Глава 23 Коррекция проблем с почерком при множественных ментальных образах
Эта проблема существует потому, что у ребенка присутствуют несколько образов того, что он должен написать. В этой главе вы узнаете, как помочь ребенку исключить множественные образы и заменить их одним, простым, точным изображением.
Подготовка и процедура
Если вы еще этого не сделали, дайте ребенку набор базовых навыков из Части 2. Ребенок должен иметь навык по контролю за дезориентацией, метод снятия стресса и напряжения, метод по контролю его уровня энергии и скоростью его внутренних часов. Для этого упражнения вам понадобятся: разлинованная бумага, шесть или более карандашей, точилка.
Подготовка
- Сядьте с ребенком за стол, напротив друг друга.
- Попросите ребенка проверить ориентацию. Для процедуры №1, скажите: «Проверь свою точку», для процедуры №2: «Почувствуй свои воображаемые руки на своих плечах» (Прим.: см. Главу 25).
- Попросите выполнить «разрядку».
- Попросите настроить уровень энергии в соответствии с ситуацией.
- Объясните ребенку, что вы ожидаете, словами соответствующими его возрасту. Например: «Мы собираемся решить проблему с почерком, путем стирания причины проблемы. Мы используем твои способности, чтобы избавиться от проблемы. Ты сотрешь некоторые мысленные образы в своем воображении. Ты знаешь, что такое мысленные образы?»
- Если ребенок не может сказать, что такое мысленные образы, продемонстрируйте ему на примере: «Ты когда-нибудь видел льва (кошку, собаку)». Ответ будет: «Да», «На картинке» или «По телевизору». Это все утвердительные ответы. Попросите его описать льва (кошку, собаку). Прежде чем он закончит, спросите: «Ты сейчас видишь льва (кошку, собаку) в своем воображении?». Ответ должен быть «Да». Я еще не встречал людей, которые бы ответили «Нет». Но если бы встретил, я бы попросил представить льва (кошку, собаку) так, как он только что описал. Скажите: «Ты сейчас видишь льва (кошку, собаку) не своими глазами, а он (она) в твоем воображении. (Прим.: Дейвис не забыл про умственный глаз, в данном случае неуместный) Это и есть мысленный образ».
- Попросите ребенка взять карандаш так, как если бы он собирался что-либо писать. Если ребенок нормально держит карандаш, переходите к следующему шагу. Если нет – покажите, как надо держать карандаш. Возможно, вам понадобится попросить его выполнить «разрядку» еще раз, чтобы облегчить хват карандаша. Возможно вам придется расположить его пальцы на карандаше, как положено.
- Попросите ребенка настроить усилие, с которым он держит карандаш. Попросите потренироваться в выполнении «разрядки» для руки и пальцев. Я часто прошу своих учеников держать карандаш так, как если бы они держали крошечного птенца. Скажите: «Держи карандаш просто, как будто это птенец. Ты должен держать его достаточно плотно, чтобы он не мог выскользнуть, но и достаточно легко, чтобы не раздавить». Затем, если вы видите, что он сжимает карандаш слишком сильно или давит на бумагу чересчур сильно, предупредите его во время письма: «Ох, ты раздавишь птичку!»
Процедура
- Положите лист бумаги, укажите на строчку, и попросите ребенка написать его имя. (Прим.: предполагается, что ребенок не может написать свое имя или пишет с трудом. Непонятно, почему имя, других слов не может быть что ли. По-моему пониманию, сколько слов, столько и образов) Единственная цель этого, чтобы ребенок обратился к своим ментальным образам. Ребенок должен быть в «контакте» с ментальными образами для шага стирания.
- Наблюдайте за ребенком. Если он сутулится, остановите его, попросите установить уровень энергии еще раз и выполнить разрядку, затем продолжайте. В этот момент не просите проверять ориентацию. Если он сильно сжимает карандаш или сильно давит на бумагу, остановите его, попросите выполнить «разрядку» и продолжайте. В этот момент так же не просите проверять ориентацию, иначе это прервет его контакт с ментальными образами и эта процедура не даст результата! Помните: ребенок в состоянии фрустрации, не позволяйте ему прилагать слишком много усилий. Имейте в виду, вы попросили его сделать то, что у него не получается. Если вы видите, что он прилагает слишком много усилий, скажите: «Хорошо, достаточно» и остановите его, прежде чем он закончит.
- Сразу же спросите его: «Ты видишь мысленный образ того, что тебе надо написать?» (Прим.: удивительное дело, Дейвис говорит не меняйте слова, иначе сломаете эффективность метода. Как я могу их не менять, если я их перевожу с другого языка?) Задайте этот вопрос прежде, чем внимание ребенка переключится на что-то еще. Ваша задача поймать момент, пока ребенок находится в «контакте» с ментальным образом, того, что ему поручено написать.
- Если ребенок отвечает «Да», скажите: «Сотри его и скажи мне, когда он исчезнет». Когда ребенок скажет, что образ исчез, попросите его проверить ориентацию. Повторяйте шаги до тех пор, пока ребенок имеет мысленные образы. Чем больше образов, тем больше шагов, стирая по одному образу за раз. (Прим.: У моего ребенка стирание образов происходило за 5-8 итераций). Когда ребенок скажет, что у него больше нет мысленных образов того, что ему поручено написать – эта часть процедуры завершена. У ребенка больше нет накладывающихся друг на друга образов, мешающих ему писать. Причина, по которой он не мог получить и развить навыки письма, устранена. Главная цель достигнута.
- Если ответ «Нет», убедитесь, что он понимает идею мысленных образов. Повторите попытку с написанием фразы несколько раз, если ребенок не может найти мысленный образ того, что он должен написать, возможно, это не первоочередная проблема.
- Оцените эмоциональное состояние ребенка и уровень стресса. Если есть необходимость, попросите выполнить «разрядку». Если есть необходимость, попросите переустановить «уровень энергии». Если есть необходимость, выполните перерыв.
Однако это не конец, это новое начало. Ребенок по-прежнему не имеет хороших моторных навыков, необходимых для письма. Теперь самое время пройти процедуру, изложенную в Главе 21 «Коррекция проблем с почерком при отсутствующем или неадекватном обучении». (Прим.: мне показалось, что мы поработали только с именем ребенка. Проблемы могут быть с любыми другими словами и буквами).
Некоторые дети могут иметь проблемы с этим упражнением. Если так, попробуйте предварительно эти шаги. Они должны помочь.
- Следуйте процедуре освоения символов изложенной в Главе 15 для больших и маленьких букв алфавита.
- Проработайте с ребенком в пластилине строчные и прописные буквы.
Полезные советы
Здесь некоторые проблемы, с которыми мы сталкивались в прошлом и решения, которые мы использовали:
- Ребенок слишком сильно держит карандаш – используйте уловку с птенцом. «Держи карандаш просто, как будто это птенец. Ты должен держать его достаточно плотно, чтобы он не мог выскользнуть, но и достаточно легко, чтобы не раздавить».
- Ребенок спрашивает, как стереть образ. Скажите: «Используй воображаемую руку, просто води ей и стирай, как ластиком с листа бумаги или как тряпкой со школьной доски».
- Ребенок удивлен самой идеей стирания образа и спрашивает: «Я действительно могу это сделать?» Скажите: «Да, это легко. Попробуй и увидишь».
- Подскажите ребенку, что он может стирать больше, чем один образ за раз. Процесс пойдет быстрее.
- Иногда дети спрашивают, можно ли сохранить тот или иной образ. Скажите: «Да, конечно, но ты не должен больше им пользоваться при письме, дай ему другое имя».
- Ребенок упирается и не хочет стирать образ. Скажите: «Если хочешь оставить себе эти образы, оставь и эту проблему. Они тебе больше не нужны. Ты всегда сможешь заменить их лучшими образами».
- Иногда ребенок не понимает, что требуются его мысленные образы, а не образ того, что он написал. Это может случиться, если ребенок не понял ваших указаний. Если вы потратили более получаса с нулевым результатом, спросите: «Ты стираешь образы того, что написано на бумаге или образы, с которых ты писал?» Объясните, что стирать нужно только те образы, с которых он создавал то, что написано на бумаге.