Краткий проблеск благих мыслей.
То есть, какими бы благами и удовольствиями ты ни наслаждался, все это следует понимать как милость Будды. Какое бы препятствие ты ни встретил — болезнь или горе, происки злых духов и противников ит. п., — дабы одолеть его, не прибегай ни к каким иным средствам, кроме молитвы Трем Драгоценностям. Даже если тебя лечат врачи или для тебя исполняют ритуалы исцеления и прочее, все это тоже нужно понимать как проявление деяний Трех Драгоценностей [429].
Узнавая во всем, что происходит, проявления деяний Трех Драгоценностей, развивай в себе веру и чистое видение. Прежде чем отправиться по делам в другие места, [первым делом] почти Три Драгоценности — будд того направления.
Всегда и при всех обстоятельствах читай главную молитву прибежища: или из учения нингтиг (Кончог сум но дэшег цава сум...), или ту, которую называют четырехстрочной молитвой прибежища [Тантры]:
Лама ла кябсу чио
Санге ла кябсу чио
Чо ла кябсу чио
Гендун ла кябсу чио [430]
Принимаю прибежище в Гуру.
Принимаю прибежище в Будде.
Принимаю прибежище в Дхарме.
Принимаю прибежище в Сангхе.
К этой четырехстрочной молитве следует относиться как к йидаму. Рассказывай другим о величии принятия прибежища и советуй его принять. Вверь себя и других Трем Драгоценностям в этой жизни и в следующих, прилежно повторяй молитвы прибежища.
Кроме того, перед сном представляй божеств собрания прибежища так, как уже говорилось, в центре своего сердца. Сосредоточься на них, когда засыпаешь. Если тебе это не удается, думай, что все гуру и Три Драгоценности, исполненные любви и доброты к тебе, поистине сидят у твоего изголовья. Проникнись верой и чистым видением, а затем, не забывая о Трех Драгоценностях, засыпай.
Когда ешь и пьешь, представляй Три Драгоценности в своем горле и угощай их вкусом всех яств и напитков. Если тебе это не удается, представляй, что предлагаешь им первый вкус всех яств и напитков.
Если собираешься надеть новые одежды, прежде подними их к небу, думая, что подносишь их Трем Драгоценностям. Затем надевай, словно это подарок Трех Драгоценностей.
Что бы ты ни увидел в этом мире: цветущие сады, прозрачные реки, величественные здания, тенистые рощи, сказочные богатства и сокровища, красивых людей в изысканных уборах и т. п. — все, что привлекает и восхищает, мысленно поднеси Трем Драгоценностям.
Набирая воду, сначала поднеси ее Трем Драгоценностям [LXXIX], а уже потом наполняй свою посуду.
Все привлекательное и желанное в этой жизни: удовольствия, наслаждения, славу, богатство — следует считать милостью Трех Драгоценностей. Преданно и с чистым видением думай: «Пусть все это принадлежит исключительно Трем Драгоценностям!»
Какие бы заслуги ты ни приобрел, выполняя простирания, подношения, представляя божеств, повторяя мантры и т. п., подноси все это Трем Драгоценностям и посвящай заслуги живым существам.
В полнолуние и в новолуние, шесть раз в сутки и т. д. делай как можно больше подношений Трем Драгоценностям. Кроме того, не забывай делать другие подношения Трем Драгоценностям, приуроченные к особым дням [431].
Какое бы счастье или горе тебе ни выпало, всегда и при всех обстоятельствах не забывай принимать прибежище только в Трех Драгоценностях. Если ты способен принимать прибежище, когда в сновидении тебя преследуют кошмары, то сумеешь сделать это и в состоянии бардо. Необходимо усердно осваивать эту практику, пока не овладеешь такой способностью. Короче говоря, нужно вверить себя исключительно Трем Драгоценностям — до такой степени, чтобы не отказаться от этого прибежища даже под страхом смерти.
Однажды в Индии тиртхики схватили одного буддиста-мирянина и стали угрожать:
— Если откажешься от прибежища в Трех Драгоценностях, мы тебя не убьем, а иначе прощайся с жизнью!
— Я могу отказаться от прибежища на словах, но не в сердце, — ответил буддист. И тиртхики его убили.
Нужно обладать такой же твердостью. Какое бы замечательное учение ты ни практиковал, если откажешься от прибежища в Трех Драгоценностях, тебя нельзя будет причислить к буддистам.
Считают, что отличие буддиста от небуддиста заключается в прибежище. Даже небуддисты могут избегать неблагих действий, могут стремиться обрести обычные духовные совершенства, созерцать божеств, выполнять практику нади, праны и т. п. Но они не ведают оприбежище в Трех Драгоценностях, а значит, не находят путь освобождения и не могут освободиться от сансары.
В океане сутр и тантр Дхармы не было ни единого отрывка, который бы не прочитал и не постиг Джово-дже Атиша. Но поскольку он считал, что самое насущное — это принятие прибежища, то учил своих последователей только прибежищу, за что его даже прозвали Пандита Прибежище.
Итак, вступив на путь освобождения и став буддистом, нужно и впредь, даже с риском для жизни, принимать прибежище и применять на практике наставления по принятию прибежища.
Как говорится в сутрах: