ТЕМА 6. ЗНАКОМИМСЯ С КЛЕТКАМИ. ВЕРХНЯЯ – НИЖНЯЯ, ПРАВАЯ – ЛЕВАЯ ГРАНИЦЫ

Основная цель:

1) Сформировать представление о границах клетки, тренировать умение определять, показывать и называть границы клеток: верхняя – нижняя, правая – левая, научить ставить точку на указанной границе клетки, сопровождая речью вслух свое действие и название места постановки точки: «Ставлю точку на верхней границе, ставлю точку на правой границе и т.д.».

2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность к самоконтролю.

Печатный материал:

П – 6.1 Эталон № 5 «Границы клетки».

КОНСУЛЬТАЦИЯ 6.

В начале занятия необходимо вспомнить с учащимися понятия: «справа», «слева», «вверху», «внизу».

С этой целью можно организовать игру, например, «Выполняй – не зевай». Учитель озвучивает действие, а учащиеся выполняют: «Поднимите правую руку вверх, коснитесь правой рукой левого колена, топните левой ногой, опустите правую руку вниз, а левую поднимите вверх и т.д.» Для усложнения задания учитель вместе с заданием может показывать действия, не соответствующие названным; за ошибку можно назначать штрафные очки.

Затем учитель говорит, что сегодня госпожа Каллиграфия снова пригласила своего главного помощника, и просит назвать его имя. (Это Клетка.)

- В задании № 1, стр.16 рассмотрите клетку, обведите каждую границу клетки и покажите на пальчиках, сколько границ у клетки. (4)

- Покажите нижнюю границу клетки.

- Попробуйте назвать границу, на которой стоит точка. (Верхняя граница.)

- Назовите остальные границы клетки (Правая граница, левая граница).

Учитель открывает П – 6.1 эталон № 5 «Границы клетки».

А учащиеся вклеивают эталон в учебное пособие в задании № 2, стр.16.

При ограничении времени на уроке, учитель может предложить учащимся вклеить эталон № 5 «Границы клеток» в учебное пособие дома.

Выполнение задания № 3, стр.16 поможет учащимся закрепить умение определять и называть границы клеток.

На данном занятии начинается подготовка учащихся к введению понятия точки-опоры и формированию умения отмечать место точек в клетке. В частности, умение ставить точку на верхней границе клетки отрабатывается при выполнении задания № 4, стр. 17. Образец проговаривания дан в упражнении: «Ставлю точку на верхней границе клетки».

Данное задание учащиеся начинают выполнять фронтально – 3 – 4 ученика по очереди называют положение точки, а остальные ставят точку в указанное место в своих прописях, затем продолжают работать все вместе, хором проговаривая свои действия.

Аналогичным способом отрабатывается умение ставить точки на нижней, правой, левой границе клетки в задании № 5, стр. 17. Первую часть задания под цифрой 1) можно выполнить в парах.

Примерный вариант диалога перед выполнением упражнения № 5, стр. 17 1):

- Посмотрите на задание № 5 на стр.17. Сколько заданий вы будете выполнять? (Два.)

- Что вы будете делать под цифрой 1)? (Ставить точки на нижней границе клетки.)

- В каких клетках вы будете ставить точки на нижней границе клетки? (В больших и маленьких).

- Как вы будете работать в парах? (Мы будем проговаривать свои действия по очереди, а точки будем ставить каждый в своих прописях).

Форму выполнения задания в строке 2) учитель определяет сам, исходя из особенностей своего класса.

В целях экономии времени, можно ограничить количество клеток, в которых необходимо поставить точки. Например, поставить точки на правой и левой границе клетки в трех больших клетках и трех маленьких и т.д.

В задании № 6, стр. 17 учащиеся работают в маленьких (тетрадных) клетках. Сначала учитель может сам продиктовать место расположения точек на границах первых пяти клеток. А учащиеся ставят указанные точки, проговаривая «про себя» свои действия.

Примерный образец для диктанта.

  1. Ставлю точку на верхней границе клетки.
  2. Ставлю точку на левой границе клетки.
  3. Ставлю точку на нижней границе клетки.
  4. Ставлю точку на верхней границе клетки. Ставлю точку на правой границе клетки.

Затем учитель открывает образец для самопроверки, и ученики проверяют свою работу. Если место положения точки совпало с образцом, ученики ставят знак «+», не совпало – знак «?». Далее учащиеся называют свои затруднения и исправляют ошибки.

В оставшихся клетках первоклассники могут потренироваться ставить точки на разных границах рабочей клетки, проговаривая «про себя».

Игру в «Телефон» (задание № 7, стр. 17) на тему «Границы клеток» учитель может организовать в группе продленного дня.

В заключение занятия учащиеся делают вывод, что сегодня они сделали шаг к правильному и красивому письму цифр – научились называть границы клетки и ставить точки на указанных границах.

Наши рекомендации