Неадекватная ориентация от природы
В заключение, мы имеем проблему с почерком, которая сопровождает состояние известное, как диспраксия. Диспраксия в большинстве случаев ассоциируется со слуховым нарушением, но часто узнаем её, как неуклюжесть. Проблема проявляется у 2‑4% населения и главным образом, рассматривается, как нейрологический дефицит, который задерживает или препятствует развитию моторных навыков и координации. Проблемы с почерком – это только один из многих возможных симптомов:
- общая слабая координация, неуклюжесть, проблемы с равномерной ходьбой, завязывании шнурков, или выполнении любых действий, связанных с хорошими моторными навыками.
- отсутствие понятия лево-право, проблемы с определением лево-право и при пересечении линии симметрии тела рукой или ногой.
- проблемы с речью и её восприятием, нарушения речи и понимания сказанного.
Исследователи отмечают, что это состояние часто сопровождается дислексией, СДВ, дисграфией, или дискалькулией. Мы просто называем его «неуклюжая форма дислексии».
Мы обнаружили, что диспраксия имеет место быть, когда естественная ориентация человека находится в очень неблагоприятном положении. Их обычная ориентация находится где-то впереди и ниже линии глаз. (Прим.: под термином «ориентация» надо понимать положение точки зрения на окружающую действительность с закрытыми глазами). Эта ориентация будет демонстрировать классические симптомы смешанного преобладания полушарий мозга, такие, как путаница с лево-право. Так же может создаваться эффект барьера средней линии, когда человек не в состоянии перенести руку или ногу через линию симметрии тела.
Барьер средней линии так же препятствует способности глаз видеть через линию симметрии, таким образом, это может быть барьером для восприятий. Для таких людей половина мира на другой стороне барьера попросту не существует. Это аномалия воздействует не только на визуальные ощущения, она также сильно искажает слуховое восприятие, т.е. человек слышит искаженные звуки, слишком громко, или тихо, или идущие из другого места. Это объясняет почему проблема часто наблюдается, как слуховые нарушения.
У людей, достигших возраста, когда моторные навыки должны быть нормально развиты, легко заметить симптомы барьера средней линии. Когда они разговаривают с вами, они обычно не смотрят прямо на вас, один глаз часто закрыт или смотрит в другом направлении. У них почти всегда тяжелая походка и крайняя неуклюжесть. Когда они читают, то держат книгу в стороне, иногда под углом 90 градусов. Когда пишут, то лист бумаги также лежит в стороне, иногда они располагают лист бумаги так, что пишут в вертикальном направлении, вместо слева на право.
Проблемы с почерком, которые сопровождают людей с барьером средней линии, проявляются в неспособности нарисовать букву, пересекающую среднюю линию. Но проблема лежит еще глубже. Когда мы смотрим прямо на печатную букву «А», мы видим симметрию. Диагональные линии прямые и встречаются в центре наверху. Горизонтальная линия прямая и соединяет диагональные линии по середине. Человек с барьером средней линии не может смотреть прямо на букву; он бы смог увидеть только её половину. Чтобы увидеть всю букву ему надо сместить точку фокуса в сторону так, что бы вся буква была с одной стороны средней линии. Делая так он теряет симметрию буквы; диагональные линии более не прямые и не встречаются в центре буквы. Проблема в ощущениях является причиной проблем с почерком. Когда он пытается нарисовать буквы, лучшее, что получается – копия искаженных ощущений.
Рассмотрев эту ситуацию, мы можем придти к заключению, что мозг этого человека никогда не видел вертикальных или диагональных линий. Неспособность смотреть прямо – причина искаженного восприятия. Если мозг никогда не видел этих линий, он не может дать команду руке их нарисовать.
Даже через годы практики, люди с диспраксией не способны нарисовать прямую вертикальную или диагональную линию, пока они не научатся ориентации. Поворот листа бумаги на 90 градусов, чтобы писать вверх-вниз, немного помогает, но не исключает необходимости рисовать вертикальные и диагональные линии.
Ребенок с диспраксией, наученный писать, имеет увечье, которое учитель не видит или не понимает. Потому, что ребенок не может видеть симметрию букв, традиционное обучение не может помочь ему. Не важно, сколько шаблонов, того, что нужно написать, ему показано. Его мозг не может точно воспринять изображения, он никогда не увидит их правильно.
Эта проблема с почерком не ограничена только лишь неспособностью рисовать, прямые вертикальные и диагональные линии. Пересечение линий представляет даже бóльшую проблему. Ребенок будет иметь чрезвычайные проблемы с буквами, имеющими пересекающиеся, диагональные линии: А, М, V, W, потому, что отсутствие симметрии искажает восприятие точек пересечения. Буквы А и V достаточно трудные с одним пересечением, М и W имеют по три пересечения – они невероятно трудные.
Идентифицировать этот тип проблемы легко, потому, что вы увидите многие очевидные признаки, описанные выше. Для простоты попросите ребенка нарисовать печатные буквы А и М. Чтобы не спутать с множественными ментальными образами, попросите его слепить буквы из пластилина. Если проблема в диспраксии вы не увидите симметрии. Линии не будут прямыми, а линии пересечения будут неправильными. Буквы могут выглядеть так:
Все возможные причины достаточно охвачены. Если ваш ребенок имеет проблемы с почерком, возможная причина должна быть одна из описанных выше. Потратив годы, мы разработали стратегию исправления проблем с почерком для четырех последних причин, и все они прямо или косвенно относятся к дезориентации и образному мышлению. Стратегии, описанные в Главах 20‑24, наши проверенные временем методы по устранению проблем с почерком.
Часть 2
Базовый набор навыков