Во мне зародилась изначальная мудрость-всеведение.
Чтобы выразить свое раскаяние, Манджушримитра написал сочинение «Бодхичитта — золото, извлеченное из руды» [894]. Кроме того, он собрал воедино все учения Гараба Дордже.
Манджушримитра передал эти учения Шрисингхе, который был уроженцем китайского города Шоша. Отца Шрисингхи звали Гедэн, а мать — Нангсал. Под руководством Хастибхалы он изучил пять главных наук: санскрит, логику, астрологию и т. д. В двадцать пять лет он встретил Ачарью Манджушримитру и, получив все тантры, агамы и упадеши возвышенного учения ати-йоги, полностью обрел наивысшее постижение, свободное от умопостроений [895].
Учения Шрисингхи получили Орген Ринпоче — Второй Будда из Уддияны, ученый Джнянасутра, великий пандита Вималамитра, а затем великий переводчик Вайрочана. До этого места речь шла о линии передачи посредством символов среди видьядхар.
4.3. [Передача из уст в уста среди людей —] распространение учения нингтиг в Тибете, Стране Снегов
Когда Будда жил в Индии, Тибет был необитаем. Затем там появились люди — потомки обезьяны, которая была воплощением Авало-китешвары, и горной демоницы. В те времена в Тибете не было ни Дхармы, ни законов, ни правителей, ни вождей — там царил хаос. Затем в Индии у царя Шатаники родился сын, у которого пальцы рук и ног были соединены перепонками, как у гуся, а глаза закрыты нижним веком [896]. Отец решил, что это существо не принадлежит к человеческому роду, и задумал от него избавиться. Когда царевич немного подрос, [отец] действительно изгнал его из страны.
По воле кармы ноги привели мальчика в Тибет. Там ему повстречались пастухи, которые спросили, кто он и откуда. Царевич указал пальцем вверх, и пастухи приняли его за посланца небес. Принеся на плечах камней и глины, они соорудили трон и провозгласили его своим правителем. Так в Тибете появился первый царь, которого прозвали Нятри Ценпо [897]; он был воплощением бодхисаттвы Сарваниварана-вишкамбхина [898].
Затем, когда сменилось несколько поколений царей, на трон взошел Лхатотори Ненцен [899], воплощение [бодхисаттвы] Самантабхадры. Он обнаружил на крыше своего дворца Юмбу Лакар изображение чинтамани[900] — символ тела Будды; два тома книг учения: Аръя-ратнакарандавъюха-сутру и Саксипуранасудраканама-сутру [901] — символ речи Будды; и хрустальную ступу высотой в локоть — символ ума Будды. Так в Тибет пришла Дхарма.
Пятым царем после [Лхатотори Ненцена] стал Сонгцен Гампо [902], воплощение Авалокитешвары. [Во время своего правления Сонгцен Гампо] построил храмы тадул и янгдул [903], а также главный храм Лхасы. Он взял в жены китайскую царевну Конгджо, воплощение Тары, и непальскую царевну Трицун, воплощение Бхрикути[CXXXII]. В качестве приданого они привезли в Тибет две драгоценные статуи Будды. [904] [Первый тибетский ученый] Тонми Самбхота, изучавший санскрит у индийского пандиты Дэвавит Сингхи, изобрел тибетскую письменность, которой ранее не существовало. После этого на тибетский язык стали переводить книги: Ратнамегха-сутру [CXXXIII] и другие сутры. Царь чудесным образом проявил из своего лба монаха по имени Акар-мати и отправил его обращать в истинную веру индийских царей-тир-тхиков. Из Индии Акармати привез пять нерукотворных изображений Авалокитешвары, которые были обнаружены внутри сандалового дерева «сердце змеи» в пустыне между Индией и страной Там-радвипа, а в Лхасе он создал небывалую статую одиннадцатиголового Авалокитешвары [905]. Именно во времена правления этого царя Дхарма по-настоящему укоренилась в Тибете.
После него пятым по счету царем был Трисонг Дэуцен [906] — воплощение Арьи Манджушри. Его отец умер, когда царевичу было тринадцать лет. Пока ему не исполнилось семнадцать лет, он, руководствуясь советами своих сановников: Нам Тара Аугонга, Ахасанг Аупала и других, — силой оружия завоевал много стран и присоединил их к своему царству. Затем, просматривая архивы своих предков, Трисонг Дэуцен обнаружил, что Дхарма впервые пришла в Тибет при Ахатотори Неншале [907] и утвердилась при Сонгцене Гампо. Узнав, что его предшественники были глубоко преданы Дхарме, он решил, что тоже целиком посвятит себя распространению учения.
Побеседовав с Го Пэма Гунгценом, своим советником по делам Дхармы, царь искусно вызнал мнения и других советников, вследствие чего все они согласились начать строительство монастыря. Чтобы найти священнослужителя, способного выполнить очищение места для строительства, посоветовались с Нянг Тингдзином Сангпо — царским духовным учителем, жившим тогда в Самье Чимпу. Благодаря ясности своей медитации Тингдзин Сангпо узнал, что в стране Сахор, расположенной в восточной Индии, живет великий кенпо Шантаракшита [908], сын дхармараджи Гомадэвии. Получив эти сведения, царь послал за Шантаракшитой.
[Прибыв в Тибет, кенпо] стал подготавливать место [для строительства монастыря]. Но в местности Арьяпало, в зарослях, жил некий нага. Узнав, что при строительстве эти заросли вырубят, он попросил помощи у всех богов и духов, в том числе у двадцати одного генена [909], а также у людей и нелюдей. Каждую ночь собравшееся воинство возвращало землю и камни на прежнее место, разрушая все, что люди строили за день. Тогда царь спросил у кенпо Шантаракши-ты:
— Отчего так происходит: из-за моих тяжких прежних проступков или из-за того, что ты не благословил это начинание? Значит ли происходящее, что мои желания не будут исполнены?
— До сих пор я обращался к богам и духам, руководствуясь своей бодхичиттой, — сказал кенпо, — но, по-видимому, мирные способы на них не действуют, так что придется для их усмирения применить гневные средства. Сейчас в Бодхгае, что в Индии, живет тот, кого называют Лотосорожденным из Уддияны. Он родился чудесным образом, овладел пятью главными науками, достиг совершенства в
практике абсолютного воззрения и обрел высшие и обычные сиддхи. Он уничтожает демонов и заставляет восемь классов духов себе служить. Боги и духи трепещут [от страха] перед ним, а хозяева земли ему покоряются. Если пригласить этого учителя, ни один бог и дух несможет ему противиться и воля царя будет целиком исполнена.
— Наверное, такого, как он, пригласить невозможно, — сказал царь.
— Возможно, — ответил Шантаракшита, — благодаря идущей из прошлого кармической связи. И он рассказал царю следующее:
— Давным-давно в Непале жила некая Самвари, дочь Саллы, который занимался разведением домашней птицы. У нее было четыре сына от четырех мужей: [царского] конюшего, свинаря, птичника и псаря...
Далее он поведал историю о том, как эти сыновья построили ступу Чжарунг Кашор, и о том, какие молитвы они тогда произнесли. [910]
По велению царя в Индию были отправлены Ба Тришер, Дордже Дуджом, Чим Шакьяпрабха, Шубу Палги Сэнге и другие посланцы. Каждому из них дали по мере золотого песка и по листу золота [911]. Когда они пригласили Гуру посетить Тибет, чтобы благословить землю для строительства монастыря, он принял приглашение и отправился в путь, делая во время путешествия остановки, чтобы покорить всех богов и духов Тибета. Подчинив своей власти двенадцать тэнма, двенадцать кёнгма и двадцать одного генена[912], он прибыл в Драгмар.
Там он благословил землю и построил монастырь, который получил название Самье Лхунги Друбпэ Цуглагканг. Трехэтажный [главный храм окружали малые храмы, символизирующие] четыре континента и [восемь] малых континентов, а также два здания: верхний и нижний Ягша [913]— [символы] солнца и луны. Весь комплекс был окружен защитной стеной. Три учителя: кенпо Шантаракшита, ачарья Падмасамбхава и Вималамитра — трижды освятили монастырь дождем цветов. При этом наблюдалось множество чудесных знамений.
Кенпо Шантаракшита передавал [в Тибете] учения Винаи и Сутры, а Гуру Падмасамбхава и Вималамитра — учения Тайной Мантры. Именно в то время Второй Будда из ЭДгдияны и великий пандита Вималамитра стали учить Дхарме трех ближайших учеников — «владыку, подданного и подругу» [914], а также Нянгбен Тингдзина Сангпо [915] и других счастливцев, которые были готовы воспринять учение[916]. Они повернули для учеников колесо Дхармы трех внутренних йог, в том числе и ати-йоги — дзогчена, ясно познакомив с учениями о шендже, лада и рангдрол [917]. Линия передачи, которая берет начало в тот период, называется передачей из уст в уста [среди людей].
Кроме того, Великий Второй Будда из Уддияны дал счастливцам — царю и его подданным — непостижимое множество учений, соответствовавших личным способностям, которые зависят от кармы каждого ученика.
Чтобы сохранить непрерывность передачи учения, он записал тексты на желтых свитках и с молитвами укрыл их как клады на благо грядущих поколений. Впоследствии, когда наступало предсказанное время, сразу же появлялись йогины — перерождения тех, кто некогда был указан в молитвах, и открывали эти учения-клады, тем самым принося благо множеству счастливых учеников. Эта традиция получила название «традиция шести или девяти линий передачи» [918].
Так появились многочисленные перерождения-тэртоны [919]. Один из них, Ригдзин Джигмэ Лингпа — истинное воплощение Арьи Авало-китешвары, Покоящегося в Природе Ума [920], проявился в облике благого друга. От Второго Будды из Уддияны, от великого пандиты Ви-маламитры, от Всеведущего Аонгчен Рабчжампы и других он одновременно получил сущность трех линий передачи [921]. Он был истинным совершенным буддой и передавал учение, объемлющее всю Дхарму, тем, кто обладал удачей иблагой кармой.
Как говорят: