Уровень централизации на предприятии при реализации управленческих
функций и видов деятельности в первом приближении можно определить по численности исполнителей этих функций на ВУУ и НУУ. Тогда коэффициент централизации по функции
(2.19)
где соответственно численность работников, реализующих функцию на ВУУ и НУУ.
В таблице 2.4 приведены примеры степени централизации по некоторым функциям и видам деятельности, существующей на предприятиях, где проводилась настройка организационной структуры управления, а в таблице 2.5 - расчетная степень централизации.
В результате сравнения значений таблиц 2.4 и 2.5 можно сделать вывод о том, что имеет место рассогласование между существующей степенью централизации и предлагаемой (рекомендованной экспертами).
Как показала практика настройки организационной структуры управления, не по всем управленческим функциям и видам деятельности на предприятиях происходит рассогласование, в особенности, если учесть, что отклонение от нижней границы до 25 % значений показателя считается нормальным [32].
При отклонении существующей степени централизации от рекомендуемой, особенно в части увеличения возникает необходимость проанализировать делегирование функциональными работниками видов деятельности, реализуемых ими.
В некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда по делегированию некоторых видов деятельности, особенно функциональными работниками, проявляется низкая степень согласованности мнений.
Таблица 2.4
Коэффициенты централизации по основным функциям и видам
Деятельности (до настройки ОСУ)
№ п/п | Управленческие функции и виды деятельности | "Урал-пром- желдор транс | "Уралсиб- транс- железо- бетон | “ДЕПАРК” служба |
1. | Планирование | 0.12 | 0.45 | 0.15 |
2. | Нормирование | 0.11 | 0.30 | |
3. | Организация основного вида деятельности | 0.12 | 0.60 | 0.37 |
4. | Координация действий | 0.11 | - | 0.85 |
5. | Инновации | 0.08 | 0.23 | 0.41 |
6. | Обеспечение безопасности движения | 0.12 | - | 0.88 |
7. | Охрана труда и техника безопасности | 0.09 | 0.01 | 0.05 |
8. | Капитальное строительство | - | - | |
9. | Кадровое сопровождение | 0.13 | 0.01 | 0.03 |
10. | Материально-техническое обеспечение | 0.28 | 0.26 | 0.07 |
11. | Технико-технологический контроль | 0.12 | 0.02 | 0.40 |
12. | Информационное сопровождение | - | 0.15 | 0.75 |
13. | Финансовое сопровождение | 0.14 | 0.10 | 0.35 |
14. | Труд и зарплата | 0.10 | 0.27 | 0.03 |
15. | Хозяйственно-правовое сопровождение | 0.14 | 0.05 | 0.15 |
16. | Бухучет. Отчетность | 0.14 | 0.01 | 0.07 |
17. | Секретное делопроизводство. | - | - | - |
Тогда, если расчетный коэффициент централизации много больше , то необходимо определить дисперсию экспертов, являющихся функциональными работниками, и сравнить ее с дисперсией для всех экспертов.
При значительном расхождении (более 50%) необходимо определять уровень централизации выработкой общего мнения.1
Таблица 2.5