Тема 13. знакомимся с линиями. элементы цифр из плавных линий: «шапочка»
Основная цель:
1) Уточнить представление учащихся о плавных линиях; познакомить с новым элементом из плавных линий «шапочкой», тренировать умение писать этотэлемент.
2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность к самоконтролю.
Печатный материал:
П – 13.1 Карточка с советом госпожи Каллиграфии.
П – 13.2 Рисунок шапочки.
П – 13.3 Эталон № 11 «Элементы цифр: «шапочка».
КОНСУЛЬТАЦИЯ 13.
Данное занятие можно построить по аналогии с занятием 12.
Примерный вариант начала занятия:
- Найдите в прописях задание № 1, стр. 36. Рассмотри внимательно все линии, выбери и обведи плавные линии.
- Объясни, чем отличаются прямые и плавные линии.
- Найди вокруг себя три предмета с плавными линиями. На что похожи плавные линии?
-
За рукой своей следи, Плавно линии веди! |
- Когда вам пригодится умение писать плавные линии? (При написании цифр, мы сможем писать цифры правильно и красиво).
Выполнение задания № 2, стр. 36 можно организовать в группах (см. комментарии к занятию 12)
- Сосчитайте, сколько плавных линий получилось в каждой цифре. Считай от точки до точки.
- Сделайте вывод, из каких линий состоят цифры. (Цифры состоят из прямых и плавных линий.)
На данном уроке первоклассники начинают знакомиться с элементами цифр, состоящими из плавных линий.
Выполняя задание № 3, стр. 36, учащиеся знакомятся с новым элементом цифр – «шапочка». Выполнение задания можно организовать как фронтально, так и в группах, исходя из особенностей и возможностей класса.
Вариант работы с заданием № 3, стр. 36.
- Рассмотрите в задании № 3 большую графленую клетку.
- Назовите клетку, в которой написан элемент. (Верхняя рабочая клетка)
- Назови место красной точки в верхней рабочей клетке. (Левая граница, середина.)
- Назовите место черной точки на верхней границе. ( Верхняя граница, середина.)
- Соедините три точки плавной линией. Посмотрите на получившийся элемент. Как вы думаете, на что похожа эта линия. (Варианты ответов детей.)
Учитель может продемонстрировать рисунок шапочки (П – 13.2) и предложить вариант названия элемента «шапочка». Обращаем внимание, что учащиеся под руководством учителя могут выбрать другой вариант названия элемента (в задании дано место, где ученик может зафиксировать свой вариант названия элемента, нарисовать рисунок и подписать его), и в дальнейшем использовать это название при написании цифр.
После согласования названия нового элемента, учащиеся сравнивают свой вывод с эталоном, который учитель открывает на доске (П – 13.3).
Затемониприклеивают эталон-наклейку в задание № 4, стр. 37. Чтобы запомнить название нового элемента, проговаривают название элемента хором вслух, одновременно показывая пальчиком на схеме в эталоне.
Задания № 5 – 8, стр. 37 – 38 предлагаются для формирования у первоклассников умения писать элемент «шапочка». Образец проговаривания написания элемента «шапочка» дан в задании № 5, стр.37.
Сначала учащиеся, тренируются писать элемент «шапочка» в больших графлёных, а затем неграфлёных клетках.
При этом следует еще раз подчеркнуть, что при формировании умения писать элементы важна последовательность применения способа написания – сначала учащиеся тренируются писать элементы, проговаривая свои действия вслух (хором, в парах, индивидуально), затем про себя.
Задание № 7, стр. 37 можно дать первоклассникам для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Для создания ситуации успеха, чтобы дать возможность каждому ребенку почувствовать удовольствие, радость от своей работы учитель может предложить ученикам еще раз рассмотреть элементы, которые они написали, выбрать один элемент, который им нравится больше всех (самый правильный и красивый), и обвести в облачко.
В данном случае, важно обратить внимание на учащихся, которые испытывают трудности в обучении, найти возможность поддержать их. Например, пожать ему руку и сказать: « Я хочу поблагодарить сегодня за старание (внимательность и т.д.) Андрея». «Я верю, ты обязательно научишься писать элементы правильно и красиво!»
Далее можно обсудить с учащимися вопросы: «Почему не все элементы получаются правильными, красивыми? Что нужно сделать, чтобы не ошибаться в написании элемента?» (Точно следовать схеме-эталону написания; писать, проговаривая «про себя» до тех пор, пока не получится.)
В заключение занятия учащиеся отмечают, что они сделали новый шаг на пути к правильному и красивому письму цифр. Сегодня они научились писать плавные линии и новый элемент цифр 2, 3 – «шапочку».