Тема 12. знакомимся с линиями. элементы цифр из прямых линий: «стрела», «копье».
Основная цель:
1) Уточнить представление учащихся о прямых линиях, познакомить с элементами цифр из прямых линий «стрелой» и «копьем», тренировать умение писать эти элементы.
2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность к самоконтролю.
Печатный материал:
П – 12.1 План работы с образцом цифр.
П – 12.2 Рисунок стрелы и копья.
П – 12.3 Эталон № 10 «Элементы цифр: «стрела», «копье».
П – 3.1 Карточка - образец написания цифр (на каждую группу).
КОНСУЛЬТАЦИЯ 12.
На этапе мотивации учащихся к занятию по каллиграфии учитель может использовать следующее четверостишие:
Научились точки ставить,
Научились называть,
А теперь пора, ребята,
Прямо линии писать.
- Как вы думаете, для чего вам нужно уметь проводить прямые линии? (Варианты ответов детей.)
- Найдите в прописях в задании № 1, стр. 33 прямые линиии обведите их.
- Найдите вокруг себя три предмета с прямыми линиями.
Выполнение задания № 2, стр.33 предлагаем организовать в группах, что позволит каждому ученику включиться в работу на своем уровне. При этом учащиеся могут работать как в прописях, так и с карточкой-образцом из печатного материала (П – 3.1).
Перед началом работы ученики под руководством учителя вспоминают правила работы в группах и согласуют план работы с образцом цифр (П – 12.1).
1. Рассмотри цифры. 2. Найди и обведи прямые линии. 3. Подчеркни и назови цифры с прямыми линиями. |
Учитель обращает внимание, что считать надо от точки до точки. Каждая группа вывешивает на доску свой результат работы.
Далее учащиеся считают, сколько прямых линий получилось в каждой цифре, и делают вывод, что умение писать прямые линии им пригодится при написании цифр правильно и красиво.
На данном уроке первоклассники начинают знакомиться с элементами цифр, состоящими из прямых линий. Необходимо уточнить понятие «элементы цифр». В данном курсе мы рассматриваем элементы цифр, как части цифр, удобные для написания.
Алгоритм знакомства учащихся с каждым новым элементом цифр примерно одинаков:
1) Сначала учащиеся рассматривают увеличенную клетку с отмеченными точками элемента и называют места расположения точек.
2) Соединяют точки прямой линией.
3) Определяют по образцу написания цифр, элемент, какой цифры получился.
4) Называют, на какой предмет похож данный элемент. Обращаем внимание, что каждый ученик определяет САМ, на что похож элемент , в упражнении дано место, где ученик может зафиксировать свой вариант названия элемента, нарисовать рисунок и подписать его.
5) Согласовывают название элемента.
При этом учащиеся могут выбрать свой вариант названия элемента, внести правку в эталон и в дальнейшей работе пользоваться своим согласованным названием.
Шаги данного алгоритма зафиксированы в прописях. Первые элементы из прямых линий, с которыми знакомятся первоклассники – «стрела» и «копье».
В процессе фронтальной работы при выполнении задания № 3, стр. 33 учащиеся знакомятся с элементом «стрела», а при выполнении задания № 4, стр. 34 – с элементом «копье».
На первых шагах освоения алгоритма знакомства с элементами цифр учащиеся работают под руководством учителя. Постепенно, по мере приобретения опыта работы с элементами цифр, роль учителя сокращается и, соответственно, самостоятельность первоклассников при изучении новых элементов увеличивается.
Вариант работы с заданием № 3, стр. 33.
- Рассмотрите в упражнении № 3 большую графленую клетку.
- Назовите место красной точки в верхней рабочей клетке. (Нижний левый угол.)
- Назовите место черной точки в верхней рабочей клетке. ( Верхний правый угол.)
- Соедините обе точки прямой линией. Посмотрите на проведенную прямую. Как вы думаете, на что похожа эта прямая. (Варианты ответов детей.)
Учитель может продемонстрировать рисунок стрелы (П – 12.2) и предложить вариант названия элемента «стрела». Обращаем внимание, что учащиеся вместе с учителем могут выбрать свой вариант названия элемента, зафиксировать в эталоне и использовать это название в дальнейшей работе при написании цифр.
Аналогично организуется знакомство учащихся с элементом «копье» (задание № 4, стр.34).
После согласования новых элементов («стрела» и «копье») учитель открывает на доске эталон № 10 «Элементы цифр: «стрела», «копье» (П – 12.3).
Учащиеся сравнивают свой вывод с эталоном, приклеивают эталон-наклейку в задание № 5, стр. 34. Чтобы запомнить название новых элементов, повторяют их название вслух, хором, показывая пальчиком по схеме эталона.
Задания № 6 – 9, стр. 34 – 35 предлагаются для формирования у первоклассников умения писать новые элементы.
Учитель обращает внимание учеников, что они только узнали, из чего состоят (точки и линии) и как называются элементы, которые помогут им писать цифры 1, 4, 7. Теперь надо научиться писать элементы этих цифр.
В задании № 6. стр. 34 дается образец речевого сопровождения написания элемента «стрела»: «Ставлю точки в верхней рабочей клетке: в нижнем левом углу, в верхнем правом углу. Соединяю точки прямой линией».
Опираясь на данный образец, ученики все вместе, хором, проговаривают вслух места расположения точек элемента «стрела» и учатся писать этот элемент в больших клетках – сначала в графленых, затем в неграфленых клетках.
Выполняя задание № 7, стр. 34 первоклассники учатся писать элемент «копье» – в больших клетках.
В задании № 8, стр. 34 учащиеся тренируются писать элементы «стрела» и «копье», проговаривая про себя.
После выполнения заданий учитель может попросить учащихся обвести в облачко или подчеркнуть элементы, которые получились красивыми и правильными. А затем спросить: «Как вы думаете, почему не все элементы получаются правильными, красивыми? Что нужно сделать, чтобы не ошибаться в написании элемента? (Точно следовать схеме-эталону написания; писать, проговаривая «про себя» до тех пор, пока не получится).
В заключение занятия учащиеся отмечают, что они сделали новый важный шаг на пути к правильному и красивому письму цифр – сегодня научились писать элементы цифр 1, 4, 7 из прямых линий – «стрела» и «копье».