Грубая вещественность, тонкая ещественность, эманации, пространство и время
Поступило много вопросов о том, каким понятиям соответствуют употребляемые мною выражения "грубая вещественность" и "тонкая вещественность". Грубая вещественность - это все то, что доступно земному зрению человека, его земному слуху и осязанию. Сюда относится и то, что он уже видит с помощью земных вспомогательных средств или еще увидит благодаря новым изобретениям - к примеру, все видимое через микроскоп. Грубая вещественность - лишь подразделение вещественности определенного рода.
Однако же, обширная область Совокупной Вещественности состоит из многих подразделений, принципиально отличающихся друг от друга по роду своему, а посему ни в коем случае не смешивающихся друг с другом.
Различные виды вещественности располагаются в самом низу, то есть на дне или в конце Творения. Как и в Совокупном Творении, в самом начале, то есть наверху, располагается самый легкий вид вещественности, а в самом конце, то есть внизу - ее самый тяжелый и плотный вид. Все эти виды вещественности служат лишь вспомогательным средством в развитии Всего Духовного, чье Семя погружается в них, как в плодородную почву - точно так же, как обычное зерно нуждается в почве, чтобы прорасти и заколоситься.
Что касается вещественности, то в своих отдельных слоях, взятая сама по себе, она бессильна и беспомощна. Только после того, как покоящееся над ней Сущностное пронижет и свяжет ее, она обретает Тепло и Жизненную Силу, как исходный материал для оболочек или тел самых разнообразных форм и видов.
Я уже говорил о том, что различные виды вещественности не поддаются смешиванию. Однако же, Сущностное способно не только связывать их, но и соединять два или несколько видов вещественности друг с другом. При связывании и соединении возникают различные формы теплоты и излучения. При этом каждый отдельный род вещественности испускает свое собственное, вполне определенное излучение. Оно смешивается с излучением других видов, соединенных с данным видом, так что все вместе они порождают венок эманаций, уже известный нынешним людям как Одно или совокупное излучение.
Итак, у всякого камня, растения или животного есть свое излучение. Его можно наблюдать, и оно выглядит абсолютно по-разному в зависимости от состояния тела, то есть оболочки или формы. А посему по отклонениям от нормы в венке эманаций можно распознать больные места оболочки.
Итак, венок эманаций образует как бы ближайшее окружение всякой формы. С одной стороны, оно играет защитную или оборонительную роль, с другой же - является мостом к более отдаленному окружению. Кроме того, венок эманаций излучает и вовнутрь, принимая участие в развитии Сущностного Ядра. Все это имеет место лишь в самом грубом смысле слова, на самом же деле в Творении действуют многие дополнительные факторы. Я не вправе вводить их в рассмотрение все сразу - это произойдет медленно и постепенно, шаг за шагом, дабы облегчить тем, кто серьезно ищет, проникновение в Законы Творения.
Не пронизанная Сущностным вещественность обращается в ничто. Но сейчас мы рассматриваем лишь связь Сущностного с различными видами вещественности. А это, в свою очередь, лишь почва Духа! Сущностное связывает, соединяет и оживляет вещественное, Дух же властвует как над вещественным, так и над Сущностным. Как только Дух, то есть Духовное, погружается с целью развития в ожившее благодаря Сущностному соединение, то оно тут же подчиняется Ему в силу самой природы вещей, и подчинение это затрагивает и Сущностное.
Тем самым Власть вручается Духу естественнейшим образом. Печально, что зачастую Он пользуется Ею плохо или неправедно! Излучения же, о которых мы только что говорили, образуют снаряжение Духа в собственном смысле слова, необходимое Ему для развития. Погружаясь в вещественное, Дух обретает там и необходимую для этого почву, уже тщательно подготовленную Сущностным. Защитные оболочки сами собой смыкаются вокруг Него. Его Задача - правильно воспользоваться вверенным Ему снаряжением, употребив его так, чтобы это принесло ему Добро, ведя к Восхождению, а не так, чтобы это причинило Ему вред, ведущий к падению.
Нетрудно понять, что тот род вещественности, который сильнее всего представлен в оболочке Духа, непременно сыграет решающую роль и при определении вида смеси эманаций, ибо вполне естественно, что в ней будет преобладать излучение того из имеющихся в наличии видов вещественности, который представлен сильнее всего. Но то, что преобладает, окажет и наиболее сильное влияние как во внутреннем мире, так и вовне.
Но смесь эманаций имеет гораздо большее значение, чем это известно нынешнему человечеству, не подозревающему и о десятой части подлинного объема ее задач!
Свойства венка эманаций играют решающую роль при определении того, на какой именно волне будут восприниматься вибрации, исходящие от Системы Эманаций Совокупного Мироздания. Читатель и слушатель не вправе легкомысленно отмахнуться от этой мысли. Напротив, ему надлежит углубиться в нее, и ему внезапно откроется Вся Нервная Система Творения, с Которой ему предстоит соприкоснуться, дабы научиться пользоваться Ею.
Представьте себе Лучезарную Праэнергию, Изливающуюся в Деяние Творения! Она пронизывает все отдельные сферы и виды. Всякая сфера, всякий отдельный вид как бы светит отраженным Светом, излучая Эту Энергию по-своему. Иначе говоря, различия в природе отдельных частей Творения влекут за собой изменения в Праэнергии, что отражается и на цвете эманаций.
Итак, Совокупное Творение являет Собой Дивную Картину, слагающуюся из прекраснейших цветных эманаций. Ничего подобного не смог бы изобразить ни один художник. Любая часть Творения, взятая сама по себе, любая звезда и даже любое отдельное тело, каким бы крохотным оно ни было, подобно тонко отшлифованной призме, многократно отражающей всякий упавший на нее Луч, меняя при этом цвета.
В этих цветах, в свою очередь, сокрыта Музыка, раздающаяся многозвучным Аккордом.
Человеческий дух наделен оболочками, каждая из которых излучает по-своему. Облачившись в доспехи этих излучений, он и взирает на Грандиозное Царство Эманаций. До пробуждения Эроса дух подобен грудному младенцу - его излучающие вещественные оболочки всасывают только то, в чем они нуждаются для созревания. Но после вступления Эроса в свои права снаряжение духа на битву закончено, ворота его крепости широко распахнуты, непосредственная связь установлена. Теперь его контакты с Силами Эманаций в Великом Мироздании становятся тесными и многообразными!
Человек, то есть дух, окрашивает свое собственное излучение в определенные цвета, управляя этим процессом. Точно так же он настраивает свой "радиоприемник" на длину волны того же самого цвета, чтобы воспринимать Эманации Мироздания. Этот "радиоприемник" можно с таким же успехом назвать притягиванием или притяжением однородных субстанций. Названия, впрочем, несущественны, ибо речь идет об одном и том же явлении. Цвет соответствует роду субстанции, род же задает и ее цвет.
В этом кроется и Утерянный Ключ к царственному искусству подлинной астрологии, а равно и Ключ к искусству лечения травами, к далеко не общепризнанному искусству лечебного магнетизма, а также Ключ к искусству жить и к Лестнице Духовного Восхождения. Ибо под так называемой Лестницей на Небеса понимается не что иное, как несложное Орудие, которым и надлежит пользоваться. Ячейки Сети Эманаций в Творении суть ступеньки Этой Лестницы. В этом сокрыто Все - и Совокупное Знание, и Последняя Тайна Творения.
О ищущие, ухватитесь за Ячейки Этой Сети Эманаций! Сознательно, но в волении Добра и в смиренном признании Бога, Даровавшего вам Это Дивное Творение. Вы можете воспользоваться Им на Счастье, играючи, как дети, если только хоть раз по-честному захотите этого, избавившись от самомнения всезнаек. Сбросьте с плеч неправедное бремя, воспарите духом - иначе вам не удастся ни распрямиться, ни освободиться.
И в смеси эманаций человеческого тела непременно должна царить гармония, ибо только в этом случае дух будет располагать всей полнотой средств, необходимых для защиты, развития и Восхождения и предназначенных для него с точки зрения Нормального Развития Творения. Однако же, неправильное отношение к питанию, активности тела, а также нездоровые во многих других отношениях житейские обстоятельства приводят к односторонним сдвигам в системе эманаций. Эти сдвиги необходимо выровнять, иначе Восхождение станет невозможным. Из этого следует, что в наше время все подвержено заболеваниям. Нет ничего, что можно было бы назвать здоровым.
Человеку нетрудно представить себе, как воздействует на эту систему эманаций хотя бы выбор продуктов питания. С помощью правильно организованного питания тела мы в состоянии оказать выравнивающее влияние, усилив одно и ослабив другое. Таким образом мы можем сдвинуть преобладающую эманацию, если она оказывает неблагоприятное воздействие или препятствует продвижению вперед, и добиться господства именно той эманации, которая благоприятна для нас, а стало быть, нормальна. Дело в том, что лишь благоприятные состояния нормальны.
Тем не менее, все это ни в коем случае не является достаточным условием самого Восхождения. Выравнивание эманаций лишь обеспечивает здоровую почву для полноценной деятельности духа. Его воление и только оно одно определяет, лежит ли путь духа ввысь, в сторону или под уклон.
И тело, и дух окрепнут, как только люди научатся обращать на это внимание. Ныне, однако, почти везде тяжко грешат по невежеству.
Говоря о грубой вещественности и об тонкой вещественности, я не даю никому права предполагать, будто тонкая вещественность представляет собой некую утонченную форму грубой вещественности. Тонко-вещественное совершенно другого рода, иной природы. Оно никогда не сможет стать грубо-вещественным. Напротив, тонкая вещественность образует переходную ступень на Пути Ввысь. Под тонкой вещественностью, равно как и под грубой, надлежит понимать лишь оболочку. Ей необходимо соединиться с Сущностным, которое и сможет оживить ее.
Вступая в эту область, я должен упомянуть о том, что приведенное мною ранее подразделение было далеко не исчерпывающим. А посему сегодня я хотел бы сообщить вам о том, что кроме Сознательного и Бессознательного Духовного и Сущностного для оживления различных видов вещественности необходимы еще и Потоки Энергии различного рода. Пронизывая Творение, Они вносят вклад в Его развитие и продвижение вперед по роду своему.
Но и Потоки Энергии суть лишь самое близлежащее из того, что сопутствует деятельности Духовного и Сущностного. Точнее говоря, Они предшествуют этой деятельности, расчищая для нее поле. Но и это еще не все. Чем более подробно мы входим в детали, тем больше уровней открывается нашему взору.
Одно следует за другим в определенном порядке. Связываясь с предшествующим, последующее порождает все новые и новые оттенки. Все можно объяснить вполне последовательно, ибо вслед за Первым Творением могло возникнуть лишь то, что последовательно вытекало из Него. Ничего иного не бывает. И в этом факте - Непременный Залог не знающего пробелов решения, ясного охвата событий. И вот, в моих докладах я предлагаю вам Ключ к событиям! С помощью Этого Ключа каждый слушатель сможет самостоятельно исследовать Совокупное Творение.
Но все вместе взятое представляет собой Деяние, Чье многообразие могло бы сбить людей с толку. Если же я буду, как и до сих пор, спокойно выводить одно из другого, то в течение грядущих десятилетий вам будет нетрудно следовать за мной. В конце концов и вы сможете спокойно и сознательно охватить ясным взором Всю Совокупность Событий. Для тех, кто пожелает неотступно следовать за мной, не будет в этом ничего сложного. Но прежде, чем вдаваться в тонкости, я хотел бы разъяснить, как устроены Краеугольные Камни Творения.
Читатель и слушатель испытает примерно те же ощущения, как некое существо, которому я сначала показал бы скелет человека, а затем продемонстрировал бы рядом с ним живого человека, деятельного и полного сил. Не имея до тех пор ни малейшего представления о человеке, оно не смогло бы узнать в живом человеке скелет. Быть может, это существо сказало бы, что живой человек и скелет вообще не имеют отношения друг к другу. По крайней мере ему показалось бы, что это далеко не одно и то же.
Точно так же будет обстоять дело и с теми, кто окажется не в состоянии спокойно следить за моим изложением до конца. Тот, кто не стремится к постижению с самого начала, прилагая к этому серьезность и рвение, не сможет постичь Совокупное Творение и тогда, когда я дойду до окончательных разъяснений. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо стараться следовать за мной шаг за шагом.
Так как мне всегда приходилось высказываться в самых общих чертах, я перехожу к изложению нового материала довольно медленно. Иначе я был бы чересчур непоследователен. Мне и так уже неоднократно указывали на то, что я во всех случаях предлагаю аудитории лишь экстракт, не очень доступный пониманию широкой общественности. Но я просто не могу иначе, так как мне есть что сказать, а посему хотелось бы высказаться до конца. В противном случае мы с вами дошли бы только до четвертой части, ибо земной жизни вряд ли хватило бы на более подробные разъяснения. Придут другие, которые смогут написать на основе каждой из моих лекций книгу, а то и несколько. Но здесь и сейчас это меня не останавливает.
Я уже говорил о том, что тонкая вещественность - иного рода, нежели грубая вещественность. Из этого следует нечто, чего я еще не касался до сих пор. Дабы не вносить сумятицу в умы, я пользовался до сих пор во многих вопросах простонародными выражениями, которые хотел бы прокомментировать именно теперь. Сюда относится и выражение: "пребывать над пространством-временем"!
Это всегда относилось к Внеземному. Теперь мы хотим продвинуться далее, а посему, начиная с сегодняшнего дня, нам придется говорить, что жизнь в тонкой вещественности "пребывает над земными понятиями пространства-времени". Дело в том, что и в тонкой вещественности есть понятие пространства-времени, но иного рода, приспособленное к природе тонкой вещественности. Более того, Понятие Пространства-Времени заложено в Совокупном Творении. Понятие Это, однако же, всегда связано с определенной сферой Творения! Да и у Самого Творения есть Пределы, а стало быть, и для Него действительно Понятие Пространства.
Все Законы Единой Нитью пронизывают Совокупное Творение. Тем не менее, в конкретных проявлениях на Них всегда влияет род той сферы Творения, о которой идет речь в данный момент. Проявления эти просто зависят от ее свойств! А посему последствия Одного и Того же Закона для различных подразделений Творения должны выглядеть по-разному. Это приводило и приводит к серьезным недоразумениям, противоречиям, сомнениям в Единообразии Законов Творения или Божественной Воли и даже к вере в акты произвола со стороны Творца. Однако же, единственной причиной всех этих заблуждений было и остается невежество людей во всем, что касается Творения.
Но подробно по всем этим вопросам я выскажусь лишь гораздо позже, так как сегодня это могло бы отвлечь внимание читателей и слушателей и лишь затемнить проблему. Я коснусь их, как только это станет необходимым для понимания дальнейшего материала. Пробелов не останется.
ЗАБЛУЖДАЮЩИЕСЯ ЯСНОВИДЦЫ
Ясновидение! Каким ореолом окружено это явление! С одной стороны раздаются насмешки, с другой подает голос робкое любопытство, все же прочие хранят благоговейное молчание. Сами ясновидцы выступают гордо, как павы в курятнике. Мня себя облагодетельствованными Богом, Вознесшим их высоко над другими людьми, они ощущают при этом некое высокомерное смирение. Они весьма охотно позволяют любопытствующим из своего окружения восхищаться собой, хотя в действительности ни те ни другие в равной мере не наделены никакими особыми Дарами.
Ясновидцы прикрывают свое фактическое невежество многозначительной усмешкой, с помощью которой тщатся выглядеть сведущими. Ее, однако же, гораздо скорее можно счесть вошедшим в привычку выражением их беспомощности, проявляющейся всякий раз, когда им задают вопросы, ответить на которые нельзя, не обладая конкретными знаниями о происходящем.
В действительности им известно не больше, чем молотку и зубилу, с помощью которых рука скульптора придает форму своему произведению. Но и в этом случае виноваты опять-таки сами люди, а не кто-либо другой. Именно они желают сделать из своих ближних, наделенных Даром Ясновидения, нечто такое, чем те не являются на самом деле, причиняя ясновидцам серьезный вред.
С этим нездоровым положением вещей можно сегодня столкнуться повсюду. Дело в том, что в большинстве случаев "Ясновидение" действительно имеет место. В этом, однако же, нет решительно ничего особенного, чему бы стоило удивляться, а тем менее такого, чем стоило бы восхищаться. Собственно говоря, это состояние должно было бы представлять собой нечто вполне естественное. Естественным оно, однако же, бывает лишь тогда, когда приходит само собой. Вслед за этим необходимо полностью довериться естественному ходу событий, то есть обойтись как без собственного, так и без постороннего натаскивания. Натаскивание в этой области точно так же достойно Проклятия, как оказание посторонней помощи в момент телесного умирания.
Но главное в том, что Ясновидение обретает ценность лишь при посредстве Подлинного Знания. Одно только Знание способно обратить этот Дар Природы в уверенность, снабдив Его обладателей правильной исходной позицией и Правой Целью. Однако громадному большинству ясновидящих именно этого и недостает. В этом можно сразу же убедиться, проследив за тем, как пыл неумеренного честолюбия приводит к гордыне, а также за тем, как неприкрыто выставляется напоказ и в каких словах выражается самомнение всезнаек.
И именно это мнимое знание удерживает таких людей от продвижения вперед. Хуже того, оно прямо влечет их к погибели, ибо потуги ясновидящих заводят их на кривые тропы, ведущие под уклон, а вовсе не Ввысь. При этом мнящие себя всезнайками, разумеется, ничего не замечают. Самая лучшая Помощь, которая может быть оказана таким людям в отдельных случаях, состоит в том, что их способность к Ясновидению или Яснослышанию постепенно ослабевает, а затем и вовсе утрачивается. И в этом их Спасение! В результате утраты Природного Дара эти люди оказываются в одном из многих возможных состояний, благоприятных для них самих.
Обратимся теперь к ясновидящим и к ложным убеждениям, передаваемым ими и другим людям. Они и только они сами повинны в том, что Ясновидение как таковое считается неверным и ненадежным, в результате чего всю эту отрасль человеческого Знания удавалось до сих пор смешивать с грязью.
В самом благоприятном случае, то есть тогда, когда речь идет о людях, добившихся наибольшего прогресса, они видят вторую ступень так называемого потустороннего мира. Если мы пожелаем поделить этот мир на ступени (которые не нужно представлять себе в виде сфер), то Ступень Света окажется приблизительно двадцатой. Я говорю об этом лишь для того, чтобы вы могли составить хотя бы приблизительное представление об огромности разницы. Тем не менее люди, в действительности способные ясно видеть вплоть до второй ступени, считают, что совершают нечто грандиозное. А те ясновидцы, которые могут заглянуть лишь на первую ступень, в большинстве случаев мнят о себе нечто просто несусветное.
Необходимо обратить внимание на то, что человек, наделенный самым что ни на есть Высочайшим Даром, на самом деле всегда в состоянии ясно видеть лишь до предела, соответствующего уровню его собственной Внутренней Зрелости. Он привязан при этом к своему собственному внутреннему состоянию! В силу самой природы вещей он просто не может по-настоящему ясно видеть ничего, кроме духовных субстанций, подобных ему по роду своему. Иными словами, это происходит в тех пределах, в которых он смог бы беспрепятственно передвигаться после расставания с земным телом. И не далее - ибо в тот самый миг, когда он переступил бы в потустороннем мире предел, предписываемый ему уровнем его собственной Зрелости, он тут же перестал бы осознанно воспринимать свое окружение. Своими силами он, впрочем, все равно не смог бы переступить этого предела.
Но может случиться и так, что его временно покинувшую тело душу подхватит потустороннее лицо, пребывающее на следующей ступени. Перейдя на руках у потустороннего предел, отделяющий менее высокую ступень от более высокой, ясновидящий немедленно потерял бы сознание, то есть заснул бы, а вместе с ним уснул бы и присущий ему Дар Ясновидения. Вернувшись обратно, он во всех случаях смог бы вспомнить лишь о том, как бодрствовал и созерцал происходящее по сю сторону предела, определяемого уровнем его собственной Зрелости. А стало быть, он не извлек бы для себя ни малейшей пользы, но лишь причинил бы вред своему тонко-вещественному телу.
Если же ясновидящий мнит, что созерцал нечто запредельное, будь то неживая природа или потусторонние лица, то нужно сказать, что он ни в коем случае не пережил этого непосредственно, на самом деле и не увидел воочию. Напротив, речь при этом идет всего-навсего о показанных ему картинах, причем ему кажется, что он слышит и их язык. Они никогда не соответствуют действительности. Тем не менее, картины эти выглядят такими живыми, что сам ясновидящий не в состоянии отличить то, что ему лишь показывают, от того, что он переживает на самом деле, ибо акт воли духа, более сильного, чем он сам, может породить именно такие живые картины.
В результате всего этого многим ясновидящим и яснослышащим мнится, что во время путешествий в потусторонний мир они находятся значительно выше, чем это имеет место в действительности. Из этого и проистекают многочисленные заблуждения.
То же самое касается и многих людей, мнящих, что видели или слышали Христа. И это величайшее заблуждение. Подобное абсолютно исключено по Законам Творения, Установленным Божественной Волей, ибо Христа отделяет от людей Гигантская Пропасть, через Которую нельзя навести мост с помощью притяжения однородных субстанций! Ни Сын Божий, ни Великие Пророки или Высшие Духи не могут заглянуть на чашку кофе в спиритический кружок, дабы возвысить его завсегдатаев над прочими смертными, осчастливив их Своим Присутствием.
Ни единому человеческому духу, еще не освободившемуся от уз плоти и крови, налагаемых на него в земной жизни, не дано вращаться в потустороннем мире, ощущая себя при этом так непринужденно, как это необходимо для того, чтобы ясно слышать и созерцать все происходящее там, взбегая по Ступеням, как резвое дитя по лестнице. Несмотря на всю свою естественность, Поиск не так-то прост, ибо подчиняется Законам, обойти Которые нельзя.
Яснослышащий же и ясновидящий, пренебрегающий своими земными задачами, то есть стремящийся лишь к одному - проникнуть в потусторонний мир, теряет больше, чем приобретает. Когда исполнится срок его потусторонней Зрелости, он принесет с собой зияющий пробел, заполнить который он в состоянии лишь на Земле. В силу этого он не сможет продолжить Восхождение, оставаясь привязанным к определенному месту. Ему придется, так сказать, повторить пройденное, прежде чем он сможет серьезно подумать о дальнейшем Восхождении. И тут все просто и естественно, и тут последующее необходимым образом вытекает из предыдущего, обходных же путей нигде и никогда не бывает.
Всякую ступень человеческого бытия необходимо прожить по-настоящему, с полной серьезностью, полноценно воспринимая настоящее. Неполноценность переживании приводит к ослаблению связей, непременно становящемуся все более выраженным на дальнейшем пути. Дело может кончиться разрывом связей и вытекающим из этого крахом. Единственный способ избежать этого - своевременно повторить пройденное. Повторные переживания помогут исправить неполноценное место, придав ему прочность и устойчивость.
И так устроена Вся Совокупность Событий. К сожалению, однако же, человек приобрел нездоровую привычку - он все время тщится превзойти самого себя, ибо мнит, что представляет собой нечто большее, чем он есть в действительности.
ЯСНОВИДЕНИЕ ПО РОДУ СВОЕМУ
Я долго не соглашался отвечать на разнообразные вопросы о Ясновидении, ибо каждый человек, правильно прочитавший мою "Весть Граля", должен быть полностью осведомлен на этот счет. Разумеется, необходимо предположить, что он читал "Весть" не как развлекательное чтиво и что у него не было предрассудков. Напротив, ему надлежало серьезно углубиться в текст, относясь к каждой фразе как к исполненной значения. Ему пришлось потрудиться, дабы разобраться как в смысле каждой отдельной фразы, так и в непреложности ее связей с "Вестью" в целом. Но так и было задумано с самого начала.
При этом дух должен бодрствовать. Само собой разумеется, что поверхностные натуры при этом исключаются.
Я уже неоднократно повторял, что субстанция определенного рода во всех случаях может быть познана лишь субстанцией подобного ей рода. Под родом понимается, разумеется, род в Творении.
Рассмотрев Творение снизу вверх, мы обнаружим в Нем род грубо-вещественного, род тонко-вещественного, род Сущностного и род Духовного. В свою очередь, каждый из этих родов распадается на множество ступеней, так что существует опасность перепутать ступени тонкой грубой вещественности с более высокими ступенями грубой тонкой вещественности. Переход от ступени к ступени происходит абсолютно незаметно, ибо ни деятельность, ни события вовсе не связаны с данной конкретной ступенью жесткой связью, но как бы зацеплены друг за друга.
На каждой из этих ступеней проявляется жизнь рода. Человек же снабжен оболочками всех родов в Творении, стоящих ниже Духовного. Ядро его Духовно. Каждая из оболочек равнозначна телу. Итак, человек есть Духовное Ядро, принимающее человеческую форму в процессе Самосознания. Если дальнейшее развитие происходит навстречу Свету, то форма эта становится все более идеальной, вплоть до Совершеннейшей Красоты. Если же развитие происходит по нисходящей линии, то и форма становится все безобразнее, вплоть до самых гротескных уродств. Чтобы избежать заблуждений, я хотел бы особо упомянуть о том, что грубо-вещественная оболочка или тело не участвует в этом развитии. В его распоряжении слишком мало времени для этого, а посему на грубо-вещественном земном уровне возможны лишь самые незначительные изменения. Иными словами, земной человек может обладать прекрасной внешностью и отвратительным внутренним миром, и наоборот.
На земле, то есть в грубой вещественности, человек одновременно облачен в оболочки всех родов в Творении. Каждая оболочка, то есть каждое тело, обладает и вполне самостоятельными органами чувств по роду своему. К примеру, грубо-вещественные органы могут действовать только по роду своему, то есть по роду грубой вещественности. Развивая эти органы, можно добиться большей тонкости ощущений, но и в самом благоприятном случае это не даст человеку ничего, кроме возможности созерцать до определенного уровня более тонкие ступени грубой вещественности.
Люди, занимающиеся исследованием этой более тонкой грубой вещественности, именуют ее "астральной". Это понятие не известно сколько-нибудь по-настоящему даже тем, кто сформулировал его, не говоря уже о тех, кто пользуется им в готовом виде.
Я пользуюсь этим обозначением, так как оно уже известно. Однако же, оно обычно используется (к примеру, в оккультных изысканиях) лишь как некое собирательное понятие. Им обозначается все то, о существовании чего люди знают или догадываются, но чего они пока еще не сумели ни правильно постичь, ни тем более обосновать.
Все, что воздвигли до сих пор оккультисты в своих потугах добраться до Истинного Знания, есть не что иное, как огромный самодельный лабиринт невежества, мусорная куча из обломков притязаний рассудочного мышления, недостаточного в этих вопросах. Тем не менее и я буду придерживаться широко используемого обозначения "астральное". Но то, что люди созерцают как "астральное" или понимают под этим, не относится даже к тонкой вещественности, ибо это всего лишь часть тонкой грубой вещественности.
Испытатели, увлекшиеся человеческими фантазиями, все еще не вышли в этой области за пределы грубой вещественности. Напротив, они по-прежнему пребывают в пределах наинизшего рода во Вторичном Творении и именно поэтому поднимают оглушительный шум с помощью как можно более "звучных" иностранных слов! Они даже не в состоянии пользоваться тонко-вещественным зрением. Все, что доступно им - это ощущения, переходные от грубо-вещественного зрения к тонко-вещественному. Их можно было бы назвать переходным или половинчатым созерцанием.
Как только человек умирает земной смертью, то есть расстается с грубо-вещественным телом, он, разумеется, расстается и с грубо-вещественными органами чувств, являющимися неотъемлемой частью этой оболочки. Иначе говоря, в земном умирании человек как раз и сбрасывает самую внешнюю оболочку или скорлупу, дававшую ему возможность созерцать и действовать в грубой вещественности. Сложив с себя эту оболочку, он тут же оказывается в так называемом ином мире, точнее говоря, на уровне тонкой вещественности. Так как в качестве самой внешней скорлупы он располагает теперь тонко-вещественным телом, то и действовать на новой для себя ступени он может лишь с помощью его органов чувств. Иначе говоря, он видит глазами тонко-вещественного тела, слышит его ушами и т. д.
Вполне естественно, что при вступлении в тонкую вещественность человеческий дух еще совсем неопытен. Ему придется научиться правильно пользоваться органами чувств тонко-вещественной оболочки, ибо теперь он вынужден действовать с ее помощью. Все происходит точно так же, как при овладении органами грубо-вещественного тела после рождения в грубой вещественности. Так как природа вещественности на сей раз иная, не столь тяжеловесная, то и обучение правильному пользованию органами чувств происходит быстрее и легче. И точно так же обстоит дело при каждой следующей перемене рода окружающей среды.
Человек наделен способностью переходного или половинчатого созерцания промежуточных ступеней, облегчающей привыкание к новому для него роду в Творении. Существуют определенные необычные состояния тела, в которых грубо-вещественный глаз, как бы находящийся под напряжением, способен заглянуть на уровень, промежуточный между грубой и тонкой вещественностью, догадываясь о том, что там происходит. Точно так же тонко-вещественный глаз в начальной стадии своей деятельности способен оглянуться назад, добравшись с помощью половинчатого созерцания до того уровня, где встречаются друг с другом тонкая грубая вещественность и грубая тонкая вещественность.
Это половинчатое созерцание дает шагающему по ступеням человеческому духу некую опору, благодаря которой он никогда не ощущает себя брошенным на произвол Судьбы. Так обстоит дело на всякой границе между двумя различными родами. О том, чтобы различные по роду своему вещественности могли соприкоснуться, не образуя между собой пропасти только потому, что их ни в коем случае нельзя смешать друг с другом, заботятся Волны Сущностной Энергии. Они связывают и удерживают вещественность, так как обладают необходимой для этого силой притяжения, подобной магнетизму.
Пройдя сквозь различные подразделения тонкой вещественности, человек расстается и с тонко-вещественным телом, вступая в Сущностное. В этот момент его самой внешней оболочкой становится сущностное тело. Теперь ему придется видеть глазами и слышать ушами этого тела до тех пор, пока он не сумеет освободиться и от сущностной оболочки и войти в Царство Духа. И только там он останется наедине с самим собой, без оболочек, и ему придется видеть, слышать, разговаривать и т. п. с помощью своих духовных органов. И его облачения, и все вокруг него также будет Духовно-Сущностного Рода.
Читателям надлежит основательно продумать приведенные мною данные, дабы суметь составить правильное представление на этот счет.
Поговорим теперь о материализации человеческих духов, уже расставшихся с Землей. Суть этого явления состоит именно в том, что посредством медиума эти духи, носящие тонко-вещественное тело, облачаются сверх того в оболочку тонкой грубой вещественности. По всей вероятности, лишь в этом единственном исключительном случае нынешние земные люди способны не только ясно видеть тонкую грубую вещественность своими грубо-вещественными глазами, но и постичь ее с помощью прочих грубо-вещественных органов чувств. Дело в том, что кровь медиума излучает необычайно сильно, благодаря чему возникает особенно прочная связь, а тем самым и уплотнение тонкой грубой вещественности. Земные люди могут видеть и ощущать ее, ибо при всей утонченности речь идет все-таки о субстанции, подобной их органам чувств по роду своему, то есть о грубой вещественности.
Итак, человеку надлежит обратить внимание на то, что грубую вещественность можно "постичь" лишь с помощью грубой вещественности, тонкую вещественность - лишь с помощью тонкой вещественности, Сущностное - лишь с помощью Сущностного, а Духовное - лишь с помощью Духовного. Смешения при этом не бывает. Под только что упомянутым мною "Сущностным" понимается вполне определенный род, взятый сам по себе. Ни Божественно-сущностное, ни Духовно-Сущностное не имеют к этому роду никакого отношения.
Сводится все это, однако же, ко одному. В течение своего земного бытия земной человек может не только пользоваться по назначению своим грубо-вещественным зрением, но и прозреть на тонко-вещественном уровне хотя бы на некоторое время. Но происходит это вовсе не одновременно, а последовательно. В те моменты, когда человек прибегает к тонко-вещественному зрению, грубо-вещественное отключается целиком или частично, и наоборот. Он никогда не будет способен ни к тому, чтобы по-настоящему созерцать тонко-вещественное с помощью грубо-вещественного зрения, ни к тому, чтобы созерцать грубо-вещественное с помощью тонко-вещественного зрения. Это невозможно.
Противоположные утверждения не основаны ни на чем, кроме заблуждений, источник которых - незнание Законов Творения. Обманываются люди, утверждающие, что с помощью грубо-вещественного зрения можно познать тонко-вещественное, а с помощью тонко-вещественного зрения - Духовное.
Тот, кто по-настоящему задумается надо всем этим и постарается, как можно яснее представить себе суть дела, тут же поймет, какая неописуемая путаница господствует в настоящее время при вынесении суждений о Ясновидении. Просто невозможно получить достоверную информацию по этому вопросу, и так будет продолжаться до тех пор, пока не будут объявлены соответствующие законы. Этого не может случиться ни по вдохновению, ни посредством потусторонних проявлений в спиритических кружках, ибо сам вдохновляющий или проявляющиеся потусторонние лица не обладают общим взглядом на вещи. Напротив, каждый из них во всех случаях должен передвигаться в пределах, соответствующих уровню его собственной Зрелости.
Настоящий Порядок в разъяснениях, касающихся Дивной Ткани Вторичного Творения, может быть наведен лишь на основе Всеобъемлющего знания. Иначе ничего не получится. Но люди, как известно, страдают нездоровым желанием быть всезнайками, а посему никогда не признают, что необходим именно такой подход. Напротив, они с самого начала враждебно противостоят любым попыткам просветить их.
Они предпочитают продолжать свой жалкий поиск, гордо выпятив грудь. Именно поэтому им никогда не удастся добиться ни единства, ни подлинных успехов. Им надлежало бы хоть раз проявить истинное величие, преодолев самомнение, и отнестись к "Вести Граля" как <