Когда мы считаем четыре ступени, то имеем в виду четыре свойства самого творения, а когда мы считаем пять - добавляем к ним кетер, в котором есть и Творец, и творение.
(ТЭ"С, стр. 130)
9) И не ошибись в том, что иногда мы считаем 10 сфирот, на которые делятся четыре буквы АВА"Я - Имени Творца, а иногда мы делим эти четыре буквы АВА"Я на 5 частей, на 5 парцуфим, но, когда мы говорим четыре, то считаем только свойства творения, существующие в действии, а когда мы считаем 5 парцуфим, то добавляем к ним и корень творений, т.е. Творца вместе с творением.
- комментарий -
Однако не все 10 сфирот образуют парцуфим. Дело в том, что шесть сфирот: хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, есод не образуют парцуфим, потому что все они выходят на один авиют и представляют собой, естественно, один духовный уровень, т.е. бхину гимел, потому что все они выходят на один зивуг дэ-акаа и потому они считаются как один парцуф.
Во всех мирах верхняя из ступеней определяется как Творец, а нижняя как творение, в котором есть четыре свойства. И есть между ними промежуточная ступень, называемая кетер, в которой есть одновременно Творец и творение. И этот кетер, являясь малхут высшего парцуфа, т.е. относительно высшего парцуфа, называется "ани" ("я"), а будучи кетером низшего парцуфа, называется "эйн" ("нет"). И это тайна сказанного: "Я - первый и Я - последний".
(ТЭ"С, стр. 131)
10) И знай, что по этому же принципу в 10 сфиротах каждого мира, каждого парцуфа, каждой ступени высшая из них называется "Творец", а низшая - "творение". И нет в творении менее 4-х букв АВА"Я, даже в самых частных 10-и подсфиротах и под-подсфиротах. И есть между ними промежуточная часть, называемая "кетер". И продумай это хорошо, потому что именно на этом строится все наше изучение. И об этом сказано "Я первый и Я последний", потому что кетер - он первый для низшего парцуфа и последний для высшего парцуфа, и он называется "эйн" - "нет", и он называется "ани" - "я", (те же самые буквы: алеф, нун, юд). Являясь частью высшего парцуфа, он называется "ани", что соответствует малхут, а будучи кетером низшего парцуфа, называется "эйн".
- комментарий -
Есть два парцуфа, верхний и нижний. Малхут верхнего парцуфа и кетер низшего парцуфа представляют собой единое целое. Это промежуточная ступень между верхним и низшим. И эта промежуточная ступень относительно высшего называется "ани"-я, а относительно низшего называется "эйн"-нет, т.е. непостигаема относительно низшего и полностью постигаема и является основой относительно высшего.
"Нет" - это отрицание. Оно говорит о том, что нет абсолютно никакого постижения, нельзя его никак схватить, а "я" говорит о том, что есть полное абсолютное постижение.
Почему называется "я"? Потому что в духовном мире постижение происходит только вследствие совпадения свойств. Т.е. насколько я совпадаю свойствами с каким-то духовным объектом, настолько, т.е. в той мере я его постигаю, полностью или частично.
Поэтому, если я говорю "я", т.е. этот объект становится мной - значит, я его полностью постигаю. Кетер относительно высшего парцуфа полностью постигаем, представляет собой его суть. Относительно низшего парцуфа он как бы абсолютно непостигаем, представляет собой ничто.
Малхут творения, которая в нем, называется "последней", и называется "я", что соответствует "малхут", и в этом виде она является корнем творений, которые в нем, являющихся в свою очередь кетером, т.е. корнем, и это "первый", называемый "нет", состоящий из букв: алеф, нун, юд.
Здесь есть намек на очень важную вещь, потому что слово нет-эйн указывает на абсолютное непостижение, непостигаемость, и оно обратно слову я-ани, которое указывает на абсолютную постигаемость до самого последнего элемента анализа постижения.
И несмотря на то что нет двух более крайних друг другу, взаимно аннулирующих, исключающих друг друга понятий, чем эти слова я и нет, однако буквы в них абсолютно те же, и это заключает в себе огромное чудо творения, и это тайна сказанного: "Я первый и Я последний".
Эти две категории не противоположны друг другу, а это вообще одно понятие, а не два. Т.е. "я" и "нет" - абсолютное постижение и абсолютное непостижение - это именно одно, а не два понятия.
И потому Ари указывает: продумай это хорошенько, потому, что вокруг этого понятия вращаются все комментарии и все объяснения, которые будут у нас впереди. Потому, что промежуточное звено между двумя звеньями - это и есть точка соприкосновения творения с Творцом, в которой есть и часть творения, и часть Творца и поэтому творение, с одной стороны, может постичь Творца, а с другой стороны, Он все равно остается абсолютно непостигаемым в себе.
С одной стороны, эта точка включает в себя сумму всех сфирот, всего, что есть выше нее, потому что все, что есть выше нее до Бесконечности, представляет собой не более, чем подготовку к тому, чтобы родилась вот эта последняя ступень и породила еще более низшую ступень.
Значит, в потенциале эта промежуточная ступень несет в себе все высшие ступени, которые являются относительно нее постепенным раскрытием света, и она же является в потенциале всеми будущими ступенями, которые произойдут от нее. Далее, эта ступень включает в себя свет Бесконечности, облаченный во все одеяния предыдущих парцуфим с одной стороны, и включает в себя в потенциале будущее кли, представляющее собой все парцуфим, которые родятся от нее и вниз. Поэтому в этом понятии (промежуточная ступень - "ани" вэ "эйн"), малхут высшего и кетер низшего объединяются в одно.
С одной стороны, малхут высшего парцуфа представляет собой весь этот парцуф, его "Я", и она пробивает экран, как уже было сказано выше, и проникает сквозь эту границу в более низший парцуф, и поэтому кетер низшего парцуфа называется "Я" - последний, что означает наивысшую степень совершенства, потому что малхут высшего парцуфа получает от всех 10-и сфирот, которые находятся в высшем парцуфе.
Она последняя из 10-и сфирот, значит, она получает в себя от всех 9-и предыдущих. И эти 10 сфирот высшего парцуфа включают в себя все парцуфим, которые должны одеться во все нижестоящие ступени. Поэтому точка малхут высшего парцуфа, ставшая кетером низшего парцуфа, представляет собой абсолютное совершенство.
Хотя корень любого парцуфа являет собой все, что находится до него и представляет собой абсолютно четкую конструкцию, получающую от всех предыдущих парцуфим, и в этом смысле он абсолютно постигаем, но относительно того, как он светит и образует все нижестоящие парцуфим, он относительно них проявляет себя как Творец, и с этой точки зрения он абсолютно непостигаем.
Этим и объясняется абсолютно обратное понимание "ани" и "эйн", потому что он является одновременно и частью высшего парцуфа (это промежуточное звено, малхут высшего), и корнем низшего. Но с точки зрения того, что он является светом, проходящим через экран, как уже сказано выше, он включает в себя 4 стадии, которые он рождает именно в своем действии, делая на них зивуг дэ-акаа, и поэтому называется рош творения, кетер, потому что все, что есть в нем - затем распространяется в тело творения.
А можно сказать, что все, что есть в теле, распространяется из головы и поэтому называется "нет", потому что все, что есть в каждой ступени и в каждом мире, находящемся под ним - это всевозможные ограничения и наложения на то, что есть в нем.
Низшие ступени - это не более чем какие-то порции того, что есть в голове парцуфа. А до того, как эти низшие парцуфим ограничивают голову этого парцуфа, голова сама по себе называется "непостигаемой" - "эйн", как сказано: "Я первый...", т.е. она представляет собой только самое начало раскрытия и корень для его раскрытия. И эта голова называется в таком случае не Атик - "тогу", а Арих Анпин - "боху", или - "ницуц нивра", т.е. искра творения, а не Творца, или - "кетер", потому что в этом он проявляется уже относительно всех творений.
Но в сказанном про Атик - "...Я последний", имеется в виду только то, что в шабат, т.е. в субботу, (когда поднимаются миры в мир Ацилут, и все возвращается к своему корню), малхут высшего парцуфа возвращается и полностью сливается с кетером низшего и т.д.
И очень углубись и постарайся понять эти вещи. Бааль Сулам пишет: ДО"К, это не просто проверь-тивдок. ДО"К - это сокращение 2-х слов, которое означает: если захочешь, сможешь здесь постичь, т.е. ощутить духовное. И проверь (т.е. ДО"К) эти понятия. Возможно, ты удостоишься и найдешь ворота в эту мудрость (вовнутрь мироздания, т.е. в Каббалу) именно через сопряжение этих двух понятий "Я" и "НЕТ", т.е. "Я" и "ТЫ", что означает - творение и Творец.
Глава 8
Она говорит о том, что четыре стадии Ху"Б Ту"М подобны человеку, в котором душа одета в тело, а тело одето в одеяния, и он сидит внутри помещения. Хохма - это тайна света мира Ацилут и поэтому называется - "нешама" мира Ацилут, или Адам Элион, Высший Человек. Хохма одевается в Бину, представляющую собой все келим, называемые "телом" мира Ацилут, а тело, т.е. Бина одевается в З"А, называемый "одеждой", и Малхут, представляющую собой помещение, дом.
1) И после того, как мы выяснили, что все творения вместе являются единым целым, состоящим из 4-х основ, представлящих собой 4 буквы АВА"Я, или 4 мира АБЕ"А, в которых есть высшая часть, промежуточная между ними и Бесконечностью, называемая "кетер", мы выясним сейчас в общем виде каждый мир по отдельности, а затем снова вернемся выяснять все эти миры как одно общее целое.
Все, что есть во всех мирах АБЕ"А - это не более чем 4 бхинот: Ху"Б Ту"М, представляющие собой 4 буквы юд-кей-вав-кей, представляющие собой также душу, тело, одежду и дом.
(ТЭ"С, стр. 133)
2) И вот все, что создано во всех мирах, это не более чем 4 части, называемые АВА"Я, которые представляют собой также: духовную часть, называемую "душа", часть, представляющую части тела, часть, называемую "одеяние", и часть, называемую "дом".
- комментарий -
Т.е. когда мы говорим, что 4 мира Ацилут, Брия, Ецира, Асия представляют собой 4 ступени или представляют собой соотношения души, тела, одеяния и дома, то имеем в виду, что такое соотношение между этими мирами имеет место только тогда, когда 3 мира: Брия, Ецира и Асия поднимаются в мир Ацилут. А это происходит только в состоянии, называемом "шабат".
Мир Ацилут - самый внутренний, снаружи на него одевается Брия, на Брия одевается мир Ецира, а на него мир Асия, и отношения между ними как Душа-Тело-Одеяние-Дом, 4-е условных духовных категории, но соответствие между ними возникает, когда один находится в другом и связь между ними, как в 4-х буквенном имени Творца.
Они представляют собой одну категорию, одно общее тогда, когда эти 3 мира не находятся под парса, а поднимаются в мир Ацилут. А в остальное время, т.е. в остальных своих состояниях, когда они не одеваются на мир Ацилут в таком порядке, а находятся под парса - нет никакой связи между ними, и они представляют собой 4 разрозненных мира, а не один духовный объект.
Свет в мире Ацилут представляет собой духовное, называемое "душа", и это - хохма. Душа эта одета в келим мира Ацилут, называемые "телом".
(ТЭ"С, стр. 133)
3) Рассмотрим мир Ацилут, на примере которого поймем все последующее. Внутренняя часть в мире Ацилут называется "душа" - нешама, и она одета в части тела, называемые "келим", которые представляют собой 10 сфирот, называемые "голова, конечности и тело".
- комментарий -
В мире Ацилут, как и в любом мире, есть два составляющие: свет и кли. Свет в мире Ацилут определяется как "душа" или "руханиют". Кли, что в мире Ацилут - "гуф"-тело.
Келим состоят из трех частей: головы, конечностей и тела, а свет, который наполняет их, называется душой. Ни в коем случае, естественно, не следует представлять себе какие-то тела, подобные человеческим. Здесь имеются в виду только лишь желания, не облаченные в материальную форму, т.е. как силы, как поля, если можно себе представить поля абстрактно, без каких-либо материальных носителей.
В желаниях, исправленых подобием Творцу, ощущается его присутствие, называемое светом. Тело состоит из 10-и сфирот, называемых головой, конечностями и телом. Никаких голов, конечностей и тел нет. Так называются 10 сфирот.
Под словом "голова" подразумевается сфира кетер. Верхние конечности называются хесед и гвура. Хесед - правая конечность, сфират гвура - левая конечность и тело называется тиферет. А от табура, т.е. от пупа и вниз есть у нас 4 сфиры: нецах, ход, есод, малхут. Нецах и ход соответственно правая и левая нижние конечности, есод - это место, где происходит зивуг, т.е., допустим, половой орган, и малхут - это уже полное окончание конечностей, там, где заканчивается все тело, так называемые ногти ног.
Но все эти термины обозначают чисто духовные категории. А строение человека и все эти "анатомические" понятия просто являются их следствием и потому используются для определения этих чисто духовных категорий. У нас просто нет другого выхода, кроме как использовать этот язык "ветвей и корней".
10 келим есть у нас в теле, представляющие собой 10 сфирот, являющиеся ограничением и мерой мира Ацилут, и они называются "бина".
(ТЭ"С, стр. 134)
4) Вернемся к понятию "тело". Оно состоит из 10 сфирот или из 10-и мер, в которых есть свои ограничения и меры. Как сказано в "Эц Хаим", в главе, называемой "Пиркей Эйхалот", - когда мы делим части тела на меры, то находим в нем, согласно тому, что пишет Рамак, рейш-ламед-вав, т.е. 236 тысяч ревавот (это 10 в 6-й степени, т.е. 236 миллиардов) частей.
- комментарий -
Он нам хочет сказать, что количество огромное, но ограниченное. "Шиур кома" - это книжка Рамака, каббалиста, который жил до Ари, а потом был, в свою очередь, учеником Ари. Рамаку было уже лет 70, когда он сидел и занимался у 30-летнего Ари. И Ари многое подчас берет в виде определений из его книг для того, чтобы дальше объяснять свой анализ Каббалы.
И нам уже известно, что со стороны света нет никаких ограничений, т.е. свет проникает всюду, все наполняет, не изменяется, не перетекает, даже не проникает и не наполняет, просто существует везде в абсолютном покое и для него не существует никаких границ.
Кли делает границу на распространение света и ограничивает его настолько, насколько ощущает этот свет. Именно от этого ограничения, от зивуга дэ акаа, который кли делает на свет, и образуются у нас 10 сфирот, но эти 10 сфирот образуются, начиная с Бины и вниз. Т.е. Бина - это гуф, затем З"А - левуш и Малхут - эйхаль. Бхинот бет-гимел-далет.
Но бхина алеф, называемая "хохма", или "душа", не относится к кли, а относится к свету. И это именно то, о чем говорит Ари: 10 сфирот тела называются 10-ю мерами ограничений, потому что с бхины Бет (Бина) начинаются келим. С нее начинаются только ограничения, в то время как в 10-и сфиротах души - (бхина алеф, или хохма) - нет никакого ограничения.
Бхина алеф еще не считается имеющей авиют. В ней нет такого огрубления, чтобы считаться кли, а не светом, как сказано уже было ранее, и поэтому - в этой бхине алеф, в душе, (в хохме) нет совершенно кли, т.е. ограничения.
Видите, насколько неуловимые понятия: свет и кли. Как только появляются ограничения, это понятие называется "кли"; когда этих ограничений еще нет, то это понятие называется "свет".
Мы изучали стадии распространения прямого света: бхина шореш, потом бхина алеф, которая все получает от бхины шореш. Она создана с очень маленьким авиютом, собственного желания у нее практически нет: все ее желание идет от кетера, который ее создал, и поэтому она получает свет и не делает на него никаких ограничений.
Распространение света в хохме и вся эта категория хохма, при которой свет светит в бхину алеф де авиют, еще называется "светом", (т.е. бхина алеф только "высвечивает" свет, не делая на него никаких ограничений). Это можно сравнить с пылью. Если бы ее не было в помещении, то луч света, который проникает в помещение, не был бы нам виден, тогда как пыль, которая находится в воздухе, показывает нам, что в воздухе есть луч света.
Т.е. хохма просто проявляет свет, который существует в кли, а бина уже начинает его ограничивать, говорит: "Не хочу". Поэтому с бины начинается кли, граница. И что же она ограничивает? Тот свет, который находится в кетере - бхинат шореш. Бина, одеваемая на хохма, начинает ограничивать этот свет, поэтому она является первым кли. Следующие З"А и малхут, естественно, тоже келим - еще более грубые.
Поэтому бина получила название - "тело", З"А - "одеяние" и малхут - "дом". Кетер совершенно непостигаем. Он считается Творцом, а хохма, которая только выявляет жизнь этого кли, его наличие, насыщение его светом, является душой. И еще Ари говорит о том, что никаких границ, ограничений, разделения этого света на всевозможные части в самом свете нет. Они происходят ввиду того, что первое кли бина, как он говорит, делится на 236 млрд. частей, (реш-ламед-вав алафим ревавот парсаот).
А тело Ацилута одето в одеяния, которые представляют собой З"А, облачающий Бину.
(ТЭ"С, стр. 134)
5) И это тело, т.е. сфират бина, одето в одеяния мира Ацилут. Как сказали мудрецы - в 10 одеяний одевается Творец. Например, в одеяние гордости, как сказано, Царь-Творец одевается в гордость, и это тайна сказанного в книге "Пиркей эйхалот" Рамака. Халат, одеяние Творца называется там Зоаркель (Зоар от слова сияние), т.е. сияние Творца. Но на душу, находящуюся внутри, нет никаких ограничений, которые исходили бы от тела и одеяний, хотя относительно Бесконечности и в "душе" имеются сфирот и ограничения.
- комментарий -
Облачаясь, Творец таким образом светит нижестоящему, проявляется ему как человек-невидимка: если он одевает на себя одеяния, то видно, что это человек, а когда раздевается догола, то его не видно. Кто создает эти одеяния? Низший! Творение делает одеяния на Творца, и по мере того, как растет способность делать на него одеяния - постигает Его через них.
Душа, в принципе, бесконечна. Нет в ней никаких имен, разделов, различных цветов. Мы только можем называть ее какими-то именами, выделяя те света, которые светят в определенных одеяниях - по имени этих одеяний.
Одеяния находятся внутри домов, представляющих собой семь залов мира Ацилут, являющихся Малхут. И все вместе определяется, что Высший человек, т.е. Душа, облачен в тело, тело одето в одежды и находится в залах Творца.
(ТЭ"С, стр. 134)
6) И вот, эти одеяния находятся внутри домов, т.е. внутри 7-и залов мира Ацилут, представляющих собой самостоятельный мир, состоящий из неба и земли и воздуха между ними. И все это представляет собой дома или залы и называется миром Ацилут, внутри которого находится Высший человек, представляющий собой душу и тело и царские одеяния. Он находится внутри зала высшего Царя, и все это вместе взятое представляет собой в целом общую конструкцию мира Ацилут.
- комментарий -
Т.е. эти залы закрывают как бы снаружи всю эту конструкцию, называемую миром Ацилут, потому что малхут, 6 ее сфирот - это 6 эйхалот, 6 домов, 6 залов.
4 стадии: Душа, Тело, Одеяние, Зал - представляют собой Ху"Б Ту"М, а Кетер - пятая часть над ними, и в нем находятся корни этих 4-х стадий: нешама, Гуф, Левуш, Эйхаль (НиГЛ"Э).
(ТЭ"С, стр. 134)
7) И эти 4 бхинот составляют 10 сфирот, начинающихся с Хохма, и есть в них эти 4 части, а также кетер, 5-ая часть, которая является корнем для всех остальных, и есть в ней также корни всех остальных нижестоящих частей.
В каждой из 4-х частей НиГЛ"Э мира Ацилут есть 10 сфирот: Ху"Б Ту"М. нешама, душа, находящаяся в Кетер, представляет собой корень для 10-и сфирот Ху"Б Ту"М всех нешамот мира Ацилут. Гуф, т.е. бина, которая в Кетере, представляет собой корень 10-и сфирот Ху"Б Ту"М всех гуфим. Левушим, т.е. З"А, которые в Кетер, представляют собой корень для 10-и сфирот Ху"Б Ту"М всех З"А-ов или всех левушим, и зал, малхут, которая в Кетер, представляет собой корень для 10-и сфирот Ху"Б Ту"М всех залов, всех малхует, которые находятся в мире Ацилут.
(ТЭ"С, стр. 135)
8) Находим, что свет нешама, который находится в кетер, является основой для 10-и сфирот всех нешамот мира Ацилут, который начинается с хохма. А бхинат гуф-тело, который в кетер - корень для всех гуфим, которые в 10-и сфиротах мира Ацилут, начинающихся с хохма. Бхинат левушим-одежды, которые в кетер - это корень для всех 10-и сфирот левушим в 10-и сфиротах мира Ацилут, начинающихся с хохма. И бхинат эйхаль, который в кетер - корень для 10-и сфирот всех эйхалот, находящихся в 10-и сфиротах мира Ацилут, начинающихся с хохма.
- комментарий -
Короче говоря, кетер состоит из кетер, хохма, бина, З"А, малхут. Кетер, что в кетер, относится только к кетер. Хохма в кетер является корнем для всех хохмот, что в мире Ацилут, бина в кетере является корнем для всех бинот, что в мире Ацилут, З"А в кетере является корнем всех З"А-ов, что в мире Ацилут, малхут в кетере является корнем для всех малхует, что в мире Ацилут.
Почему он подчеркивает это? Потому что есть передача света от высшего к низшему, но есть связь и между подобными частями, а это совсем другое дело. Подобные части не сопряжены между собой. Каждый духовный объект состоит из 10-и сфирот. Значит, хохма высшего парцуфа связана с хохмой низшего парцуфа через все остальные парцуфим, но все остальные парцуфим являются только проводниками между ними, связующими.
Между хохмой высшего парцуфа и хохмой низшего парцуфа существует полное подобие свойств, в определенной пропорции, конечно, вследствие подобия света, который их наполняет.
На внутренние 10 сфирот парцуфа одеваются нешама, гуф, левуш, эйхаль. Каждая из них состоит, в свою очередь, из 10-и сфирот сверху вниз: хохма, бина, тиферет, малхут. А дальше он их связывает между собой. нешама кетера является корнем для 10-и сфирот Ху"Б Ту"М нешамот, что в Ацилуте. Гуф в кетере - это корень, основа, источник для Ху"Б Ту"М во всех остальных гуфим. Левушим в кетере - корень 10-и сфирот Ху"Б Ту"М в левушим. Эйхаль в кетере - корень для 10-и сфирот Ху"Б Ту"М в эйхалот.
О чем бы мы ни говорили в кетере мира Ацилут, все, что находится в нем, является кетером или основой для всех остальных соответствующих сфирот мира Ацилут. Т.е. в кетере есть, в свою очередь, 10 сфирот - эти сфирот, эти бхинот являются основами, корнями, источниками относительно всех остальных сфирот мира Ацилут, и каждая - против подобной ей. Т.е. в кетере есть нешама, гуф, левуш, эйхаль. Так вот нешама, которая в кетере - корень для всех нешамот, и т.д.