Характеристика критериев эффективности
Критерий | Характеристика | Формула для расчета, показатель |
1. Действенность | Достижение цели, получение "нужных" вещей (под "вещами понимают цели, задачи, операции и т.д.): а) вовремя; б) с нужными свойствами; в) всех "нужных" вещей | Своевременность Качество Количество |
2. Экономичность | Удовлетворение личных мотивов, успешный и необходимый личный вклад | Ресурсы, которые следовало потреблять Ресурсы, фактически потребленные |
3. Качество | Соответствие спецификациям; пригодность для использования | Своевременность Надежность Долговечность Удовлетворенность потребителя |
4. Производите-льность | Коэффициент, который представляет собой отношение в числителе - измерителя действенности, в знаменателе - к измерителю экономичности | Количество продукции организационной системы за определенный период времени. Количество ресурсов, потребленных этой организационной системой за тот же период, или количес-тво, удовлетворяющее требованиям качества. Фактически потребленные ресурсы |
5. Качество трудовой жизни | Реакция людей на условия труда и жизни в организационных системах Такие свойства организационных систем, которые вызывают положительную реакцию | "Удовлетворенность" работников. Организационный климат и т.п. |
6. Нововведения | Творческий процесс приспособления продукта, услуги, процесса, структуры и т.д. к внешним и внутренним требованиям, запросам, изменениям и т.д. Процесс поддержания пригодности продукции с точки зрения потребителя | |
7. Прибыльность | Мера или совокупность мер, характеризующих взаимосвязь между финансовыми ресурсами и характером их использования | Доходы. Издержки. Прибыль на активы и на инвестиции и т.д. |
Финансовые коэффициенты можно использовать по прямому назначению для определения финансового состояния фирмы. Более конкретными показателями прибыльности являются:
- уровень прибыли, отнесенный к объему продаж:
- прибыль, отнесенная к совокупным активам:
- прибыль, отнесенная к собственному капиталу:
В теории финансового менеджмента финансовые показатели, по сравнению с остальными шестью из табл. 1.34, разработаны достаточно подробно. Они широко входят в практику оценки деятельности российских организаций, разрабатываются нормативы для процессов оценки финансовой работы предприятий.
Выделенные в табл. 1.35 критерии эффективности работают на любом уровне организационной пирамиды, применительно к любому менеджеру, будь то президент фирмы или начальник (рис. 1.36).
1 2 3 4 5 6 7
Уровень работников
Уровень группы
Уровень отделения
Уровень фирмы
НИОКР
Производство
Сбыт
Обслуживание
Государственный сектор
Частный сектор
Университеты
Рис. 1.36. Измерители результативности
Решающее Важна Не имеет Очень Отчасти
значение значения важна важна
1 -действенность; 2 – экономичность; 3 – качество; 4 – производительность;
5 – прибыльность; 6- качество трудовой жизни; 7 – нововведение
По мнению Д.Синка , заслуживают внимания следующие моменты.
Во-первых,на рисунке показаны в общем виде относительные веса различных критериев результативности для разных типов организационных систем.
Во-вторых,он указывает на то, что действенность - это универсальный и решающий критерий результативности и, следовательно, необходимое условие "успеха".
В–третьих, на уровне индивида производительность и прибыльность - относительно менее важные критерии результативности.
В–четвертых,в таких специфических службах, как НИОКР и послепродажное обслуживание, экономичность, производительность и прибыльность относительно менее важны по сравнению с действенностью, качеством и внедрением новшеств.
В-пятых,в обрабатывающей промышленности виды работ столь разнообразны, а требования столь велики, что это предполагает чрезвычайно разнообразную систему критериев.
В-шестых,в некоторых секторах отдельные критерии имеют столь важное значение, что они "затмевают" все прочие соображения. Например, в государственном секторе действенность и качество предоставления услуг иногда отодвигают на задний план соображения экономичности.
В-седьмых, в ряде служб и секторов и на определенных уровнях условия и характер труда таковы, что качество трудовой жизни становится менее важным фактором.
В монографии "Реструктурирование предприятий" [95] приводится восемь критериев оценки деятельности организации. Большая часть из них совпадает с критериями, выделенными Д. Синком, и расширяет их толкование, восьмой критерий является дополнительным (табл. 1.36).
Из проведенного анализа очевидно, что оценка результативности управления не может ограничиваться оценкой самой по себе управленческой деятельности, поскольку основным критерием этой оценки являются результаты работы фирмы.
При этом используются специфические подходы при оценке текущего и стратегического управления. В.В. Гончаров [17] предлагает следующий набор оценочных показателей:
1. Объем продаж всех видов продукции и услуг. Чистая прибыль.
2. Доля чистой прибыли в объеме продаж всех видов продукции и услуг.
3. Объем продаж всех видов продукции и услуг на одного занятого.
4.Отношение расходов на НИОКР в объеме продаж всех видов продукции и услуг.
5. Отношение капиталовложений к объему продаж всех видов продукции и услуг.
6. Рентабельность.
7. Темпы роста объема продаж.
Таблица 1.36