На пути Тайной Мантры или идешь в низшие миры, или становишься буддой — третьего не дано.
Самаи Тантры не только тонки, но многочисленны и трудны для соблюдения. Даже такой великий учитель, как Атиша, сказал, что, вступив на путь Тантры, он страдал из-за бесчисленных последствий нарушения обетов. Если их допускал даже он, что же говорить о нас, которым недостает противоядий, внимательности, бдительности и знания всего многообразия падений? Нет сомнений, что совершаемые нами падения обильны, как ливень. Чтобы им противостоять, очень важно всегда и при всех обстоятельствах в качестве ежедневной практики выполнять созерцание Ваджрасаттвы и повторять стослоговую мантру или, по крайней мере, всенепременно читать эту мантру хотя бы двадцать один раз в день.
Возможно, кто-то считает себя знатоком методов стадий зарождения и завершения и с помощью неизменной внимательности, бдительности и т. п. способен освободиться от нарушения обетов. Однако, даже если он только разговаривает с теми, кто нарушил главные са-маи, общается с ними или просто пьет воду из одного источника, он будет расплачиваться за нарушение обетов, которое называют «нарушение вследствие общения» [670] или «случайное нарушение» [671]. Поэтому всегда необходимо стараться очищать себя с помощью раскаяния. В тантрах есть такие слова:
В том, чтообщался с нарушителями обетов[672]и был снисходителен к нарушениям;
В том, что учил Дхарме нарушителей и тех, кто недостоин ее слушать;
В том, что не избегал нарушителей и тем самым запятнал себя их осквернением саман;
В том, что заложил причину собственных [препятствий] в этой жизни и омрачений в следующей, —
Во всем этом горько раскаиваюсь и молю о прощении.
Если хотя бы один участник собрания нарушил самаю, своим осквернением, вызванным нарушением самаи, он пятнает сотни или даже тысячи тех, кто хранит ее в чистоте, и не дает им обрести в практике ни малейших результатов. Так от одной капли кислого молока прокисает целый кувшин свежего, аодна покрытая язвами лягушка заражает всех остальных. Как сказано:
От одной капли кислого молока
Прокисает все остальное молоко,
А тот, кто нарушил самаю,
Делает недостойными всех окружающих.
Никто, даже великий лама или сиддха, не защищен от осквернений, вызванных нарушениями самаи. Это подтверждает история об одном великом махасиддхе по имени Дрогон Лингдже Рэпа.
Однажды, когда он совершал паломничество в Цари, дакини-охра-нительницы тех мест задумали преградить ему путь, нагнав средь бела дня такую тьму, что даже звезды засверкали на небе. Но это не помешало махасиддхе дойти до берега Тёмно-красного Кровавого озера — Марнаг Трагцо, где он исполнил танец, спел ваджрную песнь и оставил на камне отпечаток стопы, который можно видеть и ныне. Но даже такого великого йогина впоследствии осквернил один посетивший его ученик, который нарушил самаю. Рассказывают, что из-за этого осквернения у йогина помутился разум и он лишился дара речи.
В песне Сиддхи Ургенпы тоже говорится:
Я, Ринченпал, нищий из Страны Снегов,
Был непобедим для всех врагов, кроме нарушения самаи[673],
И не дружил ни с кем, кроме гуру, своего защитника.
Таким образом, самаи Ваджраяны хранить очень трудно, а если их нарушить, наказание будет очень суровым. Негоже самонадеянно считать, что хранишь самаю, при этом не проверяя свой ум со всем тщанием.
В коренных текстах Тантры говорится:
Сказано: если хоть на миг забудешь, что трое врат [т. е. тело, речь и ум] — это три мандалы, самая Тайной Мантры будет нарушена.
Хранить самаю нелегко. Если разбираться подробно, можно насчитать до ста тысяч разновидностей самаи. Согласно тантрам, последствия их нарушения таковы:
Ваджрные демоны выпьют кровь из твоего сердца;
Твоя жизнь будет коротка и омрачена болезнями, твое богатство растает, а враги будут держать тебя в страхе;
Тебе уготован самый страшный ад Предельное Мучение,
Где тебя ждут нескончаемо долгие и невыносимые страдания.
Чтобы не допустить никаких ослаблений и нарушений самай и плачевных последствий неблагих поступков, помнишь ты о них или нет, необходимо всегда и при любых обстоятельствах прилагать все усилия, чтобы выполнять созерцание Ваджрасаттвы и повторять его мантру. Старайся исправить свои ошибки раскаянием с помощью стослоговой мантры.
Великие учителя древности говорили:
Нужно с самого начала не загрязнять себя неблагими поступками.