Организация и её характеристики
Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.
Организация- это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Для большей точности скажем, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации. Группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень маленьких.
Неформальные организации - это спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.
Общими характеристиками всех формальных организаций являются:
-ресурсы;
-зависимость от внешней среды;
-разделение труда.
В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией:
-люди (человеческие ресурсы);
-капитал;
-материалы;
-технология;
-информация.
Взаимосвязь с внешней средой является одной из самых значимых характеристик организации. Организации полностью зависят от окружающего мира, как в отношении получения ресурсов, так и в отношении реализации товаров и услуг потребителям.
Термин «внешняя среда» включает: экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию, другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.
Большое значение имеет тот факт, что хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне сферы влияния менеджеров. С каждым годом руководству приходится учитывать все большее число факторов внешней среды, которые принимают поистине глобальный характер. Для достижения успеха, фирмам приходится конкурировать на иностранных рынках и противостоять конкуренции зарубежных компаний у себя на родине, что требует понимания целой новой отрасли юриспруденции, осознания новых культурных ценностей
Очевидной характеристикой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно.
Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг, финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы организация достигла поставленных целей. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих конкретные специфические задания и добивающиеся конкретных целей. Такие подразделения часто называют отделами или службами, но существуют также и другие многочисленные названия.
Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной.
Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления труда.
Так как для успешного выполнения целей, намеченных организацией, задачи должны быть скоординированы, поэтому управление является важной деятельностью для организации. Во всех организациях работа по управлению занимает много времени.
По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для успешной работы организации, необходимо, чтобы работа по управлению была четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.