ТЕМА 6. ЗНАКОМИМСЯ С КЛЕТКАМИ. ВЕРХНЯЯ – НИЖНЯЯ, ПРАВАЯ – ЛЕВАЯ ГРАНИЦЫ
Основная цель:
1) Сформировать представление о границах клетки, тренировать умение определять, показывать и называть границы клеток: верхняя – нижняя, правая – левая, научить ставить точку на указанной границе клетки, сопровождая речью вслух свое действие и название места постановки точки: «Ставлю точку на верхней границе, ставлю точку на правой границе и т.д.».
2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность к самоконтролю.
Печатный материал:
П – 6.1 Эталон № 5 «Границы клетки».
КОНСУЛЬТАЦИЯ 6.
В начале занятия необходимо вспомнить с учащимися понятия: «справа», «слева», «вверху», «внизу».
С этой целью можно организовать игру, например, «Выполняй – не зевай». Учитель озвучивает действие, а учащиеся выполняют: «Поднимите правую руку вверх, коснитесь правой рукой левого колена, топните левой ногой, опустите правую руку вниз, а левую поднимите вверх и т.д.» Для усложнения задания учитель вместе с заданием может показывать действия, не соответствующие названным; за ошибку можно назначать штрафные очки.
Затем учитель говорит, что сегодня госпожа Каллиграфия снова пригласила своего главного помощника, и просит назвать его имя. (Это Клетка.)
- В задании № 1, стр.16 рассмотрите клетку, обведите каждую границу клетки и покажите на пальчиках, сколько границ у клетки. (4)
- Покажите нижнюю границу клетки.
- Попробуйте назвать границу, на которой стоит точка. (Верхняя граница.)
- Назовите остальные границы клетки (Правая граница, левая граница).
Учитель открывает П – 6.1 эталон № 5 «Границы клетки».
А учащиеся вклеивают эталон в учебное пособие в задании № 2, стр.16.
При ограничении времени на уроке, учитель может предложить учащимся вклеить эталон № 5 «Границы клеток» в учебное пособие дома.
Выполнение задания № 3, стр.16 поможет учащимся закрепить умение определять и называть границы клеток.
На данном занятии начинается подготовка учащихся к введению понятия точки-опоры и формированию умения отмечать место точек в клетке. В частности, умение ставить точку на верхней границе клетки отрабатывается при выполнении задания № 4, стр. 17. Образец проговаривания дан в упражнении: «Ставлю точку на верхней границе клетки».
Данное задание учащиеся начинают выполнять фронтально – 3 – 4 ученика по очереди называют положение точки, а остальные ставят точку в указанное место в своих прописях, затем продолжают работать все вместе, хором проговаривая свои действия.
Аналогичным способом отрабатывается умение ставить точки на нижней, правой, левой границе клетки в задании № 5, стр. 17. Первую часть задания под цифрой 1) можно выполнить в парах.
Примерный вариант диалога перед выполнением упражнения № 5, стр. 17 1):
- Посмотрите на задание № 5 на стр.17. Сколько заданий вы будете выполнять? (Два.)
- Что вы будете делать под цифрой 1)? (Ставить точки на нижней границе клетки.)
- В каких клетках вы будете ставить точки на нижней границе клетки? (В больших и маленьких).
- Как вы будете работать в парах? (Мы будем проговаривать свои действия по очереди, а точки будем ставить каждый в своих прописях).
Форму выполнения задания в строке 2) учитель определяет сам, исходя из особенностей своего класса.
В целях экономии времени, можно ограничить количество клеток, в которых необходимо поставить точки. Например, поставить точки на правой и левой границе клетки в трех больших клетках и трех маленьких и т.д.
В задании № 6, стр. 17 учащиеся работают в маленьких (тетрадных) клетках. Сначала учитель может сам продиктовать место расположения точек на границах первых пяти клеток. А учащиеся ставят указанные точки, проговаривая «про себя» свои действия.
Примерный образец для диктанта.
- Ставлю точку на верхней границе клетки.
- Ставлю точку на левой границе клетки.
- Ставлю точку на нижней границе клетки.
- Ставлю точку на верхней границе клетки. Ставлю точку на правой границе клетки.
Затем учитель открывает образец для самопроверки, и ученики проверяют свою работу. Если место положения точки совпало с образцом, ученики ставят знак «+», не совпало – знак «?». Далее учащиеся называют свои затруднения и исправляют ошибки.
В оставшихся клетках первоклассники могут потренироваться ставить точки на разных границах рабочей клетки, проговаривая «про себя».
Игру в «Телефон» (задание № 7, стр. 17) на тему «Границы клеток» учитель может организовать в группе продленного дня.
В заключение занятия учащиеся делают вывод, что сегодня они сделали шаг к правильному и красивому письму цифр – научились называть границы клетки и ставить точки на указанных границах.