Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000
Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 рассматривается аналогично умножению (десятичные дроби записываются со знаменателем):
Сначала делается вывод о делении десятичной дроби на 10, затем на 100 и затем на 1000. В итоге учащиеся подводятся к общему правилу деления десятичной дроби на число, выраженное единицей с нулями.
Так же как и при умножении десятичных дробей, обращается внимание на то, что при делении числа на 10, 100, 1000 каждый разряд частного уменьшается соответственно в 10, 100, 1000 раз.
Учитывая, что при умножении и делении десятичных дробей на 10, 100, 1000 умственно отсталые школьники допускают много ошибок, в частности путают, куда переносить запятую - влево или вправо, необходимо чаще решать примеры, в которых бы действия умножения и деления сопоставлялись, например:
7,85.10=78,5; 78,5:10=7,85; 78,5.100=7850; 78,5:100=0,785.
Полезно, так же как и при умножении, ставить перед запятой (слева от запятой) столько точек, сколько нулей в делителе, .7.,45: 100=0,0745.
Умножение и деление десятичных дробей
на целое число
Умножение и деление десятичных дробей на целое число тесно связано с умножением и делением целых чисел. Чтобы подвести учащихся к пониманию того, как производится умножение десятичной дроби на целое число, и сделать обобщение в виде правила, необходимо начать с рассмотрения простейших случаев (при этом учитель должен воспользоваться тем, что учащиеся уже имеют понятие о действии умножения), например: 1,2.3= . В этом выражении действие умножения заменяется действием сложения: 1,2×3=1,2+1,2+1,2=3,6, 1,2×3=3,6. Внимание учащихся надо обратить на то, что сначала умножается целое число на множитель и это произведение целых отделяется запятой, а затем умножаются десятые доли на множитель. Подобные случаи умножения (без перехода через разряд нив одном разряде) выполняются устно. Случаи умножения с переходом через разряд выполняются в столбик:
×2 83
3
8,49
Множители перемножаются как целые числа и в полученном произведении отделяется запятой справа столько цифр, сколько десятичных знаков в первом множителе.
Примеры на умножение десятичной дроби на целое число подбираются в той же последовательности, что и примеры на умножение целых чисел.
Наибольшие трудности для учащихся представляют примеры, в которых в первом множителе один или несколько десятичных знаков равны нулю, а также примеры, в которых в произведении получается нуль целых.
Например:
×0,032 ×0,005 ×0,156
38 57 5
__ 256____________ 35 0,780
96 25 0,78
1,216 0,285
Подобные примеры надо чаще предъявлять учащимся, повторив предварительно правила умножения нуля на целое число и целого числа на нуль.
При делении десятичной дроби на целое число также следует соблюдать определенную последовательность:
1. Все разряды делимого делятся на делитель без остатка: 6,48:2=?. Делим на 2 сначала целые, отделяем целые в частном запятой, потом делим десятые доли и, наконец, сотые доли: 6,48:2=3,24. Такие примеры решаются устно.
2. Целое или какая-либо из долей делимого не делится надело на делитель: 4,86:3.
Делим 4 целых на 3. В частном получаем единицу, отделяем ее запятой. В остатке осталась единица. Дробим ее в десятые доли и прибавляем еще 8 десятых. 18 десятых делим на 3, получаем 6 десятых. Далее 6 сотых делим на 3, получаем 2 сотых. Частное равно 1,62.
3. Особые случаи деления, когда в частном полу‑
маются нули:
1) 0,012 : 4=0,003
2) 12,432:6=? 3) 1:8 =?
_12,432 6 1,000 8
12 | 2,072 8 0,125
43 20
42 16
12 40
1240
4. Деление десятичной дроби на двузначное число:
_44,76 12
36 | 3,73
87
84
36
36
Умножение и деление десятичных дробей, так же как и соответствующие действия с целыми числами, изучаются параллельно. Каждое действие учащиеся учатся проверять обратным ему действием.
Решаются также примеры, в которых содержатся действия первой и второй ступени со скобками, чтобы поупражнять учащихся в применении правил порядка действий. Кроме того, следует предложить и примеры на нахождение неизвестного множимого, неизвестного делимого.