Система знаний науки управления. Соотношение науки и искусства в теории и практике управления.
Система знаний науки управления. Соотношение науки и искусства в теории и практике управления.
Управление как взаимодействие и как объект системы наук, включая основные психологические школы, оказывающие влияние на практику управления, связь между теорией деятельности и проектным знанием, специфические черты оценочного знания и различия между методологическим и проектным знанием
Рассмотрите управление как взаимодействие и как объект системы наук
Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука. Она составляет в себе элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики.
Необходимость управления вытекает из системной природы объекта, необходимость общения людей и обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.
Объектами управления называют:
· отрасль (промышленность, сельское хозяйство, транспорт);
· территориальные общности людей (область, район, город);
· отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт);
· аспекты экономической деятельности (качество продукции;
· взаимодействие с потребителями, маркетинг;
· виды ресурсов (финансовые человеческие).
Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление об управлении, нельзя ограничиваться методами одной или несколькими наук. Д.М. Гвишиани подчеркивает, что «сложный процесс управления требует комплексного значения, которое синтезирует достижения самых разных дисциплин, изучающих каждая в своем аспекте процессы управления».
Вывод:
Включая в себя элементы таких наук, как экономика, социология, психология, кибернетика и информатика. Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания и том, как осуществлять управленческую деятельность.
Назначение педагогического анализа.
Педагогический анализ – это оценочное рассмотрение реально разворачивающегося процесса воспитания с позиции избранной модели воспитания, которая представлена в качестве структурной связи необходимых и достаточных элементов; проведенное рассмотрение позволяет дать характеристики как выделенным элементам, так и всему процессу в целом.
Что служит импульсом к педагогического анализу, если исключить случаи внешнего давления, административного распоряжения сверху? В первую очередь, желание удостовериться в плодотворности профессиональной деятельности, в том, имеет ли какой смысл производимая работа с детьми. Бессмысленная работа, сизифов труд – самое тяжкое наказание жизни, поэтому в любой человеческой деятельности (человек как субъект деятельности) неотъемлемым элементом ее является оценка результата – она и определяет степень удовлетворенности деятельностью, а значит и меру активности в дальнейшем. Цель предвосхищает этот результат, а анализ произведенного сообщает о соответствии полученного продукта цели.
Анализ скрывает в себе потенциальное преобразование процесса. Фиксация реальности – отправная точка для преобразования, так как разум профессионала, осознавший зависимость результата от усилий субъекта, – это уже разум, производящий коррекцию будущим усилиям. Фиксация и преобразование опыта почти одномоментны. Если есть первое, присутствует второе. Второе без первого невозможно, а первое без второго бессмысленно.
Таким образом, назначение педагогического анализа в том, чтобы выявить воспитательный результат, оценить воспитательный результат и корректировать профессиональную деятельность по достижению воспитательного результата.
Вовремя предъявленный результат профессиональной работы, фиксация достижений улучшают самочувствие педагога – фактор немаловажный в работе с детьми.
Содержание педагогического анализа.
Напрямую зависит от содержания теоретической структурной картинки воспитательного процесса, отражающей наше педагогическое видение. Количество элементов не может быть бесконечным и даже большим, не только потому, что увеличивает затраченное на анализ время, но и потому, что множественность не позволяет ухватить сущностное в процессе.
Оценочное рассмотрение воспитательного процесса включает в себя, видимо, то, что является слагаемыми трех критериев:
Первый критерий оценки воспитательного процесса. Задан именно таким пониманием воспитания: мерку, эталон, благодаря которым производится рассмотрение элементов воспитания предлагает современная культура, то есть, наивысшие достижения в какой-то области, сделанные человеком сейчас, в этот исторический период. Педагогическому анализу предназначается выявить меру соответствия отдельных элементов воспитания сегодняшним культурным достижениям. Позиция, которую избирают для педагогического анализа – наивысший уровень достижений определенного плана. Например, если мы хотим, рассмотреть поведение детей в школе, то делаем это через призму достижений культуры – открытой доброжелательности, раскованности и уважения каждого человека вне его положения в обществе.
Внешние атрибуты культуры выступают в качестве внешних показателей продуктивности воспитательного процесса, либо их появление, либо частость проявления в школьной деятельности, либо качественная утонченность. Бескультурный человек лишен возможности педагогической интерпретации внешних атрибутов воспитания, потому что ему неизвестны атрибуты культуры. Например, он не замечает грязного пола, неряшливости речи, смешение границ поло-ролевого поведения девушек и юношей, он не спрашивает, почему отсутствует обучающая аппаратура, его не волнуют нарушения элементарных этических норм общения. Ему кажется, что по-другому быть не может – автомобиль всегда будет двигаться со скоростью кареты, так ему кажется, если он не видел современного произведения автомобильной промышленности.
Мерка культуры должна принять свои конкретные признаки, благодаря которым можно узнать о степени соответствия процесса принятой мерке. Вот эти признаки. Первый – цивилизованность.
Цивилизованность школы – это уровень, школьной жизни на гребне достижений материальной культуры, когда естественно, максимально и успешно используются материальные ценности, а уровень отношения к ним позволяет сохранять, приумножать и созидать эти ценности.
Педагогический анализ, направленный на "среду", "деятельность", "осмысление", везде находит либо не находит цивилизованность как характеристику организованного воспитательного процесса, констатируя факторное влияние запахов, красок, платья, мебели, мыла, интерьера, учебной аппаратуры, пособий, принадлежностей, звуков, пространственной свободы и прочих многочисленных показателей цивилизованности школы на воспитательный результат.
Современная культура подняла Человека на пьедестал наивысшей ценности жизни. Это означает, что человек – всегда цель и никогда не средство. Это означает, что в любой сфере жизни, в любой деятельности, при любых обстоятельствах стрелка нашего внимания будет неуклонно направлена в сторону Человека: каково ему? хорошо ли? как учтены его интересы? его самочувствие? его воля и свобода? не посягаем ли мы на его право на счастье и достоинство? Такая ценностная ориентация – второй признак культуры, называемый нравственностью
Показатели нравственности столь же многочисленны: совесть, дисциплина, этикет, внимание, нежность, деликатность, благородство, ответственность, патриотизм, трудолюбие, честность...
Нравственность школы и нравственность в школе – эта такая система взаимоотношений людей в школе, когда каждый воспринимается как человек, заслуживающий уважения, когда поведение каждого строится с учетом находящихся рядом людей, когда интерес другого человека принимается как правомерный, наряду с твоим интересом, когда забота о человеке пронизывает все сферы школьной жизни, от урока до школьного завтрака, от появления в школьном здании до расставания со школой.
Педагогический анализ с позиции нравственности означает, что абсолютно все, что подвергается оценочному рассмотрению, прослеживается в плане влияния на состояние, положение, самочувствие человека в школе – как ребенка, так и педагога, как члена школьного коллектива, так и постороннего, оказавшегося в школе по каким-либо причинам.
Третьим существенным признаком современной культуры является удивительнейший феномен духовности, рождавшийся в ходе исторического развития человека, обретающего способность к внутреннему независимому миру, автономному, эмансипированному от социума, мира, другого человека, а значит, живущему и по своим внутренним законам. Духовность позволила человеку стать субъектом своей собственной жизни.
Если педагогический анализ избирает своим критерием духовность, то все рассматриваемые элементы подвергаются духовной интерпретации, школа как храм духовной жизни подрастающего человека оценивается с точки зрения его "очеловечивания" действительности, осмысления значимости всего, что окружает человека, для его существования и проживания вся система воспитательной работы исследуется как система постоянного развития у ребенка способности быть субъектом, понимать значение ценностей культуры и принимать ценности, каждый раз проживая ценностные отношения в организуемой педагогами жизнедеятельности, обретая смысл жизни.
Вторым критерием оценки воспитательного процесса является, конечно, продукт воспитательного процесса, воспитанность детей– то, что указывает на меру достижения воспитательного результата, сформулированного в цели воспитания. Целевой критерий – общий критерий всех видов деятельности человека, а значит и всех разновидностей профессиональной работы. Чтобы оценить воспитательный процесс, организуемый профессионалами-педагогами, необходимо знать меру достижения цели.
Готовность детей выстраивать свою жизнь (содержание деятельности, поведение, отношения, режим жизни) на основании наивысших ценностей культуры и способность детей реализовывать практически идею Добра, истины и Красоты позволяют оценивать воспитательный процесс достаточно высоко, в зависимости от уровня сформированности ценностных отношений: к Человеку как таковому; к Знанию как форме истины; к Прекрасному, воплощенному во всем многообразии явлений мира. Показателями, которые могут свидетельствовать о мере развитости данных ценностный отношений, служат внешний облик детей, их поведение, их речь и мышление, качественность деятельности, ценностные предпочтения, а также отношение к самому себе, своему “Я” как к человеку “разумному”, “моральному”, “творческому”.
Однако критерий цели не может быть абсолютизирован. Дети часто рождаются и живут в невыносимых семейных условиях, наблюдают самые низкие картины социальной жизни, подвергаются жестоким воздействиям, и тогда они приходят в школу духовно неподготовленными к запланированной работе с ними, и это означает, что уровень воспитанности этих детей будет много занижен, что ни в коем случае не свидетельствует о плохой профессиональной деятельности педагогов.
Необходима третья мерка оценки воспитательного процесса. Третьим критерием является динамика воспитания – процесса и результата. Показателем ее станет разница между тем, что "было", и тем, что "есть", между картиной "школа вчера" и картиной "школа сегодня".
Третий критерий оценки воспитания фокусирует два выше названных и работает при использовании критерия культуры и критерия цели, которые и разрешают описать процесс и воспитанность детей с позиций культуры и достигнутой на данный момент цели. Хороший педагог – это педагог, воспитанники которого неуклонно – пусть медленно! – восходят на ступеньки общечеловеческой культуры все выше и выше. Хорошая школа – это школа, которая неуклонно – пусть медленно! – организует жизнь в полном соответствии всем достижениям общечеловеческой культуры и ее школьный день есть не что иное, как естественное для детей воспроизведение и творчество восхождение к пику культуры.
Социально-психологические методы управления. Методы управления, основанные на использовании моральных стимулов. Поощрение и наказание. Убеждение как метод управления. Методы воздействия через культуру организации.
24.
Система знаний науки управления. Соотношение науки и искусства в теории и практике управления.
Управление как взаимодействие и как объект системы наук, включая основные психологические школы, оказывающие влияние на практику управления, связь между теорией деятельности и проектным знанием, специфические черты оценочного знания и различия между методологическим и проектным знанием