Две стороны неправильного понимания
Воспитателю не удалось понять, того, что ребенок сделал в точности то, что она, по его мнению, ему сказала. Его мнение основано на его способности понимать.
В самом деле, его поведение было грубым и возможно опасным и должно быть скорректировано. Но ни таймаут, ни удержание, ни другие формы наказания, ни даже Риталин не добавят этому ребенку понимания того, что нужно для исправления его поведения.
Понимание СДВ
Прежде, чем мы рассмотрим, как корректировать СДВ, было бы полезным узнать, что говорят медики об СДВ. The Merck Manual используется, как справочник в медицинских кругах. (Прим.: полное наименование «The Merck Manual: Of Diagnosis and Therapy» - «Руководство по медицине. Диагностика и лечение». Авторитетное руководство по клинической медицине, издается более 100 лет, последнее издание 18, 3744 стр., около 7000 руб.) Содержит информацию о всех известных заболеваниях и недугах, и описывает методы их диагностики. Следующая выдержка взята из 15 издания (Прим.: актуального на момент публикации книги). Я взял только то, что необходимо для нашего понимания и сделал акцент на том, что необходимо для нашей дискуссии.
Синдром Дефицита Внимания (СДВ)
(Гиперактивность; Гиперкинез; Минимальная дисфункция мозга)
(Прим.: Текст насыщен терминами, и помимо перевода с английского на русский, приходится переводить еще и с медицинского на человеческий, что бы сделать текст понятным для обывателя)
Врожденное несоответствие невнимательности и импульсивности сопровождаемое гиперактивностью или без неё. Это определение соответствует Руководству по диагностике Американской ассоциации психиатров (DSM-III), смещает фокус расстройства с излишней физической активности. Несмотря на то, что термин СДВ (и другие обозначенные симптомы), как независимый диагноз, пытаются поставить под сомнение, нет исследований или рецензий способных сократить созвездие симптомов, используемых для описания расстройства. Изучение СДВ, за исключением тяжелых и глубоких умственных задержек, может оказать влияние на поведение ребенка на любом когнитивном (Прим: познавательном) уровне. По некоторым оценкам СДВ присутствует у 5-10% детей школьного возраста, предположительно половина из них направляется на клиническую диагностику. СДВ встречается в 10 раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Этиология неизвестна. Предложено несколько теорий, отстаивающих биохимические, сенсорные и моторные, психологические, и поведенческие корреляции и проявления.
Симптомы и признаки: Первичным признаком СДВ с гиперактивностью или без неё являются проявления невнимательности и импульсивности. Диагноз СДВ с гиперактивностью ставится, когда очевидны симптомы чрезмерной активности. Хотя дети с СДВ без гиперактивности могут не показать высокий уровень активности, большинство проявляют неугомонность или нервность, короткий интервал внимания и слабый контроль над порывами. Это качественно отличается от расстройства поведения и тревожности. Невнимательность описывается как, неспособность закончить начатое дело, легкая отвлекаемость, кажущееся отсутствие внимания, и проблемы с концентрацией на задании, требующем устойчивого внимания. Импульсивность описывается, как «дело прежде мысли», проблемы с очередностью действий и организацией рабочего процесса, постоянное переключение с одного дела на другое. Неопределенность и необходимость уделять внимание приводят к импульсивной реакции. Гиперактивность характеризуется, как сложность усидеть на месте, чрезмерная потребность бегать и взбираться на все подряд. В целом, детей с гиперактивностью описывают, как «всегда на ходу» (Прим.: здесь кажется уместным слоган из пионерского детства «Всегда готов»).
Диагностика часто затруднена. Ни один, из заслуживающих внимания симптомов, не является исключительно признаком СДВ. Хотя основные факторы могут иметь роль в постановке диагноза, первичные симптомы: поведенческие, изменяющиеся от ситуации и времени. Шкала оценок и контрольный список симптомов – основные способы идентификации – часто не способны отличить СДВ от других поведенческих расстройств. Диагноз часто основан на субъективных наблюдениях недостаточно подготовленных специалистов.
Как вы можете видеть, масса неопределенностей окружают СДВ и СДВГ. Их нелегко диагностировать; причина (этиология) неизвестны; врач, наблюдающий за ребенком, часто не является специалистом в этой области. Не смотря на то, что врачи могут описать признаки поведения ребенка с СДВ, они до сих пор не уверены, что является причиной, и как лечить СДВ без медикаментов типа Риталин. Хотя Риталин может воздействовать на симптомы, он не влияет на природу, лежащую в основе проблемы.
СДВ и дезориентация
Основное определение СДВ является достаточно пригодным: врожденная неуместная невнимательность и импульсивность с гиперактивностью или без неё. Однако один компонент отсутствует: спонтанная дезориентация. Дезориентация – наиболее важный фактор в жизни человека с СДВ. Она случается легко и часто. Обычно она управляется эмоциями. Скука, любопытство, смятение, страх – это только некоторые из эмоций, которые способны побуждать СДВ дезориентацию.
Исследуя спонтанную дезориентацию, я обнаружил, что эти побудительные эмоции могут быть сведены к двум типам: уклонение и увлечение.
В скучной ситуации ребенок дезориентируется, что бы уклониться от скуки. Внешне ребенок мечтает или просто не обращает внимания (Прим.: витает в облаках). На самом деле его внимание обращено в его воображаемый внутренний мир, более интересный для него.
С другой стороны, может произойти какое-либо неожиданное событие, вроде движения за окном. Любопытство стимулирует дезориентацию, которая позволяет ребенку исследовать происходящий процесс, привлекший его внимание. Внешне ребенок невнимателен или отвлечен. Хотя, на самом деле, внимание не отсутствует, оно просто обращено в другое место.
Дезориентация, вызванная увлечением, также создает невнимательность. Ребенок настолько сконцентрирован на данной деятельности, что он не обращает внимания на то, что происходит вокруг него. Дезориентация вовлекает ребенка в видео игру, телевизионную программу или кино до такой степени, что дом может рухнуть, а он этого не заметит. Многие родители СДВ детей жалуются, что со слов воспитателя их ребенок не может усидеть на месте или сосредоточится на чем-либо даже пять минут. Однако он может играть в видеоигры часами.
Для правильного понимания СДВ мы должны принять во внимание эволюционный путь, описанный в Главе 2, который объясняет типовое поведение вроде импульсивности, компульсивности или игнорирование прав других. Мы должны также рассмотреть, как одномоментная, спонтанная дезориентация становится причиной невнимательности, отвлекаемости, и несоответствующей реакции на события, происходящие в реальной жизни.
Исследование СДВ поведения
Наше понимание прямого и косвенного (эволюционного) эффекта от дезориентации может объяснить все симптомы СДВ и СДВГ. Поняв это, мы сможем точно определить такое состояние как: развивающаяся неуместная невнимательность и импульсивность с гиперактивностью или без неё, сопровождаемая спонтанной дезориентацией.
Из этого нового понимания и определения становится очевидным, что для решения проблемы нужен «второй фронт», потому, что проблема создана двумя факторами – эволюционный компонент, где уроки альтернативной реальности встроены в эго-фильтр и повторяющиеся эпизоды спонтанной дезориентации.
На первый взгляд, корректировка проблемы означает снижение или исключение нежелательного поведения, порождаемого проблемой.
Гиперактивность: проблема усидчивости на месте, чрезмерная потребность бегать и взбираться на все подряд.
Гипоактивность: это свойство не описано в «Руководстве по медицине», но его можно интерпретировать, как аспект СДВ без гиперактивности. Дети такого типа обычно апатичны, мечтательны, ленивы, домоседы.
Импульсивность: «дело прежде мысли», проблема очередности, проблема организации рабочего пространства и постоянное переключение с одного занятия на другое.
Невнимательность: неспособность закончить начатое дело, легкая отвлекаемость, кажущееся отсутствие внимания, и проблема с концентрацией на задании, требующем устойчивого внимания.
Руководство по медицине описывает, что такое СДВ, но не объясняет, почему и откуда берется. Теперь мы можем это исследовать и определить, является ли это симптоматическое поведение результатом эволюционного аспекта проблемы, аспектом спонтанной дезориентации или в некоторых случаях их обоих. Таким образом, мы исследуем механизм СДВ (как и почему это происходит).