Когда тебя самого уносит поток.

В древние времена, когда Тогдэн [935] Тэндзин Чопэл совершал паломничество на гору Цари [936], в видении ему явился человек, для которого он ранее выполнял пову, за что получил [от его родственников] коня. Тэндзин Чопэл увидел, как этот человек, поднимая голову из моря темно-красной крови, зовет его по имени и спрашивает, что ему теперь делать.

Ужаснувшись, Тэндзин Чопэл ответил: «Посвящаю тебе [свои заслуги за совершение паломничества] на гору Цари». Едва он произнес эти слова, как видение исчезло.

Даже тот, кто обрел высшее постижение, может создать себе помехи для продвижения по пути, если примет вознаграждение, не сумев выполнить ритуал для умершего.

Когда умер Дзогчен Ринпоче Гюрмэ Тэгчог Тэндзин, чтобы выполнить для него ритуал, пригласили Дримэ Шингкёнга Гонпо. Он целый день призывал сознание усопшего, выполнял очистительные ритуалы и пову — точно так же, как делал бы это для обычного человека. Присутствовавшие при этом монахи удивлялись, почему он так поступает. Тогда Шингкёнг Гонпо объяснил: «Некогда покойный Дзогчен Ринпоче взял вороного коня в награду за выполнение ритуалов, чтение молитв и посвящение заслуг на благо умершему великому грешнику, но потом забыл выполнить обещанное. Это стало для него небольшой помехой в продвижении по пути. Однако теперь совместными усилиями мы с ним устраним это препятствие». Говорят, что грешника, упоминаемого в этой истории, звали Голог Тэндзин.

Так что, если высокопоставленные ламы и тулку, взяв вознаграждение за выполнение похоронных ритуалов, не [применяют] бодхи-читту, не произносят молитв и благопожеланий правильным и действенным образом, а думают, будто заслуживают награды просто за свои громкие титулы, это никуда не годится.

Даже тем, кто действительно является подлинным воплощением великих учителей прошлого, приходится, как и обычным детям, заново учиться читать, начиная с азбуки. Но так не бывает, чтобы умение читать, которым они владели в прошлой жизни, не сохранилось, а умение выполнять практики стадий зарождения и завершения осталось!

Так что, вместо того чтобы собирать подношения, едва научившись забираться на лошадь, им стоит посвятить хотя бы немного времени уединенным практикам [937] и освоению бодхичитты.

2. [Обычный перенос с использованием трех образов]

Здесь речь пойдет об обычной пове с использованием трех образов, или о переносе сознания [опирающемся на наставления] учителя. [938] Кроме того, эта практика соответствует тому, о чем в тантре «Чистое раскаяние» сказано так:

Умирая, перенеси световой шар с помощью звука.

Эта разновидность повы не нужна тому, кто обрел высшее постижение. О [смерти] такого человека в тантрах говорится:

То, что называют смертью, — лишь понятие;

Иногда она может привести в небесные обители.

Атакже:

Смерть или то, что мы называем смертью,

Для йогина — малая нирвана.

О тех, кто при жизни овладел твердыней дхармакаи [CXXXVII] иобрел власть над рождением исмертью, говорят, что, даже если импредстоит умереть, для них это все равно что перейти с одного места на другое.

Как уже говорилось, те, кто опытен в практиках стадий зарождения и завершения, переносят свое сознание водну из трех кай, применяя [любой из] трех способов переноса: [во время] перерождения, смерти или бардо [939].

С другой стороны, говорится:

Те, кто недостаточно освоил практику пути,

Могут обрести [желаемое состояние] благодаря пове.

Как утверждается, этот метод необходим для тех, кто еще не достиг устойчивости на пути, или для тех, кто совершил тяжкие преступления. Какие бы неблагие действия человек ни допустил, он, следуя этим тайным наставлениям, непременно закроет врата, ведущие в низшие миры. Даже те, кто совершил самые ужасные злодеяния, влекущие за собой немедленную расплату, и таким образом обречен попасть прямо в ад,никогда не переродятся в низших мирах, если воспользуются этим методом. В тантрах говорится:

Даже [те, кто] каждый день убивал по брахману[940]

Или совершил пять беспромежуточных злодеяний,

Благодаря этому методу обретут освобождение

И избавятся от скверны.

Атакже:

Тот, кто практикует перенос [сознания],

Сосредоточивая внимание на отверстии над девятью остальными[CXXXVIII],

Не будет загрязнен неблагими действиями

И родится в чистых мирах.

И еще:

Если умеешь следовать по белому шелковому каналу,

Наши рекомендации