Методы исследования и оценочные показатели морфологических и функциональных признаков физического развития подростков
Практическая работа № 9.
Методы исследования и оценочные показатели морфологических и функциональных признаков физического развития подростков
Набор инструментария: 1. Ростомер. 2. Весы напольные. 3. Мягкая сантиметровая лента.4. Ручной
динамометр. 5. Спирометр. 6. Калькулятор. 7. Часы.
Определение возраста
2. Исследование морфологических признаков развития:
А) измерение длины тела – стоя, сидя (см);
Б) измерение массы тела (взвешивание) (кг);
В) измерение окружности грудной клетки (в паузе) (см)
3. Измерение функциональных признаков развития:
А) оценка функции сердечно-сосудистой системы – пульс (норма -70-80 уд/мин);
Б) частота дыхания (ЧД) (норма – 16-20 дых/мин);
В) частота дыхания и пульс после 10 приседаний;
Г) спирометрия (норма – 2,5- 3 л);
Д) измерение экскурсии легких - на вдохе и выдохе (норма – 3-5 см.);
Е) динамометрия (норма – не менее: девушки- 15, юноши – 25 кг );
Ж) время задержки дыхания (норма в возрасте 17-26 лет – 45-75 сек.).
4. Оценка физического развития:
Показатель упитанности
(весо - ростовой показатель) = вес (г) =
рост (см)
ожирение - б. 540;
чрезмерный вес – 451-540;
излишний вес – 416-450;
хорошая – 401-415;
наилучшая для мужчин – 400, для – женщин – 390;
средняя – 360-389,
плохая – 320-359,
очень плохая – 300 –319;
истощение – 200- 299.
2. Показатель крепости телосложения : Х= Р – (В+О),
где Р – рост (см), В – масса тела (кг), О – окружность груди в фазе выдоха (см)
Разность меньше 10 – крепкое телосложение, 10-20 – хорошее, 21-25 – среднее, 25-35 – слабое, более 36 – очень слабое.
3. Оценка пищевого статуса = вес (кг) =
неполноценный - менее 18,5; рост (м)
оптимальный - 18,5-25;
преморбидный – 25-30;
морбидный – более 30 кг/м2
4. Оценка пропорциональности развития :
= длина ног(см) х 100 =
рост сидя (см)
(длина ног = рост стоя – рост сидя)
84,9 – короткие, 85-89 – средние; 90 и выше – длинные ноги.
5. Индекс пропорциональности развития грудной клетки :
обхват грудной клетки в паузе (см) _ рост (см) =
+ 5,8 – для мужчин;
+3,3– для женщин.
- показатель равный этим цифрам или выше – указывает на хорошее развитие грудной клетки, ниже или 0 – указывает на узкогрудость.
6 Жизненный индекс:жизненная емкость легких (мл)
65-70 – для мужчин (мл/кг) ВЕС (кг)
55/60 – для женщин.
7. Показатель динамометрии сила кисти (кг) х 100
масса тела (кг) =
65-80% – для мужчин;
45-50 %– для женщин.
8. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы:
Предварительные замеры частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД); делается 10 приседаний – проводятся замеры ЧСС и ЧД сразу и через 3 мин.
Оценка:
хорошее состояние - увеличение ЧСС и ЧД до 30% и восстановление через 3 мин.;
среднее состояние – увеличение на 40% и не восстановление на 3-4 мин.;
состояние ниже среднего – увеличение ЧСС и ЧД на 50% и более и не восстановление через 4 мин. и более.
Пример расчета физического состояния ребенка:
Необходимо дать оценку физического развития мальчика Иваненко П. в возрасте 10 лет, длина тела которого составляет 129 см, масса тела – 37 кг, окружность грудной клетки – 61 см.
В этом случае во время выполнения самостоятельной работы в протокольную тетрадь заносятся данные о школьнике (фамилия, возраст, пол, состояние здоровья), потом по образцу (табл. 2) в графу “Школьник” заносят данные относительно длины и массы тела и обвода грудной клетки исследуемого ученика.
Таблица 2
Данные индивидуальной оценки физического развития
Показатели физического развитию | Школьник | Стандарт | Разница между факти-ческой и стан-дартной величинами | Величина сигмального отклонения | Оценка | |
М | s | |||||
Длина тела, см | 137,3 | 5,6 | – 8,3 | – 1,48s | Ниже среднего | |
Масса тела, кг | 33,4 | 6,0 | – 9,4 | – 1,56s | Ниже среднего | |
Окружность грудной клетки, см | 67,5 | 4,8 | – 6,5 | – 1,35s | Ниже среднего |
После этого, используя данные таблицы 3, находят пол и возраст обследуемого, затем соответствующие стандартные величины отдельных показателей физического развития (длина и масса тела, окружность грудной клетки), а именно: среднеарифметическую взвешенную величину (М) и среднеквадратическое отклонение (s) и заносят в таблицу 2 (графа “Стандарт”).
Дальше для каждого показателя определяют разность между фактической и стандартной величинами. Например, если рост 10 летнего мальчика составляет 129 см, а стандарт (М) равняется 134,7 см, разность составляет 129 – 134,7 = –5,7 см.
Полученную разность делят на s (в нашем случае она равняется 4,5 см) и получают величину сигмального отклонения: –5,7:4,5 = –1,26s. И затем по данным относительно величины и знака сигмального отклонения обосновывают оценку физического развития по отдельным показателем.
Таблица 3
Региональные стандартизированные показатели физического
Региональные стандартизированные показатели физического развития
Детей и подростков 7–16 лет
Возраст | Длина тела, см | Масса тела, кг | Окружность грудной клетки, см | |||||||||||||
М | s | М | s | Ry/х | sR | М | s | Ry/х | sR | |||||||
Мальчики | ||||||||||||||||
121,6 | 5,8 | 24,3 | 3,98 | 0,52 | 2,28 | 61,0 | 3,68 | 0,31 | 3,31 | |||||||
128,1 | 5,56 | 27,9 | 4,94 | 0,66 | 3,26 | 62,5 | 4,92 | 0,38 | 3,25 | |||||||
132,6 | 5,4 | 30,2 | 5,3 | 0,69 | 3,76 | 65,4 | 4,74 | 0,52 | 3,79 | |||||||
137,3 | 5,6 | 33,4 | 6,0 | 0,80 | 3,96 | 67,5 | 4,80 | 0,55 | 3,70 | |||||||
142,5 | 6,26 | 37,0 | 6,82 | 0,83 | 4,43 | 69,9 | 5,20 | 0,53 | 4,0 | |||||||
147,0 | 6,96 | 39,9 | 6,7 | 0,71 | 4,49 | 71,6 | 4,46 | 0,34 | 3,79 | |||||||
153,5 | 8,22 | 45,1 | 8,74 | 0,84 | 5,33 | 75,0 | 5,48 | 0,37 | 4,55 | |||||||
161,1 | 8,74 | 50,8 | 8,70 | 0,79 | 5,31 | 78,7 | 6,14 | 0,42 | 4,85 | |||||||
166,9 | 8,16 | 57,2 | 10,12 | 0,92 | 6,78 | 82,0 | 6,0 | 0,44 | 4,44 | |||||||
173,1 | 7,02 | 62,98 | 8,24 | 0,61 | 5,42 | 85,3 | 4,52 | 0,21 | 4,67 | |||||||
Девочки | ||||||||||||||||
121,5 | 5,54 | 23,3 | 3,65 | 0,53 | 2,19 | 58,7 | 3,51 | 0,38 | 2,51 | |||||||
127,0 | 5,26 | 26,8 | 4,74 | 0,58 | 3,60 | 60,6 | 4,36 | 0,43 | 3,71 | |||||||
131,5 | 5,74 | 29,0 | 4,52 | 0,55 | 3,21 | 62,4 | 4,06 | 0,38 | 3,45 | |||||||
137,4 | 6,15 | 33,3 | 7,0 | 0,80 | 5,11 | 65,7 | 5,28 | 0,53 | 4,17 | |||||||
142,8 | 7,1 | 37,0 | 7,30 | 0,74 | 5,11 | 69,7 | 5,28 | 0,47 | 4,06 | |||||||
149,3 | 6,8 | 40,4 | 7,08 | 0,75 | 4,88 | 69,8 | 5,02 | 0,38 | 3,66 | |||||||
156,2 | 6,2 | 48,5 | 7,74 | 0,45 | 6,38 | 74,7 | 5,32 | 0,40 | 4,73 | |||||||
157,2 | 5,42 | 51,8 | 8,78 | 0,83 | 5,55 | 77,3 | 3,86 | 0,33 | 5,47 | |||||||
158,0 | 5,2 | 54,6 | 6,6 | 0,65 | 6,44 | 83,4 | 4,5 | 0,45 | 4,76 | |||||||
159,5 | 4,9 | 55,9 | 7,0 | 0,85 | 6,55 | 84,8 | 4,2 | 0,35 | 5,66 | |||||||
Таблица 8
Практическая работа № 9.
Методы исследования и оценочные показатели морфологических и функциональных признаков физического развития подростков
Набор инструментария: 1. Ростомер. 2. Весы напольные. 3. Мягкая сантиметровая лента.4. Ручной
динамометр. 5. Спирометр. 6. Калькулятор. 7. Часы.
Определение возраста
2. Исследование морфологических признаков развития:
А) измерение длины тела – стоя, сидя (см);
Б) измерение массы тела (взвешивание) (кг);
В) измерение окружности грудной клетки (в паузе) (см)
3. Измерение функциональных признаков развития:
А) оценка функции сердечно-сосудистой системы – пульс (норма -70-80 уд/мин);
Б) частота дыхания (ЧД) (норма – 16-20 дых/мин);
В) частота дыхания и пульс после 10 приседаний;
Г) спирометрия (норма – 2,5- 3 л);
Д) измерение экскурсии легких - на вдохе и выдохе (норма – 3-5 см.);
Е) динамометрия (норма – не менее: девушки- 15, юноши – 25 кг );
Ж) время задержки дыхания (норма в возрасте 17-26 лет – 45-75 сек.).
4. Оценка физического развития:
Показатель упитанности
(весо - ростовой показатель) = вес (г) =
рост (см)
ожирение - б. 540;
чрезмерный вес – 451-540;
излишний вес – 416-450;
хорошая – 401-415;
наилучшая для мужчин – 400, для – женщин – 390;
средняя – 360-389,
плохая – 320-359,
очень плохая – 300 –319;
истощение – 200- 299.
2. Показатель крепости телосложения : Х= Р – (В+О),
где Р – рост (см), В – масса тела (кг), О – окружность груди в фазе выдоха (см)
Разность меньше 10 – крепкое телосложение, 10-20 – хорошее, 21-25 – среднее, 25-35 – слабое, более 36 – очень слабое.
3. Оценка пищевого статуса = вес (кг) =
неполноценный - менее 18,5; рост (м)
оптимальный - 18,5-25;
преморбидный – 25-30;
морбидный – более 30 кг/м2
4. Оценка пропорциональности развития :
= длина ног(см) х 100 =
рост сидя (см)
(длина ног = рост стоя – рост сидя)
84,9 – короткие, 85-89 – средние; 90 и выше – длинные ноги.
5. Индекс пропорциональности развития грудной клетки :
обхват грудной клетки в паузе (см) _ рост (см) =
+ 5,8 – для мужчин;
+3,3– для женщин.
- показатель равный этим цифрам или выше – указывает на хорошее развитие грудной клетки, ниже или 0 – указывает на узкогрудость.
6 Жизненный индекс:жизненная емкость легких (мл)
65-70 – для мужчин (мл/кг) ВЕС (кг)
55/60 – для женщин.
7. Показатель динамометрии сила кисти (кг) х 100
масса тела (кг) =
65-80% – для мужчин;
45-50 %– для женщин.
8. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы:
Предварительные замеры частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД); делается 10 приседаний – проводятся замеры ЧСС и ЧД сразу и через 3 мин.
Оценка:
хорошее состояние - увеличение ЧСС и ЧД до 30% и восстановление через 3 мин.;
среднее состояние – увеличение на 40% и не восстановление на 3-4 мин.;
состояние ниже среднего – увеличение ЧСС и ЧД на 50% и более и не восстановление через 4 мин. и более.
Пример расчета физического состояния ребенка:
Необходимо дать оценку физического развития мальчика Иваненко П. в возрасте 10 лет, длина тела которого составляет 129 см, масса тела – 37 кг, окружность грудной клетки – 61 см.
В этом случае во время выполнения самостоятельной работы в протокольную тетрадь заносятся данные о школьнике (фамилия, возраст, пол, состояние здоровья), потом по образцу (табл. 2) в графу “Школьник” заносят данные относительно длины и массы тела и обвода грудной клетки исследуемого ученика.
Таблица 2