Глава 21 Коррекция проблем с почерком при отсутствующем или неадекватном обучении.
Эта проблема заключается в том, что ребенок никогда не получал письменных навыков. Причина, по которой навыки отсутствуют, в неэффективном или малоэффективном обучении. Как я уже говорил, что-то могло помешать развитию этих навыков. Если так, устраните причину, прежде чем вы займетесь развитием отсутствующих навыков. Цель этих упражнений – провести ребенка с образным мышлением через «подводные камни», которые могли бы помешать развитию письменных навыков.
Эти проблемы могут быть как средней тяжести, так и очень тяжелыми. С одной стороны, ребенок может просто испытывать сложности с переводом печатных букв в рукописные. С другой стороны, он может иметь неспособность держать и манипулировать пишущим инструментом. Следовательно, нет необходимости проходить все шаги. Просто выберите те, которые имеют отношение к вашему ребенку. Как только ребенок начинает с легкостью выполнять, то что требуется любом шаге – переходите к следующему упражнению.
У меня, как у взрослого дислектика, главная проблема была в расшифровке рукописного текста. Это логично, если я не могу прочитать, значит, я не смогу и написать. Поэтому, не должно быть сюрпризом, что у меня так же присутствовали и симптомы дисграфии. Разрабатывая свои процедуры коррекции, я смог решить проблему с расшифровкой рукописного текста, тем самым мой почерк начал улучшаться безо всяких усилий или занятий с моей стороны. Неважно, какие приемы мне давали в школе, я ими не мог пользоваться, потому, что я не знал, как достичь ориентированного состояния. Предыдущий «я» мог написать что-нибудь, только если этого нельзя было избежать. Когда я писал, я фактически печатал заглавными буквами, при этом первая буква в каждом слове была больше остальных. Это отнимало все мои силы и всю концентрацию, которую я только мог собрать, что бы написать несколько слов на странице, даже на разлинованной бумаге. Процесс написания разбивался на три этапа: я придумывал идею, рисуя каракули на клочке бумаги; затем я смотрел, как пишется каждое слово в словаре; в конце, я писал печатными буквами слова, как в словаре. Единственное, что я мог написать курсивом, было мое имя. Даже когда мои навыки писать печатными буквами начали улучшаться, у меня по-прежнему отсутствовали многие навыки, необходимые для письма. Я заручился поддержкой доктора Фатимы Али, и модель, предоставленная ей, легла в основу той, которой я с вами сейчас делюсь.
Подготовка и процедура
Я рекомендую, чтобы ребенок освоил алфавит, как описано в Главе 15. Если есть какие‑то сомнения или непонятки, связанные с индивидуальными особенностями, они могут помешать процессу обучения навыкам письма.
Базовый набор навыков
Ребенок должен овладеть базовым набором навыков, описанным в предыдущей главе. Он должен иметь средства: по контролю за ориентацией; снятия стресса и напряжения; и по контролю его уровня энергии и скорости внутренних часов.
Необходимые материалы
- Модели письменных форм.
- Если ребенок посещает школу, письменные примеры должны быть одобрены школой. Если школа не может предоставить письменные формы, они должны быть доступны в магазине, рекомендованном школой.
- Используйте всегда одни и те же образцы при обучении письму. Если вам нужны дополнительные копии образцов, обратитесь в школу, магазин или сделайте ксерокопию.
- Если ребенок больше не посещает школу, письменные формы должны быть доступны в магазине. Мы рекомендуем «тетрадь для прописей, 1 класс» (Прим.: тут Дейвис ссылается на рабочую тетрадь Cursive Connections).
- Тетрадь для прописей трехрядная (Прим.: перевел, но теряюсь в догадках, что это, вероятно как-то по-другому называется, вроде «в косую линейку») Замечание: убедитесь, что расстояние между линиями тетрадки и форм совпадают.
- Калька;
- Набор мягких карандашей;
- Точилка;
- Материалы для чтения, соответствующие возрасту;
- Линейка;
- Тетрадь с широкими строчками (около 12 мм);
Процедура коррекции
Упражнение дано в четырех прогрессивных фазах:
Фаза 1: Калькирование, дает ребенку два важных аспекта искусства рукописи. Представляет формы и фигуры букв для образного мышления ребенка. И начинает развивать моторику (мышечную координацию).
Фаза 2: Копирование, требует от ребенка использования ментальных образов для создания форм и фигур букв. И дальнейшее развитие мышечной координации.
Фаза 3: Создание, дальнейшее использование ментальных образов и мышечной координации. Ребенок собирает различные комбинации букв, без использования моделей.
Фаза 4: Превращение, позволяет ребенку переключиться с тетрадки для прописей на стандартную тетрадку. Проявить и практиковать новые навыки.
Выполняя эти упражнения, всегда поддерживайте диалог с ребенком. Делайте частые перерывы. Лучше слишком много, чем недостаточно.
Фаза 1: Калькирование.
- Попросите ребенка проверить свою ориентацию. Если использовалась процедура ориентации №1, скажите «Проверь свою точку». Если №2 – «Почувствуй свои воображаемые руки на своих плечах»;
- Попросите выполнить разрядку;
- Попросите выполнить настройку уровня энергии, в соответствии с ситуацией;
- Объясните ребенку, что вы ожидаете, словами, соответствующими его возрасту. Например: «Мы собираемся освоить пропись букв. Для этого мы используем твои способности и твои творческие возможности. Это достаточно легко, просто делай то, что я тебя попрошу».
- Объясните ребенку, как держать карандаш. Попросите взять его так, как будто он пишет что-нибудь. Если он держит карандаш правильно, переходите дальше. Если нет, покажите, как надо держать, попросите взять точно так же. Возможно, вам понадобится попросить ребенка выполнить «разрядку» снова, чтобы снять напряжение с пальцев и облегчить хватку. Возможно, вам так же понадобится помочь правильно расположить пальцы на карандаше.
- Попросите ребенка настроить усилие, с которым он держит карандаш. Попросите потренироваться в выполнении «разрядки» для руки и пальцев. Я часто прошу своих учеников держать карандаш так, как если бы они держали крошечного птенца. Скажите: «Держи карандаш просто, как будто это птенец. Ты должен держать его достаточно плотно, чтобы он не мог выскользнуть, но и достаточно легко, чтобы не раздавить». Затем, если вы видите, что он сжимает карандаш слишком сильно или давит на бумагу чересчур сильно, предупредите его во время письма: «Ох, ты раздавишь птичку!»
- Проверьте, что ноги ребенка стоят на полу. Возможно, понадобится подставка для ног. Хорошая позиция для письма начинается с ног на хорошем основании.
Процедура: теперь вы готовы начать упражнение. Положите образец и карандаш на стол перед ребенком. Накройте образец калькой.
- Укажите на первую букву образца и скажите: «Повтори эту букву в точности, как она есть». Наблюдайте за ребенком. Если начинает сутулиться, остановите его, попросите проверить ориентацию (Прим.: Глава 25), переустановить уровень энергии, и выполнить разрядку, затем продолжите. Если ребенок слишком сильно давит на карандаш или слишком крепко держит, остановите его, выполните «разрядку», затем продолжите. Осанка важна. Наклон вперед или упор на другую руку – не обязательно плохая осанка, но если скручивается над тетрадкой – плохо. Не переусердствуйте. Если ребенок сутулится каждый раз, как начинает писать, посоветуйте ему проверить ориентацию и сесть прямо.
- Когда ребенок закончит, проверьте, что буква на кальке совпадает с образцом. Если нет, скажите: «Достаточно хорошо», сдвиньте кальку и попросите: «Попробуй эту букву еще раз». Продолжайте, пока не научится достаточно точно выводить букву на кальке.
- Скажите: «Отлично!» Попросите ребенка проверить ориентацию, выполнить разрядку, установить уровень энергии и проверить, как он держит карандаш. Если нужен перерыв, сделайте.
- Перейдите к следующей букве, скажите: «Теперь повтори эту букву». Выполните шаги 1-3 для следующей буквы.
- Повторите эти шаги для всего алфавита, используя и заглавные и прописные буквы. Не давайте ребенку писать комбинации букв, только отдельные буквы.
- В конце, попросите ребенка обвести все буквы на новом листе кальки. Проверьте, насколько точно обведены буквы. Затем переходите к фазе 2.
Фаза 2: Копирование
Подготовка: Следуйте тому же формату, что и в фазе 1.
Процедура: Положите образец, тетрадку и карандаш на стол, перед ребенком. Убедитесь, что расстояние между линиями в тетрадке и образце одинаковое.
- Укажите на первую букву и скажите: «Повтори эту букву в тетрадке». Укажите место в тетрадке, где ребенок должен эту букву воспроизвести. Наблюдайте за ребенком. Если сутулится, остановите его и попросите проверить ориентацию (Прим.: Глава 25), переустановить «уровень энергии» и выполнить «разрядку». Затем продолжите. Если ребенок слишком сильно давит на карандаш или слишком крепко держит, остановите его, выполните «разрядку», затем продолжите.
- Когда ребенок закончит, скажите: «Очень хорошо. Положи кальку поверх и сравни». Пусть ребенок сделает это сам.
- Если буквы сильно различаются, спросите: «В чем отличие? Что нужно сделать, чтобы они были похожими?»
- Уберите кальку и скажите: «Попробуй еще раз».
- Позвольте ребенку снова выполнить сравнение буквы с калькой. При необходимости, повторите шаги 3 и 4.
- Если буквы достаточно похожи, скажите: «Отлично!»
- Попросите ребенка написать эту букву несколько раз в одну строку.
- Повторите шаги 1-7 для всех оставшихся букв.
- Проделайте шаги 1-7 для комбинаций букв.
- Переходите к следующему упражнению.
Фаза 3. Создание
Подготовка: Следуйте тому же формату, что и в фазе 1.
Процедура: Положите образец, тетрадку и карандаш на стол, перед ребенком. Имейте под рукой кальку с образцами букв и материал для чтения, соответствующий возрасту ребенка. Из материала для чтения выберите короткое, простое предложение, и дайте ребенку следующие инструкции:
- Укажите на строчку в тетрадке и скажите: «Напиши здесь слово [первое слово предложения]». Наблюдайте за осанкой ребенка и усилием, с которым держит и давит на карандаш (как в фазах 1 и 2).
- Попросите ребенка оценить правильность написанных букв. Если необходимо повторите 1 шаг.
- Выполните шаг 1 со следующим словом предложения. Если первое слово написано хорошо, продолжайте в той же строчке, если не очень – начните с новой строки.
- Попросите ребенка оценить правильность написанных букв. Если необходимо повторите 3 шаг.
- Повторите шаг 1 со всеми словами предложения.
- Если предложение оказалось разбитым на несколько строк, попросите ребенка написать все предложение целиком на одной строчке.
- Если необходимо, объясните какое расстояние должно быть между словами (равное ширине одной буквы).
- Если необходимо, попросите ребенка написать предложение еще раз, с надлежащим интервалом между словами.
- Если необходимо, объясняйте произношение, пунктуацию, наличие заглавных букв. Но обучение грамматике не входит в этот урок и должно даваться отдельно.
- Попросите ребенка написать другое предложение из материала для чтения. Вмешивайтесь по мере необходимости (Прим.: иногда лучше не мешать, чем помогать).
- Продолжайте практиковаться с другими предложениями, пока не появится навык.
Фаза 4. Превращение
Подготовка: Следуйте тому же формату, что и в фазе 1.
Процедура: Положите тетрадку для прописей, тетрадку с широкими строчками и карандаш на стол, перед ребенком. Имейте под рукой линейку, кальку и образцы предложений из фазы 3.
- Попросите ребенка сравнить страницы в тетрадках. Он должен обратить внимание на отсутствующие линии и на ширину строк. На самом деле в тетрадке с широкими строчками одна линия для каждой строки. Чтобы ребенок смог в ней писать он должен мысленно представить две другие линии на нужном расстоянии. Объясните ребенку, как буквы должны располагаться относительно этой одной линии, что пространство между линиями должно быть мысленно поделено на три части, словно в тетрадке для прописей.
- Возьмите линейку и нарисуйте в тетрадке две недостающие линии. (Прим.: далее Дейвис описывает, как это сделать. Не вижу смысла переводить это объяснение).
- Попросите ребенка написать одно из предложений из предыдущего урока, используя только что нарисованные линии. Задача в том, чтобы буквы умещались в отведенном для них пространстве. Если до конца строки с тремя линиями еще есть место, начните писать это же предложение еще раз.
- Повторите шаги 2 и 3 для следующего предложения.
- При помощи линейки нарисуйте две недостающие линии в начале и в конце строки, оставив середину пустой. Попросите ребенка написать очередное предложение. Когда он достигнет пустого пространства, скажите: «Представь эти линии и пиши, используя воображаемые линии». (Прим.: как-то тяжело объяснять, не имея тетрадок перед глазами. Думаю, суть понятна).
- Возьмите кальку и нарисуйте четыре линии. Две как в тетрадке, и еще две на высоте букв от них. При помощи кальки вы будете оценивать, насколько ребенку удается выдерживать высоту букв в отсутствие линий.
- Попросите ребенка написать очередное предложение на неразлинованой строке, используя воображаемые линии (Прим.: я бы поставил точку в начале строки на высоте букв, чтобы ему было легче рисовать воображаемые линии). Он может проверять высоту букв, используя кальку. Продолжайте, пока ребенок не почувствует уверенность.
Когда ребенок сможет легко и уверенно писать текст, требуемой высоты, в тетрадке с широкими строчками – ваша помощь больше не нужна. Поздравляю!