Характеристика общих функций управления

  Планирование Организация Мотивация Контроль
    Работы, состав-ляющие функ-цию   Определение того, что должно быть сделано: 1. Оценка ситуации. 2.Определе-ние целей организации. 3. Выявление ограничений. 4. Выработка программ действий.   Классификация и разбивка работ по элементам, удобным для управления: 1.Структуриза-ция.Группировка элементов работ, обеспечи-вающая эффек-тивное и эконо-мичное их выполнение. 2. Интеграция. Создание усло-вий для эффек-тивной работы.   Побуждение работающих эффективному труду: 1.Определение потребностей. 2. Организация системы сти-мулирования. 3. Формальные и неформаль-ные способы поощрения. 4.Создание условий для творчества. 5.Рост профес-сионализма.   Создание гарантий для фактического достижения поставленных целей: 1. Создание норма-тивов, плановых показателей. 2. Измерение фак-тических результа-тов и сравнен. с запланированными 3. Выполнение кор-ректирующих действий. Реализация меро-приятий по улучше-нию параметров.
Реше-ния, для функций Какова наша сверхзадача или природа бизнеса? Каким образом следует структу-рировать работу организации? В чем нуждаются мои подчиненные? Как нам следует измерять результаты работы?
  Какими должны быть наши цели? Как скоордини-ровать работу функц. блоков? В какой мере удовлетворяют-ся потребности? Как часто давать оценку результатов?
Какие изме-нения проис-ходят во внешней среде. Как они могут отразиться на организации? Принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять людям (руководителям)? Если удовлетворение работой и производительность возросли, то почему это произошло? Насколько мы преуспели в достижении целей?
Какую страте-гию и тактику следовало бы выбрать для достиже-ния поставленных целей ? Следует ли изменять струк-туру организа-ции из-за изме-нений во внеш-нем окружении? Что можно сделать для повышения уровня удовлетворенно-сти рабочих? Если мы недоста-точно продвинулись к целям, то почему это случилось. Какие коррективы внести?

Такой точки зрения на выделение функции придерживаются многие специалисты, и к этим четырем основным функциям пытаются добавить: координацию [62] (по их мнению, она обеспечивает согласование и взаимодействие всех остальных); подбор и расстановку кадров [59], исключив мотивацию из этого перечня; координацию, регулирование, исследование [48], управление реализацией решений [35] и т.п.

Такие функции, как координация, регулирование, могут быть рассмотрены как составляющие функции "организация", а реализация решений относится к процессу принятия решений, который является процессом, связующим выполнение всех функций управления. Следовательно, основными этапами, или стадиями процесса управления, являются четыре функции, представленные на рис. 1.6. Общие функции (иногда их называют основными) являются составными частями любого процесса управления, вне зависимости

от особенностей той или иной организации. Они присутствуют в работе менеджера любого уровня управления.

Перечисленные на рис. 1.6 функции можно назвать общей функцией руководителя, т.к. именно он планирует работу свою и подчиненных, подбирает и расставляет кадры, организует, направляет и мотивирует работу, контролирует результаты. Безусловно, что перечисленные функции не осуществляются последовательно. Каждая функция оказывает влияние на другие функции, а все они объединены в общем процессе управления (рис. 1.7).

Но для формирования аппарата управления необходимо выделить функции управления, связанные с этапами производственного процесса или отдельными факторами производства. Они получили название специальных или конкретных функций, в отличие от общих (таблица 1.8).

Каждая конкретная функция управления на предприятии является комплексной по содержанию и включает в свой состав общие: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Общие функции выделяются по отношению к системе управления в целом, конкретные функции - по подсистемам организации.

Функции управления являются связующим звеном между объектом и субъектом управления, между целями и задачами, подлежащими реализации в процессе управления. Система функций управления может быть представлена в виде дерева функций по аналогии с деревом целей (рис. 1.8).

 
  Характеристика общих функций управления - student2.ru

Процесс управления

i = 1 j =1

i = 2 j = 2

j = 3

Основные Конкретные

функции функции

i = n - 1 j = 4

i = n j = m - 1

j = m

Рис. 1.7. Взаимосвязь функций управления: Характеристика общих функций управления - student2.ru n – количество

основных функций управления; m - количество конкретных

функций управления

Дерево функций строится как многоуровневая система. Нулевой уровень дерева функций (вершина графа) представлен формулировкой общей генеральной функции организации: обеспечение эффективного функционирования организации в соответствии с заданными целями. Функции управления первого уровня отражают сферы деятельности управленческого персонала и формулируются с применением следующих ключевых слов: планирование, нормирование, обеспечение, обслуживание и т.д. Второй и последующие уровни функций детализируют функции первого уровня, т.е. расчленение происходит на элементы той же природы, только более дробные.

Таблица 1.8

Системообразующие признаки

Наши рекомендации