Глава 24 Коррекция проблем с почерком при неадекватной ориентации от природы
Эта проблема существует, по-видимому, потому, что диспраксия не позволила сформировать в головном мозге нейронные пути для правильного восприятия окружающей действительности. С заблокированным или искаженным восприятием, мозг не может правильно управлять рукой, что бы нарисовать линии или формы, используемые при письме. Эта процедура поможет открыть новые нейронные пути – сначала для точного восприятия, а затем и для создания линий и форм.
Замечание: Вы подтолкнете ребенка к состоянию фрустрации (Прим.: фрустрация – расстройство, разочарование, крушение надежд). Вы попросите его сделать то, что он не может, вы не должны быть очень настойчивыми, вы должны знать, когда отступить.
Предполагаем, что предыдущая «ориентация» ребенка не позволила его мозгу получить доступ к некоторым нейронным путям. Новая «ориентация», которую вы ему дадите, не блокирует нейронные пути, и поэтому его мозг сможет впервые получить к ним доступ. Нейронные пути должны поддерживаться в открытом состоянии, подобно водопроводной трубе без заглушки. Но этого не случится, пока ребенок не приложит к этому усилия. Он не сможет сделать то, что вы просите, пока не открыты нейронные пути.
Восприятия, затем координация
Работа усугубляется тем, что должны быть открыты два набора нейронных путей. Пути восприятий открываются первыми. Впервые ребенок сможет почувствовать симметрию и точную форму букв. Дальше – лучше.
Но он все еще не в состоянии заставить свою руку писать эти буквы. В этот момент состояние фрустрации ребенка должно существенно уменьшиться. Если он будет пытаться настойчиво преодолеть свой порог, может случиться «эмоциональный взрыв». Это наиболее точное описание того, что происходит.
Ваша задача так же состоит и в том, чтобы это предотвратить. Если вы видите нарастающее состояние фрустрации, немедленно прекратите делать то, что является причиной этого состояния. Если вы пропустили признаки надвигающегося эмоционального взрыва, и это произошло, сделайте перерыв 24 часа. Вам, возможно, придется восстановить мотивацию ребенка, прежде чем вы сможете возобновить занятия. Лучше всего если вы не допустите эмоционального взрыва. Я расскажу вам, чего ждать и что делать, когда вы это увидите.
Подготовка и процедура
Если вы еще этого не сделали, дайте ребенку набор базовых навыков из Части 2. Ребенок должен иметь навык по контролю за дезориентацией, метод снятия стресса и напряжения, метод по контролю его уровня энергии и скоростью его внутренних часов. Процедура ориентации позволит ребенку получить доступ к ранее заблокированным нейронным путям. Для выполнения этого упражнения вам понадобятся: 1 кг пластилина (Прим.: во всех случаях речь идет о белом пластилине), пластиковый нож и бумажные полотенца.
Подготовка
- Организуйте ваше рабочее пространство;
- Скатайте колбасу из пластилина, диаметром 10 мм. Порежьте на части длиной 7‑8 см. Вам понадобятся, по меньшей мере, 40 таких частей. Сделайте с запасом.
- Посадите ребенка за стол напротив вас;
- Попросите его проверить ориентацию. Для процедуры №1, скажите: «Проверь свою точку», для процедуры №2: «Почувствуй свои воображаемые руки на своих плечах».
- Попросите выполнить «разрядку».
- Попросите настроить уровень энергии в соответствии с ситуацией.
- Объясните ребенку, что вы ожидаете, словами соответствующими его возрасту. Например: «Я хочу попросить тебя сделать то, что ты раньше никогда не делал. Потому, что ты этого никогда не делал, это может оказаться трудным для тебя. Я это понимаю и поэтому мы будем делать это медленно и спокойно. Мы будем делать перерывы и потратим столько времени, сколько потребуется. Просто делай то, что я попрошу, и не спеши. Я знаю, у тебя получится. С каждым разом у тебя будет получаться все лучше и лучше».
- Покажите ребенку пример. Возьмите 4 пластилиновых колбаски и сложите из них букву М (Прим.: с позиции ребенка. Вы же сидите напротив друг друга). Поместите её в центре стола, перед ребенком.
Процедура
- Положите 4 «колбаски» той же длины, перед ребенком. Укажите на пример и скажите: «Возьми эти четыре части и сделай букву похожую на эту». (Прим.: Дейвис опять говорит не меняйте слова, иначе сломаете эффективность метода. Как я могу их не менять, если я их перевожу с другого языка? По-видимому, речь идет о языковых шаблонах). Не позволяйте ему прилагать слишком много усилий. Менее чем через минуту ребенок достигнет порога фрустрации, остановите его. Не давайте ему советов, как сделать букву лучше. Цель – открытие нейронных путей, а не буква. С открытием нейронных путей ваши инструкции более не понадобятся. Они могут только подтолкнуть ребенка к состоянию фрустрации. Если нужно прервать ребенка, положите вашу руку на его руку и скажите: «Хорошо, достаточно». Если ребенок уже закончил создание буквы, скажите: «Хорошо». Немедленно уберите его модель, запомните: неважно как выглядит его буква.
- Попросите ребенка проверить ориентацию. Для процедуры №1, скажите: «Проверь свою точку», для процедуры №2: «Почувствуй свои воображаемые руки на своих плечах». Если есть необходимость, попросите выполнить «разрядку». Если есть необходимость, попросите переустановить «уровень энергии». Если есть необходимость, выполните перерыв.
Для завершения процедуры открытия нейронных путей потребуется повторить указанные шаги много раз. По-началу его буква будет плохо походить на вашу. Однако если ребенок сразу создал букву по образу и подобию – вы «лаете не на то дерево» (Прим.: метафора) – вы, вероятно, выбрали не ту категорию проблемы с почерком.
Часто, не видно никаких улучшений на протяжении достаточно многих попыток создать букву М, это потому, то вы не видите, где происходит реальная работа (Прим.: осталось понять о каком количестве попыток идет речь. На мой взгляд, разумные пределы - не более 10 попыток). Работа идет в его голове. Как только вы заметите первые улучшения, работу можно считать на половину выполненной. Наблюдайте за совершенствованием буквы М, но не делайте никаких комментариев. Улучшения отодвигают порог фрустрации.
Нейронные пути для восприятия откроются первыми. Затем ребенок сможет правильно увидеть копируемую букву. В этот момент вы увидите улучшения. Однако нейронные пути для создания буквы еще не открыты. Когда восприятия изменятся, вы можете увидеть прямые диагональные линии или правильную точку пересечения. Это для вас знак «Внимание».
Предостережения
Теперь действуйте осторожно. Порог фрустрации может измениться на 90%. Теперь ребенок видит очевидную разницу между тем, что ему нужно слепить и тем, что у него получается. Если ему позволить пересечь порог фрустрации произойдет эмоциональный взрыв. Это подобно бомбе с коротким фитилем. У вас есть примерно 10 секунд, чтобы потушить фитиль. Признаки, что фитиль зажжен обычно едва уловимые, но если вы предупреждены, они должны стать очевидными. Наиболее общие признаки:
- Дрожащие или трясущиеся руки;
- Причудливые, отрывистые, неуверенные движения;
- Напряженность в теле;
- Прилив крови к лицу (Прим.: моего ребенка бросает в жар во время лепки слов. Обращаю внимание всех, кто лепит с ребенком слова, даже не в рамках этого упражения, такое реально происходит, прерывайте занятие, берите ребенка за руки и уводите умываться. Я не знаю, почему это происходит, вероятно, какое-то умственное гипернапряжение, внутренняя борьба «добра со злом»).
Если вы заметили хотя бы один из признаков, действуйте быстро. У вас нет времени для ожидания подтверждения. Не достаточно только сказать ребенку о прекращении упражнения. Вы должны взять ребенка за руки и прервать процесс. Скажите: «Хорошо, достаточно» и сделайте перерыв. Перерыв погасит фитиль, но он легко может быть зажжен опять.
Часто ребенок не хочет прерываться. Он может думать, что почти закончил лепку. Но экстремальные усилия, которые он прилагает для выполнения упражнения рано или поздно закончатся. Заставьте его прерваться, сделайте перерыв на пару минут. Десятиминутный перерыв и прогулка (Прим.: например, помыть руки) даже лучше.
Когда вы вернетесь к прерванному занятию, попросите ребенка проверить ориентацию, выполнить разрядку и установить уровень энергии. Затем скажите: «Мы совсем рядом. Теперь особенно важно, чтобы ты не торопился. Бери по одному кусочку пластилина. Если ты хочешь изменить форму буквы, проще взять новый кусочек пластилина, чем исправлять этот». (Заметьте, в этом утверждении нет негатива).
Знак «Внимание» это так же и сигнал для изменения вашего поведения. До сих пор, вы не хвалили ребенка и не давали никаких положительных подкреплений его творчества. Теперь цель переместилась на открытие нейронных путей «сделай это», и позитивная поддержка поможет вашему ребенку в этом деле. Запомните – в этом деле нет, и не может быть никакой конструктивной критики. Чтобы добиться максимального эффекта, хвалить и поддерживать надо не только за результат, но и за сам процесс. Это может звучать так: «Эта линия прямая, и эта линия прямая, и эта линия почти прямая. В этом месте получилось замечательно. Точка пересечения там, где надо. Этот угол почти правильный». Затем отложите его работу в сторону и дайте ему еще четыре кусочка пластилина.
После этого работа двигается быстрее. Вскоре ребенок сделает свою букву в точности похожую на вашу. Когда это произойдет, скажите ребенку, что он достиг вершины мастерства.
- Упражнение можно считать законченным, когда ребенок сможет создать букву М в точности такую же, как ваша. Она не должна быть безупречной, просто аккуратно выполнена с прямыми наклонными линиями и точкой пересечения в нужном месте.
Теперь мозг ребенка может точно воспринимать симметрию букв и может создавать прямые, наклонные и диагональные линии с правильными пересечениями. Причина, по которой ребенок не мог получить и развить навыки рукописи, устранена. Мировосприятие у ребенка улучшилось. Главная цель достигнута!
Продолжение
Это не конец, это новое начало. Ребенок с этой проблемой все еще далек от развития хороших моторных навыков необходимых для письма.
Существует много разных стратегий дающих ребенку навык письма. Здесь одна из них, по-моему мнению, наиболее глубокая:
- Повторяйте предыдущую процедуру с заглавными буквами: А, У, Ж, И, К, Х. Теперь дело пойдет быстрее.
- Освойте печатные заглавные и маленькие буквы алфавита в соответствии с Главой 15.
- Проработайте в пластилине прописные и строчные буквы алфавита.
- Пройдите процедуру, изложенную в Главе 21.
- Поздравляю! Вы сделали это!