания
1.Дайте сравнительную характеристику содержательных теорий мотивации.
2.Подготовьте сообщение о современном взгляде ученых на теорию мотивации А. Маслоу.
3.Подготовьте сообщения о социальных теориях мотивации.
4.Дайте характеристику основных элементов системы мотивации труда.
5.Чем отличаются понятия “мотивация” и “стимулирование”? Дайте характеристику системы стимулирования труда.
6.Приведите примеры материальной мотивации труда.
7.Приведите примеры моральной мотивации труда.
8.В чем особенность систем мотивации, действующих в российских организациях.
9.Дайте характеристику системы мотивации в фирме “Макдоналдс”. В каких еще конкретных ситуациях, рассматриваемых Вами, были затронуты проблемы мотивации.
Тестовые задания
1. Какая функция предполагает побуждение себя и других к деятельности для достижения целей?
а) распорядительство;
б) организация;
в) мотивация.
2. Рычаг воздействия, который вызывает активизацию определенных мотивов, – это:
а) стимул;
б) стимулирование;
в) потребность.
3. Готовность человека довести порученное задание до конца – это:
а) старания;
б) направленность;
в) настойчивость;
г) нет правильного ответа.
4. Теория ожиданий базируется на том, что:
а) наличие активной потребности является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели;
б) человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению желаемого;
в) оба ответа верны.
5. Кто считал, что на удовлетворённость и неудовлетворённость работника влияют разные группы факторов?
а) А. Маслоу;
б) Д. Мак-Клелланд;
в) Ф. Герцберг.
6. Какие теории были направлены на идентификацию потребностей?
а) содержательные;
б) процессуальные.
в) оба ответа верны.
7. Модель Портера–Лоулера относится к группе:
а) содержательных теорий;
б) процессуальных теорий.
в) оба ответа верны.
8. Вознаграждение – это:
а) всё, что человек считает ценным для себя;
б) то, что даёт человеку организация (заработная плата, премия и т.д.);
в) то, что даёт сама работа (общение с коллегами, удовольствие от успешно выполненной работы).
9. Что не относится к методам мотивации?
а) принуждение;
б) вознаграждение;
в) воспитание;
г) приспособление.
10. Согласно теории усиления Скиннера:
а) поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом;
б) поведение людей обусловлено только ролью, которую они исполняют в данный момент времени и в данной ситуации;
в) оба ответа верны.
Ситуация для анализа