Как устроен урок. Принцип нелинейности

Уроки совершенно не похожи на все известные вам варианты.

Во-первых, мы отказались от использования напрямую принципа систематичности и последовательности, который убивает в детях любознательность. Поэтому, нет задачи дать одну тему за один урок. Да это и невозможно.

Принципиальное изменение в наших уроках: мы даем любой вопрос маленькими порциями: за 2-3 минуты. Таких порций, например, в математике 20-25. Это разные темы.

Но к этой же теме возвращаемся снова на 2м, 3м, 10м, 25 уроке.

У нас не остается детей, которые бы это не поняли. Это невозможно.

На уроках русского языка эти фрагменты побольше – 10-15 минут.

Это новый тип уроков, такого еще не было.

Я один из авторов учебника математики для 5-6 классов, авторы: Виленкин и другие. Я среди этих «других»

Лобные доли

Мы используем все возможные средства воздействия.

Нам нужно чтобы активно работали лобные доли. Они отвечают за оперативную память, за внимание, а в последние годы выясняется, что это очень важный центр управления работой всего мозга. Очень важная часть мозга.

Мы используем все имеющие в руках учители средства воздействия на мозг.

Пугаться не надо, потому что вся начальная школа посвящена прямому воздействию на мозг детей. Но, к сожалению, тормозит. (большое негативное воздействие происходит).

Чтобы нормальная работа шла, первое, что нужно сделать, - наладить работу лобных долей.

Сентябрь первого класса – мы занимаемся лобными долями.

Каким образом? - математика.

Известное изречение: «Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит» – это как раз про лобные доли.

Основное время моей жизни ушло на то, чтобы найти эти последовательности упражнений. Это связки, типы, которые наиболее эффективно воздействовали бы на лобные доли.

Это реализовано также в учебниках 5-6 класса. Математические тренажеры позволяют очень быстро, за 1,5-2 месяца в 5м классе, наладить работу мозга – и нормальный ребенок становится. Это доказано и проверено.

На уроках математики в 1м классе – у нас то же самое:

специально подобранные последовательности упражнений, которые воздействуют на лобные доли, и начинают работать так, как положено.

Мы не отрываясь от земли, от природных возможностей детей, стимулируем то, что есть. А есть очень много. Год от года дети лучше и талантливее становятся. Просто на удивление.

Дети за последние 10 лет просто поумнели, заметно поумнели.

Связи между полушариями

Возвращаемся к мозгу. Первое – это лобные доли, математика работает очень хорошо.

Еще одна неприятность есть с мозгом – это связи между полушариями.

Это очень важно. Прежде всего, вот почему.

Россия находится на границе двух цивилизаций.

Западная цивилизация левополушарная.

И восточной, где всякие психические техники и все прочее, -

это обусловлено работой и развитием правого полушария.

Нашим детям повезло. Поскольку у детей изначально есть и то и другое.

Дети могут активно использовать как левое, так и правое полушарие.

К сожалению, вся наша школа ориентирована на использование именно левого полушария.

Конечно, мириться с таким безобразием мы не могли.

И первый шажок – это восстановление межполушарных связей, для того, чтобы можно было активно задействовать правое полушарие.

Какие инструменты? Да очень простые, которые использовались очень давно. Как-то чувствовали люди это.

Мы поем.

Почему? Потому что мозг воспринимает мелодию музыкальную правым полушарием, а ритм и слова левым полушарием.

Для того чтобы петь или танцевать (все равно), полушария должны работать совместно.

Это взаимодействие обеспечивается межполушарными связями. Целый такое большой пучок волокон, которые соединяют полушария между собой.

Прочистить, так сказать, связующие нервные волокна музыка позволяет. Дети много поют. Поют с удовольствием. Все поют.

В начале любого урока обязательно какие-то картинки и поём - вот два способа задействовать правое полушарие. А потом уже сам урок пошел.

И в конце урока обязательно веселая песня – и под бодрый марш мы с урока выходим.

Первое впечатление от наших уроков – непонятно что. Пришли, картинки посмотрели, песенку спели. в конце урока мультфильмы, и опять песня. А где там, собственно, математика?

Активность на уроке

Дело в том, что при такой высокой активности мозга времени на все хватает. У нас на собственно математические упражнения уходит 15-20 минут.

Но это в несколько раз больше, чем на обычном уроке в начальной школе.

Дело в том что основную часть урока занимают так называемые интеллектуальные паузы.

Когда дети сидят, что-то им надо подчеркнуть. Возьми зеленую ручку и подчеркни орфограмму. Или на математике: закончил работать – возьми ручку и сиди вот так, пока остальные закончат.

Это псевдоучебная деятельность. В ней проходит 90-95 % времени урока. Реально на уроке дети думают 4 минуты в среднем.

Поэтому, если мы занимаемся математикой 20 минут – это в 5 раз больше, чем на обычном уроке. Но при этом дети много нового узнают. Например, вначале про самолет.

Потом завели правое полушарие, и дети значительно легче могут представить картинку или ассоциацию, и главное, они не устают.

Дети хотят в школу

Работоспособность детей увеличивается. И то же самое в течение всего дня. От первого урока к последнему не усталость накапливается, а наоборот, им все больше прыгать хочется.

И каждый раз разговоры в конце дня: «А что, уже домой? давайте еще посидим». Дети перед каникулами плачут.

Перед каникулами слезы. И в конце года уроки воспринимаются как награда.

Наши рекомендации