Коммуникации в системе управления
Организационная структура управления предназначена не только для разделения труда в управлении, но и для согласования деятельности управленческих звеньев.
Коммуникации - связующий процесс, фактор интеграции организационных процессов, условие существования самой организации. На коммуникации (обмен информацией) уходит львиная доля рабочего времени руководителя. По мнению Г. Минтцберга [64], структура затрат рабочего времени может быть представлена диаграммой (рис.1.18).
незапланированные запланированные
встречи, (10%) заседания, встречи (59%)
поездки, осмотры
(3%)
работа с бумагами
(22%)
разговоры по телефону (6%)
Рис.1.18. Как руководители расходуют свое время
Естественно, что на рисунке дана усредненная "картина". Конкретный руководитель по-своему строит коммуникации, не забывая о том, что существуют два аспекта коммуникации:
- информационный (процесс движения и получения информации);
- личностный (взаимодействие людей).
При рассмотрении предметной теории организационных структур в организационно-техническом аспекте нас интересует первый. Часто коммуникацию путают с информацией, но информация - это лишь внешнее проявление коммуникаций, ее результат. В управлении информация чаще всего понимается как совокупность сведений о состоянии системы управления и внешней среды.
Информация как коммуникативное средство обладает рядом свойств [48]:
1. В основе информации лежат материальные процессы. Она зависит от материального положения, но не тождественна ему.
2. Информация может накапливаться и храниться. Для управления нужен оптимальный объем информации.
3. Информация имеет количественные и качественные характеристики, которые позволяют оценивать ее наличие, движение, использование, соответствие определенным потребностям.
4. Эффективность использования информации зависит от интеллектуального потенциала объема накопленных знаний и формы ее представления. Одна и та же информация может иметь разную ценность для разных потребителей.
5. Информация может быть средством эквивалентного обмена, купли и продажи, т.е. товаром. Роль информации как товара в процессе развития производства и общества возрастает.
6. Передача информации не обязательно уменьшает ее количество, от использования она не уменьшается.
7. Информация существует в движении: передача, обработка, использование, хранение. (Хранение информации также можно рассматривать как форму ее движения от одного субъекта к другому, условному).
8. Движение и обработка информации могут осуществляться с помощью технических устройств, которые повышают производительность и эффективность работы с информацией.
9. Информация является основой познания, понимания проблем.
10. Информация - средство коммуникации людей, и поэтому она является основой управления людьми и интеграции деятельности в процессе управления.
11. Всякая информация имеет содержание, но она может быть малосодержательной и бессодержательной. Такая информация тоже необходима, т.к. развивает воображение, побуждает к поискам и интеллектуальной работе.
Существующие в организации коммуникации разнообразны, табл.1.19.
Таблица 1.19
Классификация коммуникаций
Критерии (признаки) классификации | Виды коммуникаций |
Среда существования | Внутренние / Внешние |
Направление движения информации | Вертикальные: · по восходящей; · по нисходящей. Горизонтальные |
Информационные каналы (кол-во) | Одноканальные / Многоканальные |
Степень устойчивости | Устойчивые / Неустойчивые |
Формальность | Формальные Неформальные |
Условия возникновения и характер | Постоянные / Ситуационные |
Вид интересов | Организационные Экономические Социально-психологические |
Средства передачи | Вербальные / Невербальные |
Реальность связей | Мнимые.Реальные |
Каждый из видов коммуникаций выполняет свою роль в организации, и их соотношение необходимо для создания эффективной структуры и успешного управления.
На рис. 1.19 показаны основные свойства информации в их взаимосвязи.
Рис. 1.19. Коммуникационные свойства информации
Коммуникации представляют собой всепроникающий и сложный процесс.
Опираясь на представление организации в качестве открытой системы, выделим коммуникации с внешним миром. Они настолько разнообразны по форме и содержанию, насколько разнообразны составляющие внешней среды (потребители, поставщики, конкуренты, местные сообщества, средства массовой информации, государственные органы). Внутренние коммуникации, на которые необходимо обратить внимание при проектировании организационных структур, касаются отношений между уровнями и звеньями структуры. Они могут быть вертикальными и горизонтальными. Первые, в свою очередь, делятся на коммуникации по восходящей и нисходящей, вторые могут носить характер согласований, консультаций.
Приведем еще одну из классификаций организационных связей, данную в [72], табл.1.20.
Таблица 1.20