Затраты рабочего времени отдельных категорий управленцев
Примерные затраты времени к общим затратам, % | |||
Руководители | Специалисты | Технические исполнители | |
Информационные | |||
Подготовка и при-нятие управлен-ческих решений | |||
Организаторская работа | - | ||
ИТОГО |
Ключевой фигурой в процессе управления является руководитель – лицо, наделенное полномочиями принимать решения. Ригге Дж. писал: "это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность".
В теории и практике управления руководители классифицируются по:
- организационным уровням;
- видам полномочий;
- размеру структурных подразделений, которые они возглавляют.
По месту в системе управления выделяют руководителей трех уровней: нижнего, среднего, высшего. В [60] эти уровни названы соответственно техническим, управленческим, институциональным.
Технический уровень руководства представлен самой многочисленной группой руководителей, которые командуют исполнителями (рабочими и специалистами). К ним относятся начальники участков, мастера, бригадиры, руководители функциональных подразделений в цехах и отделах. Их работа связана с решением тактических задач, оперативным управлением, контролем за выполнением производственных заданий, ответственностью за выделенные ресурсы. Временной период для принятия решений у руководителей низового звена короткий, работа характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной работы к другой, постоянным общением с подчиненными.
К руководителям среднего уровня относятся начальники цехов, начальники отделов, руководители проектов, управляющие по продукту, по региону в дивизиональных структурах. Менеджеры управленческого уровня заняты реализацией политики, разработанной руководителями высшего уровня. Они играют роль связующего звена между высшим и нижним организационными уровнями.
По видам полномочий выделяют прежде всего линейных и функциональных руководителей.
Линейный руководитель осуществляет общее (линейное) руководство организацией в целом или ее производственным подразделением (филиалом, отделением, производством, цехом, участком, сменой). Линейный руководитель действует на принципах единоначалия и персональной ответственности в зоне своего влияния. Цепь линейных руководителей создает иерархию организационных уровней в системе управления.
Функциональный руководитель осуществляет руководство в пределах определенной специальной функции управления (исследование рынка, техническая подготовка производства, планово-экономическое обеспечение и т.д.). Функциональные полномочия – это "форма административных полномочий, при которой персонал может начать действия по указаниям руководителя, но может также и наложить на них вето в пределах своей компетенции" [60].
Функциональные полномочия помогают организации использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Эти полномочия могут носить характер обязательных согласований и рекомендаций. Функциональные руководители обладают линейными полномочиями (единоначалием) по отношению к работникам "своих" подразделений.
Соотношение затрат времени на выполнение основных функций управления различается по уровням управления (рис. 1.12).
100
низший средний высший
уровни управления
- планирование - организация - контроль
Рис. 1.12. Затраты времени менеджеров по уровням и функциям
Управления
Всех менеджеров объединяют модели поведения - управленческие роли (табл. 1.12) [64].
Современный управляющий, по мнению И.Д. Ладанова [54], выступает как управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор, человек и предприниматель. Он выполняет набор управленческих функций, которые в [50] представлены как система девяти взаимосвязанных видов деятельности:
Таблица 1.12
Роли руководителя
Категория | Роль | Характер | Действия |
Межлично-стные роли | 1.Номинальный начальник | Символ юридиче-ской власти | Обязанности правового и социального характера: церемониалы подписа-ния документов, прием посетителей |
2. Лидер | Стимулирует подчиненных на достижение целей | Фактически все управленческие действия с участием подчиненных | |
3. Связник | Звено в горизонта-льной и вертикаль-ной цепи обмена информацией | Переписка, участие в совещаниях и др. Работа с внешними организа-циями и лицами | |
Информационные роли | 4.Приемник информации | Центр внешней и внутренней информации | Собирает информацию, принимает все типы информации |
5. Распрост-ранитель | Передает отобранную информацию подчиненным | Рассылка почты, вербаль-ные способы передачи информации: беседы, совещания и др. | |
6. Предста- витель | Передает отобранную информацию во внешнюю среду | Участие в заседаниях, конференциях, устные выступления | |
Роли свя-занные с принятием решений | 7. Предприни- матель | Проектирует и начинает изменения внутри организации | Инициирование разрабо-тка и контроль проектов нововведений; заседания по обсуждению стратегии |
8. Ликвидатор нарушений | Принимает коррек-тирующие меры в нестандартных ситуациях | Обсуждение проблемных и кризисных стратегических и тактических вопросов | |
9.Распреде-литель ресурсов | Решает, кто должен получить ресурсы | Составление графиков, действия по составлению и выполнению бюджетов | |
10. Посредник | Представляет орга-низацию на всех значительных и важных переговорах | Ведение переговоров |
администраторской, стратегической, экспертно-консультативной, представительской, воспитательной, психотерапевтической, коммуникативной, инновационной и дисциплинарной.
По мнению большинства специалистов, менеджер сегодня в условиях рыночной экономики обязан быть новатором, предпринимателем, создателем чего-то нового, особого по своему значению, тратящим время и деньги, рискующим деньгами, здоровьем, жизненными благами в ожидании денежного и психологического удовлетворения [125].
Всех менеджеров, кроме ролей и требований к ним, объединяют функции управления, которые они выполняют, и основная задача, состоящая в создании условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий, материалов и с минимальными неудобствами [14].
Руководители всех уровней наряду с управленческими функциями выполняют исполнительские функции (рис. 1.13). Исполнительские работы с повышением уровня руководства уменьшаются и составляют в среднем на высшем уровне - 10%, на среднем - 50%, на низшем - 70% [38].
А
Б
А - исполнительские работы
Б - распоряжения С
С - оперативные решения Д
Д - стратегические низший средний высший
уровень управления
Рис.1.13. Затраты времени производителей
По видам деятельности
Место руководителя в организации диктует и определяет специфические качества, необходимые ему для успешной работы. В специальной литературе приводятся самые разнообразные наборы качеств, необходимые менеджерам. Они меняются в зависимости от времени, страны и других ситуативных факторов. Проблема определения качеств эффективного руководителя интересовала теоретиков и практиков менеджмента с начала нынешнего столетия. Основоположники научного управления Ф.У. Тейлор и А. Файоль выделяли такие качества, как ум, образование, здоровье, физическую выносливость, специальные и технические познания, такт, энергию, решительность, честность, рассудительность, административные способности [113, 119].
Требования к качествам руководителя менялись вместе с осознанием проблем управления и развитием управленческой мысли. Появление ситуационного подхода изменило взгляд на организацию и деятельность руководителя, на критерии оценки успешности его работы. Главным качеством руководителя сегодня является умение адаптироваться к изменчивости внутренней и внешней среды организации.
В зарубежной литературе по менеджменту продолжается исследование качеств и требований к менеджерам. Так, английские специалисты М. Вудкок и Д. Френсис [14] предлагают следующий перечень навыков и способностей, которых требует от руководителей современное управление:
- умение управлять собой;
- разумные личные ценности;
- четкие личные цели;
- упор на постоянный личный рост;
- навык решать проблемы;
- изобретательность и способность к инновациям;
- высокая способность влиять на окружающих;
- знание современных управленческих подходов;
- способность руководить;
- умение обучать и развивать подчиненных;
- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Мнения президентов 41 японской компании и финансовых менеджеров о том, какие должны быть менеджеры, приведены в табл. 1.13 и 1.14 .
Таблица 1.13