Брахма, индра, шива и чакравартины
Не могут найти способа спастись от демона смерти.
Не могут избежать смерти и другие, например риши из миров богов и людей, хоть они и обладают пятью силами ясновидения и способностью перемещаться в пространстве.
Из шастры Шокавинодана:
Великие риши, обладающие пятью способностями ясновидения,
Умеющие летать по небу в любую даль, —
Даже они не отыщут такого места,
Где царило бы бессмертие.
В мире людей были вселенские правители, обладавшие неимоверными богатствами и властью. В святой стране Индии существовало бессчетное число царей династии Махасаммата, которые правили всей Джам-будвипой. Кроме них, было трое царей династии Пала, тридцать семь царей династии Чандра и другие — богатые и могущественные цари, правившие Западной и Восточной Индией. В Тибете, Стране Снегов, был царь Нятри Ценпо — отпрыск богов, [после которого правили семь царей] небесной династии Три, шесть царей земной династии
Лег, восемь царей династии Дэ, пять царей связующей династии Цен, двенадцать с половиной царей Счастливой династии [LVII] и пять царей Чрезвычайно Счастливой династии. Во времена правления Дхарма-раджи [165] Сонгцена Гампо его обладающее сверхъестественными силами воинство покорило все земли от северного Непала до Китая. Когда правил царь Трисонг Дэуцен, две трети Джамбудвипы [LVIII] принадлежали Тибету. А при царе Дхармарадже Ралпачене на берегу реки Ганга была воздвигнута железная колонна, дабы обозначить границу между Тибетом и Индией. [Тибет] имел большое влияние на Индию, Китай, Гесар, Тагзиг [166] и другие страны. Эти страны должны были к Новому году отправлять в столицу Тибета Лхасу посланников, чтобы те принимали участие в [новогодних] торжествах.
Если подумаешь о том, что даже такое могущество ныне осталось лишь в сказаниях и что наши теперешние дома, слуги, власть и тому подобное, сколь бы высоко мы их ни ценили, — просто муравейник по сравнению с тем, что некогда существовало, то разве будешь ожидать постоянства от того, что имеешь? Размышляй об этом.
5. Размышление о различных примерах, подтверждающих непостоянство
Если рассмотреть развитие и упадок этой кальпы, то и они служат примером непостоянства. В начале этой кальпы не было солнца и луны и люди излучали свой собственный свет. Благодаря своей чудесной силе они могли перемещаться в пространстве, а рост их равнялся нескольким йоджанам. Питались они божественным нектаром и соперничали с богами в возможности наслаждаться удовольствиями, счастьем и процветанием. Однако следствия омрачений и дурных действий постепенно довели нас до нынешнего состояния.
Поскольку омраченность людей становится все более грубой, их счастье и долголетие будут все время сокращаться, пока наибольшая продолжительность жизни не достигнет десяти лет. После трех веков эпидемии, войн и голода большая часть существ этого мира исчезнет. Затем к выжившим явится эманация Будды Майтреи[167] и станет учить Дхарме, запрещающей убивать. Благодаря этому рост людей увеличится до одного локтя, а продолжительность жизни — до двадцати лет.
Наконец, когда люди будут жить по восемьдесят тысяч лет, явится сам Майтрея, обретет состояние будды и приведет в движение Колесо Дхармы. Когда пройдут восемнадцать таких циклов упадка и подъема и каждый человек будет жить бессчетное количество лет, явится Будда Мопа. Он проживет столько лет, сколько прожили все его предшественники — тысяча будд этой благой кальпы. Кроме того, он принесет существам столько же блага, сколько все предыдущие будды вместе. В конце концов эта кальпа тоже подвергнется уничтожению. Так что, если рассмотреть развитие и упадок кальпы, то она тоже не может избежать проявления непостоянства.
Непостоянство можно увидеть и наблюдая смену четырех времен года. Летом трава кажется изумрудной, капли дождя похожи на нектар и все наслаждаются счастьем и покоем. Расцветают белые, желтые, красные и синие цветы, создавая райские картины природы. Осенью начинают дуть холодные ветры, зеленая трава блекнет, все цветы и посевы увядают. Зимой земля каменеет, реки замерзают, а воздух из прохладного становится морозным. В это время, даже если будешь много дней скакать на коне в поисках цветов, которых было так много летом, не найдешь ни одного. Так лето сменяется осенью, осень — зимой, зима — весной, а весна — снова летом. Все становится иным, чем было раньше, тем самым обнаруживая непостоянство.
Наблюдай, как сменяют друг друга утро и вечер, вчера и сегодня, прошлый год и нынешний. Все постоянно меняется, ни на что нельзя опереться. В частности, понаблюдай за переменами в своем селении или в монастыре, в котором живешь. Тот, кто был богат и преуспевал, теперь обеднел. Тот, кто был беден и беззащитен, разбогател, стал влиятельным и знаменитым. Все это проявления непостоянства.
Точно так же и в каждой семье: все наши предки умерли, от них остались только имена. Умерли сестры и братья и многие другие родственники. Всех их унесло время, и кто знает, где они теперь? Было много богатых и знаменитых людей — в прошлом году они гордились своей славой, их почитали украшениями страны, а в этом от них не осталось и следа, разве что имена. Кто скажет, будут ли те, кто ныне богат, могуществен и всем известен, занимать то же положение на будущий год или даже в следующий месяц?!
Сколько твоих домашних животных — коз, овец, собак и т. п. — уже умерло и сколько их осталось? Если подумать, что будет с оставшимися, то и здесь можно сделать вывод о непостоянстве. Из людей, которые жили сто лет назад, ни один не избежал смерти. Через сто лет все живущие ныне существа тоже умрут, ни одного из них не останется. Поэтому очевидно, что ни вместилище [168], ни его содержимое [169] не обладают постоянством или каким-либо устойчивым качеством.
Все, что родилось, непостоянно и должно умереть. Все, что накоплено, непостоянно и будет исчерпано. Все, что собрано, непостоянно и будет рассеяно. Все, что построено, непостоянно и будет разрушено. Все, что возвысилось, непостоянно и упадет.
Точно так же непостоянно все остальное: дружба и вражда, счастье и несчастье, добро и зло. Ты можешь вознестись выше неба, быть сильным, как удар молнии, богатым, как нага [170], красивым, как бог, привлекательным, как радуга, но, так или иначе, когда придет смерть, у тебя не хватит сил, чтобы отсрочить ее хоть на миг. Ты уходишь голым, с пустыми руками, засунутыми подмышки. Поневоле ты оставляешь все богатства, родственников, почитателей, учеников, подданных, подчиненных, пищу и питье — все свое достояние. Ты — словно волосок, вынутый из куска масла. Ты не сможешь взять с собой ни одного монаха, даже если стоишь во главе монастыря с тысячами монахов. Ты не сможешь взять ни одного слуги, даже если у тебя миллионы подданных. Ты не сможешь взять даже иголки с ниткой, даже если владел всеми сокровищами мира. Ты уходишь, оставляя даже свое тело, столь тебе дорогое.
Это тело, которое при жизни было одето в шелка и парчу, уста которого освежали чай и другие напитки, тело важной особы, тело, которое, возможно, обладало божественной красотой, теперь называют трупом. Посиневшее, отвратительное на вид, оно превращается в тяжелую, разлагающуюся груду.
Джецун Миларэпа сказал:
То, что называют трупом,
То, что внушает ужас,
Вот оно — твое тело!
Твое тело связывают веревкой, накрывают тканью, кладут на землю и камни, а у головы ставят перевернутую вверх дном чашку. Как бы ты ни был дорог и любим, теперь твое тело вызывает ужас и отвращение. При жизни ты лежал на одеялах, подбитых шкурками ягненка, и на грудах блестящих мехов вместо подушек, и даже на них ворочался во сне, чтобы улечься поудобнее. Когда ты умрешь, тебя положат на землю, а под головой у тебя будет лишь камень или ком глины.
Возможно, ты кормилец или Глава семьи, а потому боишься, что твои домочадцы тоже неизбежно умрут от голода или холода, пострадают от врагов или погибнут от наводнения. Возможно, ты думаешь, что твои подопечные обязаны тебе всеми благами, которыми сейчас пользуются. Но после твоей смерти они постараются побыстрее избавиться от твоего тела и сожгут его, бросят в воду или снесут на кладбище — только и всего. Так что после смерти оставшись без друзей, одинокий, ты будешь блуждать в бардо. В это время тебе поможет только Дхарма. Поэтому прямо сейчас начни серьезно и упорно думать о том, что нужно выполнять хотя бы одну из практик истинной Дхармы.
Все, что накоплено, будет исчерпано. Даже правитель вселенной может дожить до такого дня, когда станет нищим. Бывает, тот, кто прежде был богат, потом умирает от голода. Тот, у кого было много сотен голов скота, просит милостыню, разорившись из-за сильных снегопадов или падежа. Богач, ограбленный врагами, может пойти по миру. Все это нам известно. Поскольку никто не может навсегда сохранить свои богатства, снова и снова размышляй о том, что лучше всего накапливать заслуги щедрости.
Все, что собрано, невечно и будет рассеяно. Когда по случаю большой ярмарки или религиозного праздника собираются тысячи и даже десятки тысяч людей со всей страны, в конце концов они расходятся и возвращаются в свои края. То же самое происходит, когда собираются вместе учитель и ученики, хозяин и работники, духовные братья, члены семьи, любящие друг друга мужья и жены, — в конечном счете разлука неизбежна. Нет никакой уверенности, что даже в этот самый миг нас не разлучит смерть или внезапный несчастный случай. Поскольку духовные братья, супруги и все те, кто теперь вместе, в любой миг могут быть разлучены, избегайте гнева, споров и ссор. Сейчас, в этот краткий миг, старайтесь относиться друг к другу с любовью.
Падампа Санге сказал: