Типы организаций по взаимодействию подразделений

По взаимодействию подразделений выделяют традиционную, дивизиональную и матричную структуры.

Традиционная (функциональная) структура предполагает деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет конкретную задачу и обязанности. В организациях с ограниченной номенклатурой изделий, действующих в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требующих решения стандартных управленческих задач, целесообразно применять линейно-функциональную структуру (рис. 5.4).

Дивизиональная организационная структура предполагает деление организации по видам товаров, потребителей или географическим регионам.

В продуктовой структуре (рис. 5.5) полномочия по руководству производством и сбытом передаются одному руководителю. Руководители вторичных функциональных служб должны отчитываться перед ним.

Рис. 5.4 Линейно-функциональная структура

Рис. 5.5 Продуктовая дивизиональная структура

Работа в такой структуре группируется вокруг результата, за счет усиления специализации растет эффективность работы, облегчается адаптация к изменениям внешней среды. Возможный недостаток – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции.

Организационная структура, ориентированная на потребителя, применяется в организациях, выпускающих большой ассортимент товаров и услуг для нескольких крупных групп потребителей или рынков. Основное преимущество обусловлено специализацией на определенном виде конечного пользователя продукции. Например, издательства имеют подразделения, занимающиеся литературой для взрослых, детской литературой, учебниками.

Региональная организационная структура предполагает департаментализацию по месту расположения подразделений. Она облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей.

В крупной фирме дивизионы могут относиться к разным отраслям. Руководство высшего звена отвечает только за координацию и контроль действий в рамках всей организации, распределяет инвестиционные ресурсы между подразделениями. Ожидается, что они достигнут намеченных показателей прибыльности и удержат затраты в пределах, установленных высшим руководством для всей организации. Преимущество таких организаций состоит в том, что подразделения могут продаваться и покупаться, не нарушая деятельность других подразделений.

Недостатки всех видов дивизиональных структур связаны с дублированием функций, которое приводит к росту затрат.

Матричная структура создается в результате сочетания функциональной структуры и проектной организации (рис. 6).

Проектная организация представляет собой группу квалифицированных сотрудников организации, создаваемую для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы.

Таким образом, в матричной структуре сотрудники подчиняются как проектному руководителю, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых работают постоянно. Полномочия руководителя проекта варьируются от линейных до штабных. Основной недостаток – сложность и нарушение принципа единоначалия.

По характеру распределения властных полномочий по уровням управления выделяют централизованные и децентрализованные организации.

Рис. 5.6. Принципиальная схема матричной структуры

В централизованных организациях большая часть полномочий, необходимых для принятия важных решений, находится в руках высшего руководства.

Децентрализованные – это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.

Чтобы определить степень централизации, необходимо выяснить, каковы:

- количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления;

- важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;

- последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;

- количество контроля над работой подчиненных.

Основным правилом для организации, по мнению Питера Дракера, является вовлечение наименьшего числа уровней управления и создание кратчайшей цепи команд.

Вопросы и задания

1. Как связаны между собой цели, стратегии и организационная структура? Поясните на примере.

2. Какие факторы влияют на выбор организационной структуры?

3. В чем достоинства и недостатки механистических и органических структур?

4. В каких сферах деятельности применимы новые организационные структуры? В каких отраслях они не будут эффективны? Почему?

5. В чем достоинства и недостатки централизованных и децентрализованных структур?

Тестовые задания

1. Функция организация предполагает:

а) деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;

б) взаимоотношения полномочий;

в) всё вышеперечисленное.

2. Полномочия – это:

а) право принимать решения;

б) реальная возможность влиять на поведение людей;

в) ограниченное право распоряжаться ресурсами организации и направлять деятельность некоторых её сотрудников.

3. Делегирование – это:

а) передача полномочий лицу, которое не принимает на себя никакой ответственности за их выполнение;

б) передача полномочий лицу, которое дает обещание их выполнить;

в) передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

4. Какие выделяют концепции процесса передачи полномочий?

а) классическая и концепция принятия организационных полномочий;

б) концепция принятия делегированных полномочий и классическая;

в) теоретическая и концепция реализации организационных полномочий.

5. Пределы полномочий определяются:

а) политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями в письменном виде;

б) политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями в устном виде;

в) нет правильного ответа;

г) оба ответа верны.

6. Власть – это:

а) реальная способность действовать;

б) реальная способность распоряжаться ресурсами;

в) реальное право делать все, что захочется.

7. Какие штабные полномочия являются самыми широкими?

а) рекомендательные;

б) обязательные согласования;

в) параллельные;

г) функциональные;

д) линейные внутри аппарата управления.

8. Какая организационная структура была впервые обоснована и предложена М. Вебером?

а) бюрократическая;

б) функциональная;

в) дивизиональная.

9. Недостатком какой структуры является нарушение принципа единоначалия?

а) бюрократической;

б) дивизиональной;

в) матричной.

10. По взаимодействию с личностью выделяют:

а) конгломеративную структуру;

б) централизованную структуру;

в) децентрализованную структуру;

г) корпоративную структуру;

д) индивидуалистскую структуру

Ситуация для анализа

Металлургическая компания

Виталий Зверев, генеральный директор металлургической компании, докладывал Совету директоров организационное построение компании. Схема спроектированной им организационной структуры изображена на рисунке 1.

Когда один из членов Совета спросил его, что он думает о такой большой численности людей, подчиненных ему непосредственно, Виталий ответил: «Я не верю в теорию, согласно которой руководители должны иметь ограниченное число подчиненных. Это разбазаривает ресурсы и создает бюрократию. Все мои подчиненные - хорошие люди и знают, что они должны делать. В любую минуту они могут обратиться ко мне за помощью в решении любых проблем. Они испытывают чувство близости к руководству. Кроме того, я предпочитаю знать из первых рук, как каждый из них работает, и указать на недостатки и ошибки немедленно. И если заведующий секцией в большом универсаме может иметь в подчинении 25-30 человек, то я просто должен быть способен управлять хотя бы девятнадцатью. В дополнении, несколько подчиненных недостаточно загружают руководителя работой, и я полагаю, что вы поставили меня на эту должность для того, чтобы я работал на компанию весь рабочий день».

Вопросы к конкретной ситуации

1. Как бы вы ответили на заявление Виталия Зверева? Какие аргументы привели бы со своей стороны?

2. Какие альтернативные подходы к построению организации возможны в данной ситуации? Объясните свою позицию.

3. Охарактеризуйте предлагаемую структуру с точки зрения централизации власти.

4. Как взаимосвязаны, с точки зрения, теории организации, цели, среда и оргструктура? Когда возможна и желательна высокая норма управляемости?

Практические задания

1. Определите количество уровней управления и их состав, назовите управленческие роли и реализуемые функции управления, используя следующие данные о распределении обязанностей в организации (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Распределение должностных обязанностей в организации

Должность Обязанности
1. Директор Решает вопросы по руководству деятельности Общества, подписывает исходящие документы Общества, а также платежные документы. Заключает хозяйственные договоры. Занимается подборкой кадров предприятия. Осуществляет иные полномочия, связанные с реализацией его компетенции
2. Зам. директора Осуществляет контроль за оборудованием для обеспечения бесперебойной работы производства
3. Гл. бухгалтер Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности общества исходя из обязанностей, определяемых «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ»
4. Инспектор отдела кадров Ведение личных дел сотрудников, составление и оформление договоров с физическими и юридическими лицами, а также работа с исходящей и входящей документацией
5. Зав. производством Осуществляет руководство производственно-хозяйствен-ной деятельностью колбасного цеха
6. Мастер Осуществляет контроль за работой рабочих, занятых в технологическом процессе, контролирует движение сырья и вспомогательных материалов на своем участке
7. Технолог Разрабатывает и внедряет технологические процессы и режимы производства на выпускаемую продукцию

2. Сравните оргструктуры ООО «Соловьиная роща», ООО «Злагода», АТЦ «Рейтинг» (рис. 5.8-5.10). К какому типу организаций по взаимодействию подразделений они относятся?

Рис. 5.8 Организационная структура ООО «Соловьиная роща»

Рис. 5.9. Организационная структура ООО «Злагода»

Рис. 5.10 Организационная структура АТЦ «Рейтинг»

6. Методология и организация процесса разработки управленческого решения

Основные термины

Решение. Виды решений: запрограммированное, незапрограммированное, организационные, персональные, операционные, стратегические. Подходы к принятию решения: централизованный, децентрализованный, групповой, демократический, совещательный. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждении. Рациональные решения.

Этапы разработки решения: диагностирование проблемы; определение ограничений и критериев принятия решений; определение альтернатив; оценка альтернатив; выбор альтернатив; реализация решения, оценка решения. Определенность. Риск. Неопределенность.

Моделирование. Типы моделей. Процесс построения модели. Платежная матрица. Дерево решений. Прогнозирование. Количественные методы прогнозирования. Качественные методы прогнозирования.

Наши рекомендации