Кто его ни коснется, погибнет.

То есть, если у тебя добродетельный ум, благодаря его силе ты сможешь обратить к возвышенной Дхарме любого, кто с тобой связан. Заслуги твои и других безмерно возрастут. Ни в одном из будущих рождений ты не родишься в низших мирах, выбраться откуда все труднее, но всегда будешь обладать состоянием, свойственным богам и людям в высших мирах. По меньшей мере, там, где пребывает тот, кто верен Дхарме, всегда царят добродетель, счастье и благоволение богов.

Хотя мне все известно о карме, моя вера в нее слаба.

Хотя я много раз слушал благородную Дхарму, я никогда

не претворял ее в практику.

Благослови меня и других таких же грешников.

Дабы мы слили свои умы с Дхармой!

Таковы подробные наставления о карме — законе причины и следствия.

Глава V БЛАГА ОСВОБОЖДЕНИЯ

Склоняюсь к стопам несравненного гуру!

Следуя многим мудрым и совершенным святым учителям.

Он претворял в практику учения своих гуру

И указал ученикам безошибочный высший путь освобождения.

Наставления, содержащиеся в главе V «Блага освобождения» и в главе VI «Как следовать учителю», включают в себя советы о том, как слушать [Дхарму], которые не отличаются от тех, что были даны выше, и изложение главной темы.

Освобождение подразумевает избавление от океана страданий сансары. Обретение любого из [высших] состояний, достигаемых шраваками, пратьекабуддами или бодхисаттвами, — это освобождение. Наставления о благах освобождения [343] состоят из двух частей:

1) причина [обретения состояния освобождения];

2) плод [— состояние освобождения].

1. Причина [обретения состояния освобождения]

Во-первых, есть четыре вида практик, отвращающих ум [от сансары] [344]; они начинаются с размышления о трудности обретения свобод и дарований и призваны подготовить твой ум для практики Дхармы. Во-вторых, есть особые наставления, начиная с принятия прибежища — краеугольного камня всех путей — и заканчивая осуществлением главной практики пути [345], и они вместе с объяснением проистекающих от них благ будут изложены в последующих Главах.

2. Плод [— состояние освобождения]

Если ты достиг конечной цели любой из колесниц: шравак, пратьека-будд или бодхисаттв, — плодом будет обретение покоя, безмятежности и освобождения от теснин мирских страданий. Какая же это радость! Поскольку в этой жизни ты встретился с Махаяной, ты должен практиковать всё: десять благих действий, четыре безмерных качества [346], шесть парамит, четыре вида дхьяны [347], четыре [медитативных состояния мира] вне формы [348], медитацию шаматхи и випашьяны [349] и т. д. — с единственным намерением обрести совершенное состояние будды.

С такими помыслами выполняй практики, не забывая о трех священных принципах, которые таковы:

1) подготовка — зарождение бодхичитты,

2) главная практика — свободная от умозрительных понятий медитация и

3) заключительное посвящение заслуг с помощью соответствующих молитв.



Глава VI КАК СЛЕДОВАТЬ УЧИТЕЛЮ

Что касается наставлений о том, как следовать учителю [350], то нет ни одной сутры, тантры или шастры, в которой говорилось бы о возможности обрести состояние будды не следуя учителю. Совершенно очевидно, что никто не развил в себе достижений, обретаемых на ступенях и путях, с помощью собственных догадок и изобретений. Все существа, в том числе и ты, без труда находят ложный путь. Что же касается пути освобождения и всеведения, то в этом случае мы беспомощны, как слепой, брошенный посреди пустыни. Без помощи опытного морехода еще никому не удалось добыть драгоценности с острова сокровищ. Учитель, благой друг, — это истинный вожатый на пути к освобождению и всеведению. Поэтому нужно почтительно искать в нем опору. Для этого необходимы три составляющие:

1) умение проверять учителя;

2) умение следовать учителю;

3) умение перенимать состояние знания и поведение учителя.

1. Умение проверять учителя

Поскольку обычные люди очень подвержены влиянию сиюминутных обстоятельств и окружающих людей, необходимо всегда и везде следовать учителю. Например, если ствол обычного дерева много лет пролежит в сандаловом лесу, он пропитается ароматом сандала. Точно так же, если ты следуешь возвышенному, добродетельному человеку, то тебя наполнит благоухание его достоинств и в своих поступках ты будешь подражать его поведению. Сказано:

Как обычное бревно, лежащее в густой сандаловой роще, приобретает благоухание, соприкасаясь с влажными ветками и листьями, так и ты начинаешь напоминать того, кому следуешь. [351]

В нынешнюю эпоху упадка трудно найти учителя, в совершенстве наделенного всеми качествами, которые описаны в драгоценных тантрах. Однако, кем бы ни был учитель, которому ты следуешь, он обязательно должен иметь такие качества:

1) чистота, незагрязненная нарушениями трех видов обетов: внешнего обета пратимокши, внутреннего обета бодхичитты и тайного обета Мантраяны;

2) чистое и всеобъемлющее понимание содержания сутр, тантр и шастр;

3) ум, полный любви и доброты ко всем бесчисленным живым существам, к каждому из которых он относится как к единственному сыну;

4) искусное владение внешними методами Трипитаки и внутренними методами четырех Тантр;

5) явное обретение особых благих качеств отречения и постижения [352], проистекающих от претворения в практику смысла Дхармы;

6) способность привлекать счастливых учеников силой четырех притягательных качеств, к которым относятся: щедрость, умиротворяющая речь, умение удовлетворять потребности учеников и поведение, согласующееся с Дхармой.

Эти качества необходимы.

Наши рекомендации