Методы исследования и оценочные показатели морфологических и функциональных признаков физического развития подростков

Практическая работа № 9.

Методы исследования и оценочные показатели морфологических и функциональных признаков физического развития подростков

Набор инструментария: 1. Ростомер. 2. Весы напольные. 3. Мягкая сантиметровая лента.4. Ручной

динамометр. 5. Спирометр. 6. Калькулятор. 7. Часы.

Определение возраста

2. Исследование морфологических признаков развития:

А) измерение длины тела – стоя, сидя (см);

Б) измерение массы тела (взвешивание) (кг);

В) измерение окружности грудной клетки (в паузе) (см)

3. Измерение функциональных признаков развития:

А) оценка функции сердечно-сосудистой системы – пульс (норма -70-80 уд/мин);

Б) частота дыхания (ЧД) (норма – 16-20 дых/мин);

В) частота дыхания и пульс после 10 приседаний;

Г) спирометрия (норма – 2,5- 3 л);

Д) измерение экскурсии легких - на вдохе и выдохе (норма – 3-5 см.);

Е) динамометрия (норма – не менее: девушки- 15, юноши – 25 кг );

Ж) время задержки дыхания (норма в возрасте 17-26 лет – 45-75 сек.).

4. Оценка физического развития:

Показатель упитанности

(весо - ростовой показатель) = вес (г) =

рост (см)

ожирение - б. 540;

чрезмерный вес – 451-540;

излишний вес – 416-450;

хорошая – 401-415;

наилучшая для мужчин – 400, для – женщин – 390;

средняя – 360-389,

плохая – 320-359,

очень плохая – 300 –319;

истощение – 200- 299.

2. Показатель крепости телосложения : Х= Р – (В+О),

где Р – рост (см), В – масса тела (кг), О – окружность груди в фазе выдоха (см)

Разность меньше 10 – крепкое телосложение, 10-20 – хорошее, 21-25 – среднее, 25-35 – слабое, более 36 – очень слабое.

3. Оценка пищевого статуса = вес (кг) =

неполноценный - менее 18,5; рост (м)

оптимальный - 18,5-25;

преморбидный – 25-30;

морбидный – более 30 кг/м2

4. Оценка пропорциональности развития :

= длина ног(см) х 100 =

рост сидя (см)

(длина ног = рост стоя – рост сидя)

84,9 – короткие, 85-89 – средние; 90 и выше – длинные ноги.

5. Индекс пропорциональности развития грудной клетки :

обхват грудной клетки в паузе (см) _ рост (см) =

+ 5,8 – для мужчин;

+3,3– для женщин.

- показатель равный этим цифрам или выше – указывает на хорошее развитие грудной клетки, ниже или 0 – указывает на узкогрудость.

6 Жизненный индекс:жизненная емкость легких (мл)

65-70 – для мужчин (мл/кг) ВЕС (кг)

55/60 – для женщин.

7. Показатель динамометрии сила кисти (кг) х 100

масса тела (кг) =

65-80% – для мужчин;

45-50 %– для женщин.

8. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы:

Предварительные замеры частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД); делается 10 приседаний – проводятся замеры ЧСС и ЧД сразу и через 3 мин.

Оценка:

хорошее состояние - увеличение ЧСС и ЧД до 30% и восстановление через 3 мин.;

среднее состояние – увеличение на 40% и не восстановление на 3-4 мин.;

состояние ниже среднего – увеличение ЧСС и ЧД на 50% и более и не восстановление через 4 мин. и более.

Пример расчета физического состояния ребенка:

Необходимо дать оценку физического развития мальчика Иваненко П. в возрасте 10 лет, длина тела которого составляет 129 см, масса тела – 37 кг, окружность грудной клетки – 61 см.

В этом случае во время выполнения самостоятельной работы в протокольную тетрадь заносятся данные о школьнике (фамилия, возраст, пол, состояние здоровья), потом по образцу (табл. 2) в графу “Школьник” заносят данные относительно длины и массы тела и обвода грудной клетки исследуемого ученика.

Таблица 2

Данные индивидуальной оценки физического развития

Показатели физического развитию Школьник Стандарт Разница между факти-ческой и стан-дартной величинами Величина сигмального отклонения Оценка
М s
Длина тела, см 137,3 5,6 – 8,3 – 1,48s Ниже среднего
Масса тела, кг 33,4 6,0 – 9,4 – 1,56s Ниже среднего
Окружность грудной клетки, см 67,5 4,8 – 6,5 – 1,35s Ниже среднего

После этого, используя данные таблицы 3, находят пол и возраст обследуемого, затем соответствующие стандартные величины отдельных показателей физического развития (длина и масса тела, окружность грудной клетки), а именно: среднеарифметическую взвешенную величину (М) и среднеквадратическое отклонение (s) и заносят в таблицу 2 (графа “Стандарт”).

Дальше для каждого показателя определяют разность между фактической и стандартной величинами. Например, если рост 10 летнего мальчика составляет 129 см, а стандарт (М) равняется 134,7 см, разность составляет 129 – 134,7 = –5,7 см.

Полученную разность делят на s (в нашем случае она равняется 4,5 см) и получают величину сигмального отклонения: –5,7:4,5 = –1,26s. И затем по данным относительно величины и знака сигмального отклонения обосновывают оценку физического развития по отдельным показателем.

Таблица 3

Региональные стандартизированные показатели физического

Региональные стандартизированные показатели физического развития

Детей и подростков 7–16 лет

Возраст Длина тела, см Масса тела, кг Окружность грудной клетки, см
М s М s Ry/х sR М s Ry/х sR
Мальчики
121,6 5,8 24,3 3,98 0,52 2,28 61,0 3,68 0,31 3,31
128,1 5,56 27,9 4,94 0,66 3,26 62,5 4,92 0,38 3,25
132,6 5,4 30,2 5,3 0,69 3,76 65,4 4,74 0,52 3,79
137,3 5,6 33,4 6,0 0,80 3,96 67,5 4,80 0,55 3,70
142,5 6,26 37,0 6,82 0,83 4,43 69,9 5,20 0,53 4,0
147,0 6,96 39,9 6,7 0,71 4,49 71,6 4,46 0,34 3,79
153,5 8,22 45,1 8,74 0,84 5,33 75,0 5,48 0,37 4,55
161,1 8,74 50,8 8,70 0,79 5,31 78,7 6,14 0,42 4,85
166,9 8,16 57,2 10,12 0,92 6,78 82,0 6,0 0,44 4,44
173,1 7,02 62,98 8,24 0,61 5,42 85,3 4,52 0,21 4,67
Девочки
121,5 5,54 23,3 3,65 0,53 2,19 58,7 3,51 0,38 2,51
127,0 5,26 26,8 4,74 0,58 3,60 60,6 4,36 0,43 3,71
131,5 5,74 29,0 4,52 0,55 3,21 62,4 4,06 0,38 3,45
137,4 6,15 33,3 7,0 0,80 5,11 65,7 5,28 0,53 4,17
142,8 7,1 37,0 7,30 0,74 5,11 69,7 5,28 0,47 4,06
149,3 6,8 40,4 7,08 0,75 4,88 69,8 5,02 0,38 3,66
156,2 6,2 48,5 7,74 0,45 6,38 74,7 5,32 0,40 4,73
157,2 5,42 51,8 8,78 0,83 5,55 77,3 3,86 0,33 5,47
158,0 5,2 54,6 6,6 0,65 6,44 83,4 4,5 0,45 4,76
159,5 4,9 55,9 7,0 0,85 6,55 84,8 4,2 0,35 5,66
                                 

Таблица 8

Практическая работа № 9.

Методы исследования и оценочные показатели морфологических и функциональных признаков физического развития подростков

Набор инструментария: 1. Ростомер. 2. Весы напольные. 3. Мягкая сантиметровая лента.4. Ручной

динамометр. 5. Спирометр. 6. Калькулятор. 7. Часы.

Определение возраста

2. Исследование морфологических признаков развития:

А) измерение длины тела – стоя, сидя (см);

Б) измерение массы тела (взвешивание) (кг);

В) измерение окружности грудной клетки (в паузе) (см)

3. Измерение функциональных признаков развития:

А) оценка функции сердечно-сосудистой системы – пульс (норма -70-80 уд/мин);

Б) частота дыхания (ЧД) (норма – 16-20 дых/мин);

В) частота дыхания и пульс после 10 приседаний;

Г) спирометрия (норма – 2,5- 3 л);

Д) измерение экскурсии легких - на вдохе и выдохе (норма – 3-5 см.);

Е) динамометрия (норма – не менее: девушки- 15, юноши – 25 кг );

Ж) время задержки дыхания (норма в возрасте 17-26 лет – 45-75 сек.).

4. Оценка физического развития:

Показатель упитанности

(весо - ростовой показатель) = вес (г) =

рост (см)

ожирение - б. 540;

чрезмерный вес – 451-540;

излишний вес – 416-450;

хорошая – 401-415;

наилучшая для мужчин – 400, для – женщин – 390;

средняя – 360-389,

плохая – 320-359,

очень плохая – 300 –319;

истощение – 200- 299.

2. Показатель крепости телосложения : Х= Р – (В+О),

где Р – рост (см), В – масса тела (кг), О – окружность груди в фазе выдоха (см)

Разность меньше 10 – крепкое телосложение, 10-20 – хорошее, 21-25 – среднее, 25-35 – слабое, более 36 – очень слабое.

3. Оценка пищевого статуса = вес (кг) =

неполноценный - менее 18,5; рост (м)

оптимальный - 18,5-25;

преморбидный – 25-30;

морбидный – более 30 кг/м2

4. Оценка пропорциональности развития :

= длина ног(см) х 100 =

рост сидя (см)

(длина ног = рост стоя – рост сидя)

84,9 – короткие, 85-89 – средние; 90 и выше – длинные ноги.

5. Индекс пропорциональности развития грудной клетки :

обхват грудной клетки в паузе (см) _ рост (см) =

+ 5,8 – для мужчин;

+3,3– для женщин.

- показатель равный этим цифрам или выше – указывает на хорошее развитие грудной клетки, ниже или 0 – указывает на узкогрудость.

6 Жизненный индекс:жизненная емкость легких (мл)

65-70 – для мужчин (мл/кг) ВЕС (кг)

55/60 – для женщин.

7. Показатель динамометрии сила кисти (кг) х 100

масса тела (кг) =

65-80% – для мужчин;

45-50 %– для женщин.

8. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы:

Предварительные замеры частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД); делается 10 приседаний – проводятся замеры ЧСС и ЧД сразу и через 3 мин.

Оценка:

хорошее состояние - увеличение ЧСС и ЧД до 30% и восстановление через 3 мин.;

среднее состояние – увеличение на 40% и не восстановление на 3-4 мин.;

состояние ниже среднего – увеличение ЧСС и ЧД на 50% и более и не восстановление через 4 мин. и более.

Пример расчета физического состояния ребенка:

Необходимо дать оценку физического развития мальчика Иваненко П. в возрасте 10 лет, длина тела которого составляет 129 см, масса тела – 37 кг, окружность грудной клетки – 61 см.

В этом случае во время выполнения самостоятельной работы в протокольную тетрадь заносятся данные о школьнике (фамилия, возраст, пол, состояние здоровья), потом по образцу (табл. 2) в графу “Школьник” заносят данные относительно длины и массы тела и обвода грудной клетки исследуемого ученика.

Таблица 2

Наши рекомендации