Как удивительно, что ты еще дышишь
И пробуждаешься ото сна!
Нет никакой уверенности, что человек, который сладко спит, не умрет в миг, разделяющий его вдох и выдох. Поэтому большое чудо, что ему удается проснуться живым и здоровым. Даже если у тебя есть общее представление о том, что когда-нибудь ты умрешь, в твоем уме нет острого ощущения неизбежности смерти, а потому, думая о будущем, ты постоянно предаешься надеждам и страхам, словно собираешься жить вечно.
В то время как ты целиком поглощен заботами о благах, счастье и славе в этой жизни, демон смерти вдруг предстает перед тобой — с черным арканом, свирепо закусив нижнюю губу и обнажив клыки. И тогда не поможет ничто: ни полчища храбрецов, ни власть правителя, ни сокровища богача, ни ум ученого, ни прелесть красавицы, ни проворство бегуна. Ты можешь запереться в неприступном железном убежище, которое будут охранять сотни тысяч вооруженных храбрецов, выставив вперед острые стрелы и копья, но все это ничуть не спасет тебя и не защитит.
Демон смерти набросит тебе на шею черный аркан и повлечет по широкой дороге к следующей жизни, а тебе, посиневшему, проливающему слезы, с судорожно трясущимися руками и ногами, останется лишь следовать за ним. Смерть не победишь силой героев, не отменишь приказом правителя, не откупишься от нее богатством. От нее не убежишь и не спрячешься. Тебе не помогут ни защита, ни защитник, ни помощник, ни покровитель, ни друг, ни искусные средства, ни благосклонность. Если жизнь подошла к концу, то, явись даже сам Будда — Царь Врачевателей, он не сможет отложить смерть.
Поэтому прямо сейчас, не ленясь и не откладывая, размышляй о том, как важно практиковать истинную Дхарму — единственное, что обязательно поможет тебе на пороге смерти.
3. Размышление о непостоянстве, которому подвержены возвышенные
В нынешнюю светлую кальпу уже являлись семь будд, а именно: Випашьин, Шикхин и пять других будд, которых сопровождали последователи — невообразимо многочисленные шраваки и архаты [157]. Хотя они помогали бесчисленным достойным существам, объясняя им учения трех колесниц, ныне сохранилось лишь последнее учение — Будды Шакьямуни. Все предыдущие будды ушли в нирвану, и их Дхармы тоже постепенно исчезли. Кроме того, во времена нынешней Дхармы было множество великих шравак, у каждого из которых было по пятьсот последователей-архатов. Однако все они постепенно ушли в нирвану, не оставив после себя мертвых тел.
Помимо того, в Индии было пятьсот архатов, которые созвали Собор и составили свод учений Будды, а еще Шесть Украшений [158] и Двое Превосходных [159] , Восемьдесят махасиддх и т. д. Хотя все они обрели мудрости духовного пути, обладали даром предвидения и с легкостью творили чудеса, теперь мы знаем о том, что эти великие посетили Землю, только из истории. Ныне ни одного из них уже не существует.
В Тибете, стране Снеговых Гор, во времена, когда Второй Будда из !Уддияны проповедовал Дхарму, дарующую духовное созревание и освобождение, были знамениты двадцать пять учеников [160] [Второго Будды], восемьдесят сиддх из Ерпа и другие великие люди. Позднее в Тибете появилось невероятное множество мудрецов-сиддх: в традиции нингма [161] — из родов Со, Сур и Нуб, в традиции сарм [162] — Марпа, Миларэпа и Дагпо и т. д. Почти все они были просветленными. Они повелевали пятью стихиями, творили невероятные чудеса: заставляли вещи исчезать и появляться, не горели в огне, не тонули в воде, не гибли в земле, не разбивались в пропастях. Никакие стихии были не в силах причинить им вред.
Например, когда Джецун Миларэпа пребывал в безмолвии в пещере Катья в местности Нешанг, что в Непале, мимо проходила ватага охотников. Увидев его, они спросили, человек он или дух. Миларэпа оставался недвижим, храня молчание и сосредоточив взор. Злодеи стали пускать в него отравленные стрелы, но те его не пронзали. Тогда они сбросили его со скалы в реку, но он снова оказался наверху, заняв прежнее место. В довершение всего Миларэпу завалили хворостом и подожгли, но он не сгорел в огне.
Вот какие совершенные люди приходили в мир, но и они проявили природу непостоянства. Если уж они ныне существуют только в преданиях, что же говорить о нас! Наше иллюзорное тело — эта груда [163], сложенная из четырех элементов нашей неблагой кармой под напором ветров[164] наших дурных врожденных склонностей и заключающая в себе наше сознание, — может разрушиться в любой миг. Поэтому немедля прими решение творить добро делом, словом и мыслью.
4. Размышление о непостоянстве, которому подвержены правители
Даже совершенные боги и святые, которые могут жить в течение кальп, не в силах избежать смерти. Могущественные владыки, в том числе Брахма, Индра, Вишну и Шива, могут жить многие кальпы, их рост может достигать пяти тысяч йоджан, их сияние может затмевать солнце и луну, но и они не могут избежать смерти.
Из Йонтэн дзо: