Оценка и контроль выполнения стратегии

Оценка стратегии проводится руководством организации путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии, он должен проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни – сверху вниз.

При оценке результатов реализации стратегии проверяется:

- совместимость стратегии с внутренними возможностями организации;

- допустимость степени риска;

- достаточность и эффективность использования ресурсов;

- учет внешних опасностей и возможностей.

Существует ряд критериев (количественные и качественные), которые используются при оценке (табл. 8.2).

Таблица 8.2

Критерии оценки стратегии

Количественные Качественные
1. Доля рынка. 2. Рост объема продаж. 3. Уровень затрат и эффективности производства. 4. Уровень затрат и эффективности сбыта. 5. Текучесть кадров. 6. Чистая прибыль. 7. Курс акций. 8. Норма дивидендов 1. Удовлетворенность работников. 2. Способность привлечь высококвалифицированных менеджеров. 3. Расширение объема услуг клиентам. 4. Углубление знания рынка. 5. Снижение количества опасностей. 6. Использование возможностей

Для повышения эффективности оценки следует больше внимания уделять стандартизированным критериям. Например, текучесть кадров не должна быть больше 8%.

Имеются, несомненно, проблемы, связанные с определением количественных показателей и оценкой стратегии. Серьезнейшее давление на оценку стратегии оказывает фактор времени. Давление со стороны акционеров, требующих немедленных результатов, оказывает деструктивное воздействие на стратегию и ведет к преобладающему выбору вариантов с малой степенью риска.

После выбора стратегии и разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы оценить ее соответствие стратегии. Структура должна отражать стратегию.

Существует динамическое взаимодействие между стратегией, структурой и средой, в которой функционирует фирма. Одна из основных ошибок, совершаемых слишком многими фирмами, состоит в том, что новую стратегию они просто налагают на существующую структуру фирмы. Так не должно быть.

Структура зависит от стратегии, и этап формирования структуры в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию успешной реализации стратегического плана. Разработка стратегии является сложным делом, но многостадийная перестройка организации оказывается утомительной, трудоемкой и чрезвычайно сложной работой по форме, а затем, и по существу. Поэтому многие руководители не затрудняют себя проработкой этапов перестройки организации. Неспособность или отсутствие стремления признать важность структуры в процессе планирования обрекли многие эффективные и хорошо задуманные стратегии на неудачу.

Вопросы и задания

1. Почему формулирование миссии и целей является необходимым для эффективного управления?

2. Предложите формулировку миссии риэлтерской фирмы, фирмы по производству игрушек, корпорации “Гринн”. В чем их основное отличие?

3. На примере конкретной организации дайте характеристику иерархии целей.

4. Какие основные требования предъявляются к постановке и формированию целей?

5. Сформулируйте Ваши жизненные цели и структурируйте их с помощью дерева целей.

Тестовые задания

1. Что выявляется при анализе факторов внешней среды?

а) угрозы и возможности;

б) сильные и слабые стороны;

в) изменения во внешней среде.

2. Совокупность принципов, ценностей, убеждений, которые разделяют большинство работников организации, – это:

а) стратегия;

б) миссия;

в) организационная культура;

г) имидж организации.

3. Характеристикой внешней среды не является:

а) сложность;

б) неопределенность;

в) подвижность;

г) комплексность.

4. На каком этапе стратегического планирования определяется конкурентоспособность организационной культуры?

а) определение миссии и целей;

б) анализ внешней среды;

в) анализ внутренней среды;

г) анализ стратегических альтернатив;

д) выбор стратегии;

е) реализация стратегии.

5. Внутренняя среда организации включает следующие переменные:

а) структура, ресурсы, технология, задачи, люди;

б) цели, структура, задачи, технология, люди;

в) цели, уровни управления, разделение труда, задачи, люди.

6. Анализ внутренней среды предполагает:

а) выявление слабых и сильных сторон организации;

б) выявление конкурентов и анализ их деятельности;

в) выявление угроз и возможностей;

г) анализ целей организации.

7. Стратегическое планирование – это:

а) процесс, состоящий из ряда этапов, направленных на адаптацию организации к внешней среде;

б) процесс определения планов на долгосрочную перспективу;

в) набор действий и решений, предпринятых руководителем, которые ведут к разработке специфических стратегий, направленных на достижение целей организации.

8. Миссия организации – это:

а) получение прибыли;

б) создание клиентов;

в) основная, общая цель организации, оправдывающая её существование.

9. Что не является видом текущих планов?

а) долгосрочные планы;

б) функциональные планы;

в) единовременные планы.

10. Установление целей на уровне прошлых лет с учётом инфляции предполагает:

а) стратегия стабильности;

б) стратегия роста;

в) стратегия сокращения;

г) стратегия дифференциации.

Ситуация для анализа

«"Аквариус" меняет стратегию».

Пионер российского компьютерного производства (правильнее говорить о компьютерной сборке) фирма «АквариусСистемсИнформа» в апреле 1995 г. объявила о том, что она практически выходит из этого бизнеса и концентрируется на продаже в России зарубежных компьютеров. В связи с тем, что намечался выход на российский рынок таких известных производителей компьютеров, как фирмы «Фудзицу» и «Джитал», «Аквариус» надеялась добиться успеха в сбытовом бизнесе. Компьютерное производство было решено законсервировать до тех пор, пока не сложатся предпосылки для возврата в производственный бизнес.

Сборкой персональных компьютеров фирма «Аквариус» занялась в 1990 г. Тогда это было революционное начинание. И не столько потому, что фирма «Аквариус», имевшая в то время СП, решила заняться производством, а не импортом компьютерной техники, как это делало подавляющее большинство советских компьютерных фирм, но, в первую очередь, потому, что предприятие открыло свой завод по сборке компьютеров в г. Шуе Ивановской области. В те августовские дни 1990 г. было очень много восторженных отзывов и лестных высказываний по поводу начинания фирмы. Прогнозы были исключительно оптимистичными.

Мощности завода в Шуе позволяли производить 10 тыс. компьютеров в месяц. В условиях социалистической экономики важно было вписаться в систему плановых поставок. Фирме «Аквариус» удалось заключить выгодный договор с СоюзЭВМкомплектом, осуществлявшим поставки персональных компьютеров в рамках всего Советского Союза. В соответствии с договором СоюзЭВМкомплект должен был закупить у «Аквариуса» 35 тыс. персональных компьютеров. Далее эта цифра автоматически увеличивалась до 75 тыс. К весне 1991 г. завод вышел на производство 6 тыс. персональных компьютеров в месяц.

Однако обвалившийся рубль и введение повышенных таможенных пошлин на комплектующие к компьютерам сделали совершенно невыгодным заключенный в рублях контракт с СоюзЭВМкомплектом. Фирма «Аквариус» пошла на разрыв контракта и уплатила штраф. После этого ей пришлось искать покупателей на рынке, что заставило ее сократить производство до 1 тыс. компьютеров в месяц. Далее ситуация еще более усложнилась. В результате производство упало до 200-300 компьютеров в месяц, а число работников уменьшилось втрое: с 150 до 50 человек.

Для того чтобы завод работал безубыточно, необходимо было производить 1,5 тыс. компьютеров в месяц. Сбыт такого количества фирме был не под силу. Была сделана попытка начать производство кассовых аппаратов. Но эта попытка не дала желаемого результата. В условиях сокращения производства руководство фирмы пыталось сохранить кадры, однако все-таки вынуждено было пойти на увольнение работников. В 1995 г. на заводе остались только квалифицированные сборщики, которые выполняли функции охранников и в случае появления заказов на компьютеры осуществляли их сборку.

Трудности 1992 г. «Аквариусу» удалось преодолеть благодаря тому, что фирма пошла на диверсификацию. Переориентировав свой капитал с компьютерного производства на финансовую сферу, а также сферу торговли и строительства, фирма добилась того, что ее годовой оборот в 1993 г. составил 100 млн дол., при этом на долю компьютерного направления пришлась только четверть оборота, что было сравнимо с долей оборота в строительстве (20%) и меньше доли оборота, приходящегося на инвестиционные проекты (32% всего оборота).

Диверсификация деятельности привела к изменению организационной структуры. Вместо совместного предприятия «Аквариус» возникла группа из десяти фирм, действующих в отдельных сферах бизнеса. Во главе группы стоит холдинговая компания, которая владеет контрольным пакетом акций.

Ответьте на вопросы:

1. Насколько управление в фирме «Аквариус» может рассматриваться как стратегическое?

2. Каким образом фирма «Аквариус» добилась установления баланса с внешним окружением?

3. В какой мере «желания» фирмы были перечеркнуты изменениями во внешней среде?

4. Какими сильными и слабыми сторонами обладает эта компания?

Составьте перечень внешних угроз и возможностей для фирмы «Аквариус»

Практические задания

SWOT-анализ

Цель. Анализ сильных, слабых сторон ОАО «Счетмаш», внешних угроз и возможностей, формирование целей и стратегий.

Процедура. Используя матрицу SWOT-анализа, необходимо сначала индивидуально, а затем в малых группах заполнить ее квадранты. В заключении под руководством преподавателя подводятся итоги по проведенному анализу.

Наши рекомендации