Дабы не накопить неблагую карму, не предавайся грезам, воображая себя правителем.

Однажды некий благотворитель пригласил Будду с учениками, чтобы поднести им угощение. Кроме них за подаянием пришли двое нищих, из которых один был из рода кшатриев, а другой — из рода брахманов. Юноша-брахман пришел, когда для Будды и его спутников еще только готовили угощение, а потому ничего не получил. Юноша-кшатрий подождал, пока угощение подадут всем остальным, а потому ему досталось много остатков хорошей еды из монашеских чашек. Вечером, по пути домой, юноши делились мыслями:

— Будь я богат, — сказал кшатрий, — я всю жизнь одарял бы Будду и всех его учеников одеждой и едой.

Брахман же сказал:

— Будь я царем, я приказал бы отрубить бритые головы этому фанатику и всей его шайке.

Позднее кшатрий оказался в другой стране. Когда он устроился в тени большого дерева, тень над ним оставалась неподвижной, хотя тени от всех остальных деревьев перемещались. В то время умер тамошний царь, не оставив наследника, а потому все были заняты поисками человека удачливого и со счастливой судьбой, чтобы сделать его своим царем. Они наткнулись на юношу, который так и спал в тени дерева, хотя время уже перевалило за полдень. Его разбудили, препроводили во дворец и объявили царем. Впоследствии он оказывал почести Будде и его ученикам именно так, как хотел.

Есть и другая история, о том, как брахман лишился головы, когда на него, спящего, случайно наехала колесом проезжавшая мимо повозка.

Если научишься всегда быть доброжелательным, в этой жизни все твои желания исполнятся. Милостивые божества будут тебя защищать, а все будды и бодхисаттвы ниспошлют благословения. Все твои действия станут благими, а смерть не будет сопровождаться страданиями. В следующей жизни ты переродишься в мирах богов или людей и в конце концов обретешь состояние будды. Очень важно постоянно проверять свои помыслы и учиться развивать доброжелательство, вместо того чтобы выполнять напоказ множество благочестивых действий: класть земные поклоны, обходить по кругу святыни, молиться, повторять мантры и т. д.

2. Зарождение бодхичитты — ума, устремленного к просветлению

Разновидности бодхичитты

2.1.1.Разновидности бодхичитты с точки зрения духовной решимости

2.1.1.1.Решимость царя

Первостепенная задача царя как властителя — покорять своих противников и поддерживать сторонников. Только так он сумеет осуществить свое желание заботиться о подданных. По аналогии, желание сначала достичь состояния будды самому, а уже потом вести к нему других называют зарождением бодхичитты способом царя.

2.1.1.2. Решимость лодочника

Лодочник держит путь на другой берег вместе с теми, кого перевозит. По аналогии, желание достичь состояния будды одновременно для себя и для других называют зарождением бодхичитты способом лодочника.

2.1.1.3. Решимость пастуха

Пастух гонит овец перед собой, заботясь, чтобы у них была трава и вода, чтобы на них не напали волки, шакалы и другие дикие звери. Сам он идет позади. По аналогии, желание привести всех существ трех миров к совершенному состоянию будды прежде, чем обретешь его сам, называют зарождением бодхичитты способом пастуха.

Способ царя, называемый «зарождение бодхичитты сильным желанием», — менее отважен, чем два других. Способ лодочника, называемый «зарождение бодхичитты святой мудростью», — более отважен. Считается, что такой способ зарождения бодхичитты применил Владыка Майтрея. Способ пастуха, называемый «ни с чем не сравнимое зарождение бодхичитты», — самый отважный из трех. Считается, что такой способ зарождения бодхичитты применил Владыка Манджушри.

2.1.2. Разновидности бодхичитты с точки зрения ступеней бодхисаттвы

[1] На пути накопления [475] и на пути применения [476] преобладает так называемое зарождение бодхичитты на основе преданности [477].

[2] На ступенях бодхисаттвы, с первой по седьмую, преобладает так называемое зарождение бодхичитты благодаря превосходному и совершенно чистому помыслу[478].

[3] На трех чистых ступенях [479] преобладает так называемое зарождение полностью зрелой бодхичитты [480].

[4] На уровне состояния будды [481] преобладает так называемое зарождение бодхичитты, свободной от омрачений [482].

Таковы четыре [разновидности зарождения бодхичитты].

2.1.3. [Относительная и абсолютная бодхичитта] Бодхичитта бывает двух видов: относительная [483] и абсолютная[484].

2.1.3.1. [Относительная бодхичитта]

Относительная бодхичитта тоже делится на два вида: на бодхичитту намерения [485] и бодхичитту применения [486]. В Бодхичарьяватаре говорится:

Как [тебе] понятна разница между желанием отправиться в дорогу и самим путешествием,

Так и мудрый должен понимать разницу в последовательности. [487]

Например, если некий Нима собирается попасть в Лхасу, нужно, чтобы сначала у него возникло желание туда попасть. Так и твое желание, чтобы все живые существа обрели состояние будды, похоже на намерение попасть в Ахасу. Это зарождение бодхичитты намерения.

Практическое же упражнение ума можно сравнить с самим путешествием, когда, снарядившись и навьючив животных, ты действительно выходишь на дорогу, ведущую к Ахасе. Практическое применение заключается в освоении шести парамит: щедрости, нравственности, терпения, усердия, дхьяны и различающей мудрости, — с надеждой привести всех существ к состоянию будды. Это бодхичитта применения [488].

Развитие и бодхичитты намерения и бодхичитты применения — это относительная бодхичитта [489].

2.1.3.2. [Абсолютная бодхичитта]

На путях накопления и применения очень долго упражняют ум в двух разновидностях относительной бодхичитты: намерения и применения. В результате, перейдя на путь видения[490], ты узришь саму тако-вость [491] — естественное состояние всех дхарм, изначальную мудрость, свободную от любых умопостроений[492]. Подлинное постижение смысла пустоты [493] — это абсолютная бодхичитта [494].

Истинную абсолютную бодхичитту можно обрести только благодаря силе медитации, а не с помощью ритуалов. Однако, поскольку для зарождения относительной бодхичитты требуется выполнение ритуалов, новички должны получать обеты относительной бодхичитты от своего гуру, как это предписывается в соответствующих ритуалах. Чтобы не допустить ослабления бодхичитты и, наоборот, усилить ее, необходимо всегда и при всех обстоятельствах постоянно обновлять обеты бодхисаттвы.

2.2. [Метод зарождения бодхичитты]

В небе перед собой представь всех будд, бодхисаттв и т. д., точно так же, как в собрании прибежища, ипризови их в свидетели зарождения бодхичитты. [Думай, что] во всей необъятной вселенной нет ни единого живого существа, которое в одной из твоих жизней, с безначального времени и до сих пор, не было бы твоим родителем. Когда они были твоими родителями, они всеми силами любовно заботились о тебе, как это делали твои нынешние родители, отдававшие тебе лучшую еду и одежду. Нет сомнений, что ты в большом долгу перед теми, кто растил тебя с величайшей добротой и лаской.

Теперь же все эти любящие родители тонут в волнах великого океана страданий сансары. Окутанные плотной пеленой тьмы неведения, они не знают, каквступить на истинный путь и избежать ложного пути. Они разлучены с благими друзьями, которые могли бы их направить. У них нет ни покровителя, ни заступника, ни спасителя, ни помощников — никого, в ком можно было бы найти опору и поддержку.

«Все эти мои бывшие родители похожи на слепого, которого бросили посреди пустынной равнины. На что мне обретать свободу для себя самого, оставив их в сансаре? Я стану зарождать в себе бодхи-читту ради всех живых существ и, изучая великие деяния прежних будд и бодхисаттв, буду прилагать все силы, чтобы ни одно живое существо не осталось всансаре», — думая так, повторяй следующую молитву:

ХО

Наши рекомендации