Глава 15 Освоение символов и понятий

Что бы понять стратегию освоения символов, нам нужно рассмотреть два фактора:

1. Это предпосылка того, что язык отражает мыслительный процесс. Если не так, то язык, возможно, был бы слишком запутанным для изучения. Все языки состоят из символов, и все символы имеют три аспекта:

  • Как символ звучит, когда мы слышим его;
  • Как символ выглядит, когда мы видим его;
  • Что символ означает.

2. Имеются два базовых метода человеческого мышления – вербальный (мышление звуками) и невербальный (мышление образами).

Когда человек мыслит вербально, он думает с помощью звуков символов. Когда человек мыслит невербально, он думает с помощью ментальных образов. Два из трех компонентов символа можно постичь как ментальные образы – как он выглядит и что он значит или что символизирует. При невербальном мышлении человек, очевидно, не использует, как символ выглядит. Что же остается? Человек мыслящий невербально, очевидно, думает значениями языка в форме ментальных образов понятий и идей, которые они содержат. Невербальная мысль не требует грамотности. Неграмотный человек может общаться, не зная, как символы выглядят. Они важны только для чтения, письма, математики, музыки и других форм сохранения данных. Грамотность заключается в том, что человек учится, как выглядят символы и способен узнавать их, как представляющие определенные вещи и понятия.

Мастерство и автоматизм

Когда мы достигаем мастерства в каком либо навыке, вроде езды на велосипеде или управлении автомобилем, мы внедряем этот процесс в нашу индивидуальность. С некоторой практикой, мы можем выполнять действия, не задумываясь. Эта способность становится частью того, что и кто мы есть. Когда мы усваиваем слово или понятие, оно также становится частью того, кто и что мы есть. Для реализации этого требуются две вещи – личный опыт человека и его креативность.

Освоение символов выполняется посредством приобретения опыта создания символов. Ученик создает все три составляющие символа в одном месте, в одно время.

При проблемах с чтением мы начинаем с освоения базовых символов – букв алфавита, знаков препинания, и некоторых цифр. В зависимости от проблем вы можете определиться, какие символы необходимо осваивать.

Необходимые материалы:

  • 1 кг. пластилина;
  • Пластиковый нож;
  • Словарь русского языка, например Ушакова или Ожегова;
  • Другие материалы, если вы осваиваете технические термины;
  • Бумажные полотенца, для вытирания рук;
  • Для освоения алфавита распечатайте крупные буквы на бумаге.

Базовые правила для наставника



  • Будьте бдительны для обнаружения дезориентации;
  • Проверяйте точку зрения после каждой дезориентации и после перерыва;
  • Будьте терпеливы, вежливы, добры и наблюдательны;
  • Не трогайте пластилиновые модели ребенка. Если вы не можете разобрать какую либо часть модели, просто обсудите с ребенком, как он представляет её себе.

Освоение букв, знаков препинания и цифр

Процедура освоения алфавита

Цель освоения алфавита – найти и устранить буквы, которые могут быть пускателями дезориентации. Эта процедура может занять от нескольких часов до двух дней.

  1. Познакомьте ребенка с пластилином, как раскатывать, резать, формовать.
  2. При любых признаках дезориентации, всегда останавливайте занятие и вежливо просите ребенка проверить его ориентацию. Затем возобновляйте занятие.
  3. Первым делом сделайте заглавные буквы алфавита от А до Я в прямом порядке. Буквы должны быть высотой, по крайней мере, 5 см. Склейте буквы в ряд, как показано в конце этой главы и положите так, что бы ребенок мог на них смотреть.
  4. Спросите ребенка: «Чей это алфавит?» Повторяйте вопрос непринужденно, пока он не ответит: «Мой». Затем спрашивайте: «Почему?», до тех пор, пока не ответит: «Потому что я его сделал».
  5. Спросите ребенка: «Тебе нравится твой алфавит?» Если нет, спросите, что могло бы быть улучшено, исправляйте до тех пор, пока он не будет удовлетворен.
  6. Спросите ребенка, сколько букв в алфавите. Если не уверен, попросите его посчитать. Повторяйте до тех пор, пока ребенок не будет абсолютно уверен, что там 33 буквы.
  7. Попросите ребенка медленно и вдумчиво назвать каждую букву, касаясь её пальцем, в прямом направлении, слева направо, от А до Я.
  8. Попросите ребенка проверить все буквы: на своих местах в правильном порядке, одинакового размера. Позвольте ребенку найти ошибки, сравнивая работу с образцом.
  9. Попросите ребенка назвать каждую букву, касаясь её пальцем, в обратном направлении, начиная от Я.
  10. Обращайте внимание на любые ошибки, неуверенность и замешательство. С буквами, вызывающими дезориентацию:

· Попросите придумать слова или имена, начинающиеся на эту букву (Прим.: содержащие эту букву. Есть несколько букв, с которых слова никогда не начинаются). Как вариант, спросите про ассоциацию или воспоминание.

· Попросите ребенка положить букву на ладонь и накрыть другой рукой, проверить точку ориентации, снова открыть, что бы выяснить, что она по-прежнему вызывает дезориентацию. Повторяйте, до тех пор пока буква не перестанет вызывать дезориентацию или раздражать.

  1. С парой букв, которые путаются или подменяются, спросите ребенка:

· «Скажи, что общего у этих букв»

· «Скажи, чем эти буквы различаются»

Спрашивайте до тех пор, пока есть ответ.

В случае ошибок с последовательностью или пропуском, спросите:

· «Какая буква стоит до…»

· «Какая буква стоит после…»

  1. Попросите ребенка назвать все буквы, касаясь их пальцем, в прямом и обратном направлении. Повторяйте до тех пор, пока не исчезнут сомнения и замешательства.
  2. Попросите ребенка назвать алфавит в прямом и обратном направлении, глядя на буквы, но, не дотрагиваясь их.
  3. Назовите любую букву и попросите ребенка назвать, какие буквы стоят до и после. Повторяйте до тех пор, пока он не сможет легко и быстро находить буквы в алфавите.
  4. Попросите ребенка назвать буквы алфавита по памяти, подглядывая только в случае необходимости. Наблюдайте, какие буквы вызывают проблемы, повторно подглядывает или приходит в замешательство. Проверьте точку ориентации и повторите шаги 10, 11 с этими буквами. Повторяйте до тех пор, пока ребенок не сможет назвать хотя бы раз весь алфавит без подглядывания в обратном порядке.
  5. Если имеет место напряженность или фрустрация – прерывайте занятие. Сделайте короткий перерыв. Затем проверьте точку ориентации и вернитесь к упражнению на шаг назад. Повторяйте, пока не достигнете успеха.
  6. Практикуйте алфавит в прямом и обратном направлении, пока ребенок не сможет легко и непринужденно называть его в обоих направлениях. Щедро похвалите. Сделайте хороший перерыв.
  7. Попросите ребенка слепить алфавит из маленьких букв, в обратном порядке, от я до а (не переворачивая сами буквы). Распечатайте на бумаге, склейте буквы в ряд и положите перед ребенком в качестве образца.
  8. Как и прежде, наблюдайте за проблемными буквами, проверяйте ориентацию по мере необходимости, и просите ребенка стараться.
  9. Повторите шаги 4-17 алфавитом из маленьких букв.
  10. Выполните какие-нибудь практические упражнения с долей юмора, например: назвать буквы в окружающих предметах или найти букву в словаре или телефонном справочнике.

Освоение знаков препинания

  1. Пройдитесь по определениям знаков препинания, используемых при письме и в книгах, для лучшего понимания.
  2. Начните с точки, Попросите ребенка сделать точку из пластилина.
  3. Попросите ребенка написать название знака препинания на листе бумаги; достаточно половины листа А4.
Знаки препинания для моделирования  
Точка .
Вопросительный знак ?
Восклицательный знак !
Запятая ,
Двоеточие :
Точка с запятой ;
Тире -
Прочерк
Круглые скобки ( )
Квадратные скобки [ ]
Кавычки « »
Косая черта /
Многоточие
Апостроф (Прим.: в русском не актуально)


  1. Укажите положение знака по отношению к слову, и попросите ребенка поместить пластилиновую модель на листе бумаги, в нужное место, по отношению к тому, что написано.
  2. Спросите: «Чей это знак?» и «Почему?», по аналогии с алфавитом.
  3. Попросите ребенка коснуться знака и произнести его название.
  4. Объясните, что ребенок должен делать, когда встречает этот знак во время чтения вслух. Останавливаться на точке, делать паузу на запятой, менять интонацию на вопросительном знаке и т.д.
  5. Повторите шаги 2-7 для всех знаков препинания.
  6. Посмотрите определение знаков препинания в грамматическом справочнике или словаре и проверьте, все ли правильно понимает ребенок.
  7. Попросите ребенка найти примеры использования каждого знака препинания в различных текстах, таких как, букварь, журнал, объявление и т.п. Так же обратите его внимание на то, как эти знаки отличаются в зависимости от шрифта или гарнитуры.

Освоение цифр

Попросите ребенка слепить на столе цифры от 0 до 9, размером около 5 см. Затем положить, соответствующее количество пластилиновых шариков, выше каждой цифры. Попросите ребенка слепить название каждой цифры под ней.

На примере цифры 5, попросите ребенка:

-указать на шарики возле цифры 5 и сказать: «Это шарики в количестве пять штук».

-указать на цифру и сказать: «Это число 5, обозначает количество шариков».

-указать на слово «пять» и сказать: «Это слово пять, обозначает цифру, число и количество».

Это и другие упражнения описаны в главе 19 «Двенадцать упражнений для обучения математике».

Наши рекомендации