Боремся с базовыми причинами
Импульсивность, невнимательность и гиперактивность это основные причины, в целом или в частности, всех поступков связанных с СДВ (смотри список поступков вначале главы). Одна или более, из этих трех основных причин, лежат в основе всех поступков, которые мы хотим изменить.
Поведенческая активность это то, что ребенок обычно делает, и это то, что рассматривается, как проблема. Например: выталкивание другого ребенка из очереди, с целью занять его место, выкрикивание ответа, или соскакивание со стула и беганье по комнате. Это и есть та активность, которую мы должны исправить. Разбирая ситуации из реальной жизни, достаточно легко составить список этих поведенческих активностей. Это то, что вводит ребенка в ступор или заставляет других людей реагировать негативно.
Эти непродуктивные или антисоциальные поступки должны корректироваться по одному. Сначала выберите только те, которые могут быть легко связаны с мотивацией ребенка. Если в основе мотивации лежит «Хочу, что бы меня любили», выберите поступок, который очевидно является причиной того, что другие его не любят.
При создании сценария, ребенок придет к мысли, где он осознает, что его поступок производит последствие – результат, которого ему не нравится. Он должен увидеть причинно-следственную зависимость, связывающую то, что он делает, с тем, что ему не нравится или он не хочет.
Предположим, СДВ ребенок выхватывает игрушку у другого ребенка, и другой ребенок начинает плакать. Тогда воспитатель подходит, начинает ругать СДВ ребенка и заставляет его отдать игрушку обратно. После этого другой ребенок перестает даже разговаривать с СДВ ребенком. Ему нужно связать результат того, что ребенок его игнорирует, с тем, что он выхватил игрушку.
Как только ребенок свяжет свой поступок, как причину, с негативным результатом, который он получил, у него будет готовность, желание и способность изменить свое поведение. В действительности происходит то, что ребенок изменяет свой эго-фильтр в направлении более правильных базовых понятий, упомянутых ранее. В конечном итоге, эти новые понятия будут связаны воедино и заменят все, что было прежде. Ребенок обнаружил причину негативного результата. Он хочет создать новый порядок в своем поведении.
Затем, попросите ребенка смоделировать простую ситуацию с разным поведением с его стороны, одно из которых приводит к желаемому результату. Он создаст модель нового поведения. Теперь он может отчетливо видеть, как получить желаемый результат, изменив поведение. Он способен включить новые знания в свой эго-фильтр.
Выбор поведения
Теперь в его эго-фильтре два поведенческих подхода. Дальше, новое поведение ему нужно подкрепить ситуацией из реальной жизни. Как только он поймет опытным путем, что новые познания работают лучше, они заменят старые. Можно считать, что новый порядок поведения заложен, и старые знания больше не будут доминировать.
Следуйте этим шагам, используя другое СДВ поведение. Когда и с ним закончите, переходите к следующему. Продолжайте столько времени, сколько потребуется. Рано или поздно, зависит от ребенка, он достигнет состояния заметного изменения в поведении. Он начнет воспринимать себя, как первопричину, того, что он любит и не любит. В этот момент его эго-фильтр изменится. У него есть правильное понятие «последствия», заместившее собой старое понятие.
Вы поймете, когда это произойдет. Моделируя поведение, производящее негативный результат, ребенок сообщит вам, какой поступок он мог бы совершить. В этом случае, вам больше не надо делать акцент на негативном поведении. Доверьте ребенку выполнить дальнейшие настройки самому.
Как только изменения в поведении произошли, вы и ваш ребенок успешно справились с одним из двух аспектов СДВ. (Прим.: Что-то мне плохо от такого объяснения. Реально, вроде бы логика есть, но что делать непонятно).
Дезориентация
Теперь пора сделать акцент на другом аспекте СДВ – спонтанной дезориентации. Как сказано в Главе 3, гиперактивность или гипоактивность, импульсивность, и невнимательность либо порождают дезориентацию, либо являются продуктом дезориентации.
Используя «Процедуру ориентации №1» или «Процедуру ориентации №2 вы уже дали ребенку навык, который ему нужен (Прим.: см. Главу 25), чтобы нейтрализовать дезориентацию. Если вы правильно следовали инструкциям, ваш ребенок должен быть в ориентированном состоянии и настроенным на оптимальное восприятие. Используя «разрядку», он сможет снять стресс и напряжение. А так же он должен уметь управлять уровнем своей энергии и восприятием времени используя «Шкалу энергии».
Ребенок должен знать, как и когда использовать эти навыки, чтобы предотвратить или исключить негативный эффект от дезориентации. Здесь два важных момента: регулярно используйте процедуру ориентации №1 или №2 (Прим.: Здесь Дейвисом допущена ошибка. Регулярно выполняем «проверку точки зрения», см. Главу 25) для получения ясной точки зрения на вещи и настраивайте уровень энергии для взаимодействия с другими людьми. Ответственность за использование этих навыков должна лежать на ребенке. Вы должны помочь ему, достичь знаний и навыков в этом.
Ваша задача советовать, напоминать, поддерживать ребенка в использовании этих навыков. В процессе занятий, вы можете просто попросить его проверить свою ориентацию, если вы усматриваете в этом необходимость. Если он слишком активен или слишком пассивен, спросите, соответствует ли ситуации уровень его энергии. Если надвигается стресс или напряженность, спросите, не пора ли выполнить Разрядку. Спрашивая, а не требуя, вы не забираете у него ответственность, вы даете ему её.
По сути, мы видим аспект спонтанной дезориентации, присущей СДВ, как отрицательный эффект, происходящий от положительной способности. Мы хотим, чтобы ребенок исключил негативный эффект, без подавления положительной возможности. Самый простой путь – обходиться с негативным эффектом, как с любым другим поведением.
Сохранение энергии
При гиперактивности и гипоактивности пройдите с ребенком при помощи лепки и обсуждения процедуру освоения понятия «последствие» - показав ему сколько энергии затрачивается в ориентированном состоянии и сколько в дезориентирванном. Сделайте то же самое с разными уровнями «Шкалы энергии» (Прим.: насколько я смог понять, Дейвис предлагает слепить пластилиновую модель слова «последствие», в контексте разных ситуаций). Попросите ребенка составить список дел за день, а затем определить лучший уровень «Шкалы энергии» для каждого дела. Возможно, ему потребуется внести изменения в уровни энергии разных дел, после того, как он попробует их на практике. Это подразумевает и демонстрирует, что он действительно использует эти навыки.
Импульсивный аспект СДВ имеющий, главным образом, эволюционный след, уже охвачен, исключая постоянное переключение с одного дела на другое. В Главе 3 это отнесено к дезориентации. Этот аспект является частью компонента невнимательности.
Делая акцент на невнимательности, мы должны осознавать, что будут некоторые особенности, которые мы не в состоянии изменить. Мы можем оказать некоторое влияние на частоту и интенсивность, но исключить их совсем нежелательно, если не сказать невозможно. Мы не сможем уменьшить или исключить интеллект, окружающую действительность, любопытство или творческие способности ребенка без использования лекарств. В действительности, давая ему навыки по контролю за дезориентацией, мы, возможно, усиливаем эти качества. В общем, мы должны рассматривать это, скорее как позитивное явление.
Финальные штрихи
Акцентируя внимание на «начатых и не законченных делах» и на «переключении с одного дела на другое», мы уже посягнули на эти аспекты СДВ. После освоения поведенческих понятий, ребенок будет способен постичь и причины изменений. Он будет способен понять идею окончания начатого. Понятия «время», «последовательность» и «порядок» так же готовят его к этому. Даже если ему понадобится немного больше практики в наведении порядка, теперь он сможет понять, что завершение начатого дела, в действительности, финальный шаг в наведении порядка.
Ребенок будет способен завершить начатое дело, даже если отвлекаемость все еще имеет место быть. Он будет подсознательно понимать, что цель любого дела – быть законченным.
Не смотря на это, если ребенок не мотивирован к выполнению какого-либо задания, оно, вероятно, не будет завершено. Если учитель не мотивирует ребенка на выполнение домашнего задание, он навлекает тень на выполнение задания. Вероятно, ребенок будет выполнять это задание, но не долго. Вероятно, вам придется искать какой-то другой предмет вожделения, для мотивации ребенка. На этом этапе, по крайней мере, если ребенок не получает хороших оценок, он понимает почему.
Легкая отвлекаемость, это часть СДВ, где спонтанная дезориентация играет роль. Освоение поведенческих понятий не дает большого результата. Процедура ориентации №1 или №2 позволит ему прервать дезориентацию, но это не мешает дезориентациям случаться. (Прим.: Здесь Дейвис делает ошибку. Для прерывания дезориентации выполняем «проверку точки зрения», см. Главу 25) Прохождение процедуры освоения понятий с последствиями от ориентации и дезориентации для определенных поступков, должно дать некий положительный эффект. (Прим.: насколько я смог понять последнее предложение, в ориентированном и дезориентированном состоянии ребенок делает какие-то поступки, приводящие к желаемому или нежелательному результату. Эти поступки и надо освоить, как понятия, т.е. слепить их. Тогда ребенок будет знать к какому результату они приводят, до того, как он их совершит.)
Дар многозадачности
Мы должны иметь в виду, что природная любознательность это стимул для дезориентации, которая является причиной отвлекаемости. Ребенок не сможет от этого избавиться, да и не должен. Со временем, после небольшой практики, ребенок научится переключать свое внимание сознательно, без дезориентации.
Не каждое переключение внимания вызвано дезориентацией. Но в типовой классной комнате, даже обычное изменение интереса, благодаря любопытству, может рассматриваться как таковое. Лучшее решение для этого – научить ребенка многозадачности. Эта способность развивается естественно, обычно в возрасте около 12 лет. Сообщить ребенку, что это возможно, было бы первым шагом в правильном направлении. Я не разрабатывал специальных упражнений, способствующих этому навыку, но вы можете ускорить его развитие.
Любые игры с ребенком, способствующие многозадачности. Что-нибудь вроде, одной рукой гладить живот, другой шлепать себя по голове одновременно, движение в направлении многозадачности. Повторение за вами какой-либо фразы, во время видео игры или просмотра телевизора, также раздвигает рамки. Стимулирование ребенка, выполнять более, чем одно дело одновременно, так часто, насколько это возможно и разными способами, будет способствовать развитию многозадачности.
Если вы решите содействовать ребенку в развитии его навыка многозадачности, имейте в виду, вы можете выпустить джина из бутылки. Мне нравится эта идея, потому, что я не считаю, что именно этот джин должен быть закупорен в бутылке.
Многозадачность несколько ослабит отвлекаемость вашего ребенка, но настоящим решением было бы сделать занятия в классе самым интересным событием в окружении ребенка.
Проблема задерживаться на задаче (используя наше пересмотренное определение невнимательности) теперь полностью акцентирована. Теперь у вас есть дорожная карта (Прим.: план, график) для воздействия на поведение, которое проявляется в результате СДВ. Ваш следующий шаг – это ваш первый шаг действительно сделать это. Удачи!
Часть 4
Проблемы с математикой
Акалькулия и дискалькулия