Сущность и эволюция понятия «мотивация»
Как уже отмечалось ранее, мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей.
Самым первым из применяемых приемов мотивации был метод «кнута и пряника». Однако постепенно выяснилось, что люди не всегда поступают рационально, потому мотивации с помощью «кнута» или «пряника» недостаточно. Школа научного управления предложила усовершенствованный «пряник» в виде премий за перевыполнение нормы. Школа человеческих отношений выступала за необходимость принимать во внимание психологию работников.
В настоящее время все теории мотивации делятся на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории основываются на идентификации тех внутренних потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Процессуальные теории основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.
Как уже отмечалось, потребность – это физическое или психологическое ощущение недостатка в чём-либо.
Содержательные теории мотивации выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные потребности носят физиологический характер (как правило, врожденные). Вторичные – это психологические потребности, которые обычно осознаются с опытом.
О существовании потребностей можно судить лишь по поведению людей. Поведенческим проявлением потребности является побуждение (мотив), то есть ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность, сконцентрированное на достижении цели.
Совокупность мотивов, которые находятся в определенном отношении друг к другу по степени воздействия на поведение человека, получила название мотивационной структуры.
Мотивация работников может осуществляться двумя способами:
1) внешними воздействиями на человека: вызываются к действию определенные мотивы, которые приводят к желательному поведению;
2) формированием определенной мотивационной структуры путем развития желательных мотивов.
Следует различать понятия «мотивация» и «стимулирование».
Стимулирование– это процесс использования стимулов для побуждения работников к достижению целей, подразумевает воздействие руководителя или организации. Мотивация предполагает влияние как внешних, так и внутренних факторов
Мотивация воздействует на такие характеристики поведения человека, как:
- усилия, то есть мотивация определяет то, насколько человек готов затрачивать усилия для выполнения работы;
- старания – степень прилежности при выполнении работы;
- настойчивость – готовность человека довести порученное задание до конца;
- добросовестность – ответственное выполнение работы;
- направленность – какие цели преследует работник при выполнении задания. Это могут быть личные цели или цели организации.
Мотивация как процесс – это органическая часть процесса управления, посредством которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение. Ожидаемым результатом последнего являются эффективные совместные действия, реализующие планы организации.
В этом смысле цель – то, что осознается как средство удовлетворения потребности. С этой точки зрения процесс мотивации может быть представлен следующим образом (рис. 9.1).
Рис. 9.1 Процесс мотивации
Пытаясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают ту или иную линию поведения. Работа в организации представляет собой один из способов целенаправленного поведения. Задача менеджера заключается в том, чтобы предоставить работникам возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу.
Термин «удовлетворение потребности» отражает позитивные чувства облегчения и благополучия, которые ощущает человек, когда его желание выполнено.
Как правило, люди стремятся повторить поведение, которое у них ассоциируется с удовлетворением потребностей, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Это явление получило название «закон результата».
Средством удовлетворения потребностей в организации является вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.
Принято выделять два типа вознаграждения: внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство удовлетворения от удачно выполненной работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Внешнее вознаграждение дается организацией. Это заработная плата, продвижение по службе, символы служебного статуса.
В теории управления выделяют четыре основных метода мотивации:
а) принуждение основано на страхе подвергнуться наказанию, например, в виде увольнения, перевода на нижеоплачиваемую работу;
б) вознаграждение в виде систем материального и нематериального стимулирования труда;
в) солидарность – развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации, что достигается путем убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятного климата;
г) приспособление – оказание влияния на цели и задачи организации путем частичного приспособления их к целям менеджеров высшего и среднего уровней. Этот вид мотивации требует делегирования полномочий на нижние уровни, что становится мотивом для внутреннего объединения целей менеджеров и персонала организации.
Применение каждого из видов мотивации или их сочетания зависит от конкретных условий, в которых работает организация.