Формирование экспертной группы
Экспертная оценка организационной структуры управления основана на использовании мнений специалистов (административно-управленческих и инженерно-технических работников) независимо друг от друга. Формирование мнения экспертов основано на методе аналитических экспертных оценок, который предполагает самостоятельную работу экспертов над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития предприятия. Свои соображения эксперт заносит в опросный лист, форма которого будет рассмотрена ниже.
При этом предполагается наличие у экспертов умения оценить важность и значение для предприятия настройки организационной структуры управления, умение определить перспективность проектируемого варианта структуры управления.
Для выявления коллективного мнения экспертов о делегировании полномочий между управленческими уровнями производится статистическая обработка опросных листов.
Преимуществами используемого в работе метода является максимально индивидуальная работа эксперта в условно неограниченное время и практически при отсутствии психологического давления на него.
Одним из основных вопросов при настройке организационной структуры управления методом делегирования полномочий, с использованием экспертных оценок, является формирование репрезентативной экспертной группы экспертами, способными профессионально ответить на вопросы, содержащиеся в опросном листе. От качества последнего зависят и результаты экспертизы.
Для получения удовлетворительных результатов к экспертам предъявляется ряд требований [31]:
1. Высокий уровень общей эрудиции.
2. Глубокие специальные знания в оцениваемой области.
3. Способность к адекватному отображению тенденции развития
исследуемого объекта.
4. Наличие психологической установки на будущее.
5. Наличие академического научного интереса к оцениваемому вопросу при отсутствии практической заинтересованности специалиста в этой области.
6. Наличие производственного опыта в рассматриваемой области.
Безусловно, что эксперты - работники предприятия - не могут отвечать этим требованиям в полном их объеме. Так, например, требование о наличии психологической установки на будущее подсознательно вносит элементы самозащиты, т.к. у эксперта всегда возникает вопрос о его месте во вновь настроенной организационной структуре управления предприятия.
Невыполнимо и пятое требование об отсутствии практической заинтересованности специалиста.
На основании опыта настройки организационных структур управления методом делегирования полномочий автор использовал и предлагает применять при формировании списка экспертной группы следующую информацию об экспертах:
1. Уровень общей эрудиции.
2. Наличие опыта: для линейных руководителей и их заместителей - в управлении предприятием или самостоятельным хозрасчетным подразделением; для функциональных руководителей и специалистов в реализации управленческих функций или видов деятельности.
3. Теоретические и практические знания производственного процесса предприятия.
4. Психология контакта: взаимоотношения с руководителями, подчиненными и коллегами по работе.
5. Уверенность в сохранении места работы после совершенствования (настройки) организационной структуры управления.
Предложенный перечень критериев не ранжирован по степени важности, т.к. невыполнение любого из пунктов должно послужить причиной исключения кандидата из списка экспертов.
В настоящей работе не решена задача установления оптимальной численности группы экспертов. При настройке организационной структуры управления список экспертов определялся здравым смыслом и с учетом соответствия экспертов вышеизложенным требованиям. Так, например, при настройке организационной структуры управления "снизу вверх" ( по схеме В) ряда приведенных ниже предприятий численность экспертов составила:
ПО "Уралсибтрансжелезобетон" - 74,
ОАО "Уралпромжелдортранс" - 66,
ОАО "Трест Спецстрой" - 47.
При настройке "сверху вниз" (схема А):
АО "Автотранс" - 24,
ГУП "ДЕПАРК" - 42.
При настройке по схеме D:
ОАО "Опытный завод" - 8 (из них 2 научных работника).
Численность экспертов при рационализации организационной структуры управления методом делегирования полномочий зависит от выбранного способа настройки - "сверху вниз", "снизу вверх", их сочетания или настройка директивным путем.
При настройке по схеме “сверху вниз” численность экспертов не превысит . Как показало практическое применение автором метода делегирования полномочий[18,19], выборка экспертов по схеме А составляет
При настройке по схеме В экспертами выступают управленческие работники уровня . Тогда численность экспертов не превысит , а практическая выборка на предприятиях составила .
Настройка по схеме АВ может вестись двумя способами. В первом случае эксперты верхнего и нижнего управленческих уровней объединяются, и создается единая команда экспертов. В этом случае численность экспертов составляет
.
Во втором случае делегирование полномочий реализуется раздельно - работниками уровня и уровня , а выработка общего мнения осуществляется Дельфийским методом (как показали наблюдения, согласование наступает на второй итерации).
При настройке по схеме D экспертов назначает первый руководитель предприятия. Экспертами, как правило, выступают заместители первого руководителя и некоторые начальники отделов верхнего управленческого уровня, а также в роли экспертов могут быть выбраны все или некоторые первые руководители НУУ.
Зачастую в качестве экспертов привлекаются научные работники, которые настраивают организационную структуру управления предприятия.[1]
Степень информированности экспертов даже на одном управленческом уровне может быть разной. Так, например, если ставится вопрос о делегировании управленческой функции "планирование", то можно предположить, что работник планового отдела имеет информацию большей значимости, чем работник отдела кадров, и наоборот.
Значимость информации, которой обладают эксперты, ее объем зависят от их должностного статуса. И чем выше должностной ранг, тем значимее информация, которой располагает сотрудник (сравним простого специалиста-исполнителя и начальника отдела или директора предприятия).
Итак, если - число управленческих функций и видов деятельности, которые предстоит делегировать одним из способов, а - число экспертов, участвующих в делегировании полномочий, то имеет место матрица коэффициентов значимости информации размерностью .
Одним из самых непростых вопросов является определение коэффициентов значимости информации экспертов. Крайне затруднительно определить такие коэффициенты без влияния субъективного фактора. Субъективное начало проявляется в назначении первым руководителем как экспертов, так и коэффициентов значимости их информации. [2]
В случае если такого назначения на предприятии нет, подбор экспертов и определение коэффициентов значимости информации проводят специалисты, осуществляющие настройку организационной структуры управления.
Для уменьшения влияния субъективного фактора на подбор экспертов и определение коэффициентов значимости информации введем параметры, с помощью которых попытаемся формализовать определение коэффициентов значимости информации:
- образовательный уровень, U;
- стаж работы по реализации управленческих функций, ;
- общий стаж работы на инженерно-административных должностях,
Тогда коэффициент значимости информации
(2.5)
Установим шесть ступеней образовательного уровня:
1.Высшее по специальности, совпадающее с реализуемой управленческой функцией.
2. Bысшее по специальности, соответствующей профилю предприятия.
3. Bысшее, не совпадающее с выполняемой работой и не соответствующее специализации предприятия.
4. Cреднее техническое по специальности, совпадающей с реализуемой управленческой функцией.
5. Cреднее техническое по специальности, соответствующей профилю предприятия.
6. Cреднее техническое, не совпадающее ни с реализуемой функцией, ни с профилем работы предприятия.
Для руководителей предприятий и их заместителей
U > U > U > U > U > U . (2.6)
Для функциональных работников
U > U ≥ U > U > U > U . (2.7)
Числовые значения параметра U определены экспертным путем и отражают общую тенденцию (табл.2.1).
Замечено, что с увеличением трудового стажа по реализации определенной функции стирается значимость совпадения образования с реализуемой функцией. Тогда числовые значения параметра U (табл. 2.1, колонка 3) могут приобрести иные, отличные от приведенных значения.
Влияние стажа работы по реализации управленческой функции (для функциональных работников) может быть определено по выражению 2.8, кривая 1, а для руководителей и их заместителей - по выражению 2.9, кривая 2 (рис. 2.9).
; (2.8)
(2.9)
Таблица 2.1