Эрос и его роль в духовном восхождении
Я хотел бы еще раз указать на то, что Все живое в Творении состоит из двух подразделений - Сознательного и Бессознательного. Только в результате становления Сознания оформляется Образ и Подобие Творца, то есть то, что понимается нами под формой человека. Становление формы идет равномерно, рука об руку со становлением Сознания.
Первое или Подлинное Творение может быть только Духовным, ибо пребывает ближе всего к Творческому Духу. Наряду с Первосотворенным Сознательным Духовным Человеком в Этом Творении имеется в наличии и Духовное, еще не осознавшее себя. Вполне естественно, что этому Бессознательному, наделенному теми же свойствами, что и Сознательное, присущ порыв к дальнейшему развитию. Оно, однако же, может состоять лишь в подъеме до Самоосознания.
В тот момент, когда порыв к становлению Сознания достигает в этом Духовно-бессознательном определенной силы, естественнейший ход развития приводит к событию, равносильному земному рождению. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на наше собственное окружение и окажется, что грубо-вещественное тело, будь то животное или человек, само собой выталкивает всякий созревший плод. Деревья также "отталкивают" свои плоды. Все эти явления представляют собой как бы повторение процесса дальнейшего развития, основные черты которого заложены в Первом Творении.
Точно так же обстоит дело и там. Как только стремящееся к становлению Сознания Бессознательное достигает определенной степени Зрелости, само собой происходит отталкивание. Его можно назвать и выталкиванием, и отделением от прочего Бессознательного, еще не стремящегося к Самоосознанию. Эти отторгнутые частицы Духовно-Бессознательного и представляют собой Духовные Семена будущих людей.
Это событие непременно должно произойти, ибо Бессознательное не имеет отношения к Ответственности, Которая созревает рука об руку со становлением Сознания.
Итак, отделение созревающего Бессознательного необходимо для Духовного, желающего развиться до уровня Сознательного в силу естественного порыва. Событие это - прогресс, а не регресс!
Так как исполненные Жизни Семена не могут устремиться Ввысь, к Совершенству, то единственный остающийся у них в распоряжении путь - это путь нисхождения. На этом пути они, однако же, вступают в Царство более тяжеловесного Сущностного, не имеющее отношения к Духовному.
Тем самым стремящееся к становлению Сознания Духовное Семя внезапно оказывается в неоднородном, то есть чуждом ему окружении, и притом без прикрытия. Будучи Духовным, оно ощущает свою обнаженность в среде более плотного сущностного. Если Оно желает пребывать там или продолжать нисхождение, то Оно естественным образом испытывает необходимость прикрыться сущностной оболочкой по роду своего нового окружения. Иначе оно не смогло бы ни уцелеть, ни действовать там. Итак, ощущаемая им потребность прикрыть свою наготу на Пути Познания, как образно выражается Библия, вполне соответствует необходимому процессу Становления.
После этого Семя будущего человеческого духа естественным путем препровождается в вещественность.
Здесь вокруг Него смыкается еще одна необходимая оболочка, природа которой соответствует природе его нового, вещественного окружения.
И вот Оно достигает крайних пределов тонкой вещественности.
Земля есть та самая грубо-вещественная точка, в которой сходится Все Пребывающее в Творении. Здесь сливаются потоки, изливающиеся изо всех подразделений Творения, не соприкасающихся друг с другом нигде более, ибо они строжайшим образом отделены друг от друга по роду своему. Все нити, все пути сходятся к Земле, встречаясь там в своем наиболее концентрированном выражении. Соединившись на Земле, они проявляют себя по-новому - происходят как бы сильнейшие вспышки, извергающие в Мироздание потоки Энергии! Никакая другая точка вещественности не обладает подобными свойствами.
Благодаря слиянию всех сущих в Творении субстанций именно на Этой Земле происходят самые бурные переживания, чему способствует и вещественность. Тем не менее, слияние это затрагивает лишь все субстанции, сущие в Творении. В нем нет ничего Божественного, ничего от Святого Духа, Парящего над Творением и вне Его.
Отголоски этих происходящих на Земле переживаний долетают до Духовного Семени, как только Оно вступит в пределы тонкой вещественности. Оно как бы погружается в поток проявлений. Они манят Его на Землю, но в то же время помогают Ему в пробуждении, становлении и развитии Сознания.
Итак, Духовное Семя стоит на Пороге всего вещественного. В этот момент Оно еще ни к чему не привязано, то есть на Нем нет вины. Оно всего лишь ощущает отголоски вибраций сильных переживаний, разыгрывающихся при Становлении и Увядании всего вещественного.
При этом в Нем пробуждается стремление к более непосредственному Познанию. Но как только в нем оформится подобного рода желание, Оно добровольно настраивается на те или иные вибрации, добрые или тлетворные. Сразу же после этого вступает в силу Закон притяжения однородных субстанций, и Духовное Семя притягивается субстанцией, подобной Ему по роду своему, но превосходящей Его по силе. Его влечет туда, где субстанции желаемого им рода предаются в большей мере, нежели мера Его собственного желания.
В соответствии с пробудившимся в Его внутреннем мире стремлением тут же сгущается и Его тонко-вещественная оболочка, и по Закону тяготения Семя опускается еще ниже.
Однако же, по-настоящему пережить сокрытое в Нем стремление Оно сможет не ранее, чем на грубо-вещественной Земле! Оно хочет перейти от вкушения к наслаждению, а посему стремится все дальше и дальше к земному рождению. Чем сильнее томление духа пробудившегося в момент вкушения, по земным наслаждениям, тем плотнее становится и его тонко-вещественная оболочка. Становясь в ходе этого процесса все тяжелее, оно медленно опускается на земной уровень, где только и может представиться случай к исполнению желаний. Однако же, если дух спустился на земной уровень, то тем самым он и созрел для земного рождения.
При этом Закон притяжения однородных субстанций проявляет себя еще отчетливее. Всякий незрелый индивидуальный дух притягивается, в точном соответствии со своими желаниями или склонностями, как бы магнитом к тому месту, где содержание его желаний воплощается в жизнь земными людьми. Если он, к примеру, желает властвовать, то рождается отнюдь не в таких условиях, в которых мог бы жить спокойно, предаваясь исполнению своих желаний. Напротив, его притягивает некий уже сформировавшийся властолюбец, ощущающий то же, что и он сам - и тому подобное. Тем самым воплощающийся дух уже частично искупает ложное, находя Счастье в Праведном. Во всяком случае, ему предоставляется подобная возможность.
По этой причине ошибочно считают, что свойства характера или духовные способности передаются по наследству! Это неверно! Быть может, на поверхности вещей дело обстоит именно так. В действительности же человек не может передать своим детям ни единой частицы своего живого духа.
Не бывает передачи Духа по наследству!
Ни один человек не в состоянии передать другому даже крохотную искорку своего живого духа!
По этому поводу люди взлелеяли заблуждение, препятствующее продвижению вперед, вносящее смуту в умы и отбрасывающее тень на многое другое. Ни один ребенок не может ни благодарить своих родителей за те или иные духовные качества, ни упрекать их за недостатки! Это было бы неверно и несправедливо!
Это Дивное Деяние Творения не знает пробелов, а посему ни в коем случае не может быть несовершенным, чтобы допустить передачу Духа по наследству - акт произвола или вмешательство случая!
Сила притяжения однородных субстанций, играющая такую существенную роль при рождении, может исходить от отца или от матери, а равно и от любого человека, находящегося поблизости от будущей матери. А посему будущей матери надлежит соблюдать особую осторожность в отношении круга своих знакомств. При этом необходимо учесть, что внутренняя сила кроется преимущественно в слабостях, а вовсе не во внешних проявлениях характера. Слабости влекут за собой основные моменты внутренних переживаний, наделенных большой притягательной силой.
Явление человека на Землю состоит из зачатия, воплощения и рождения. Воплощение, то есть вселение души, происходит в середине беременности. Состояние растущей обоюдной зрелости будущей матери и склоняющейся к воплощению души приводит еще и к возникновению особой, более земной связи между ними. Источник этой эманации - состояние обоюдной зрелости, естественное же ее проявление - неудержимое влечение друг к другу. Усиливаясь, эта эманация все крепче и требовательнее приковывает друг к другу душу и будущую мать. В конце концов, достигнув определенной степени зрелости, развивающийся в утробе матери плод прямо-таки вбирает в себя душу.
Вполне естественно, что этот миг вселения или втягивания несет с собой и первое потрясение крохотного тельца, проявляющееся в подергиваниях, называемых первыми движениями плода. Именно в этот момент многие из будущих матерей испытывают переворот в своих ощущениях. По роду вселившейся души это либо прилив Счастья, либо волна тягостных предчувствий.
Вселившись в крохотное тельце, достигшая определенной степени развития человеческая душа облекается покровом грубой вещественности, необходимым для того, чтобы иметь возможность в полной мере пережить, увидеть, услышать и ощутить все происходящее грубо-вещественное в земной грубой вещественности. Это возможно лишь с помощью оболочки или инструмента того же рода, то есть из той же вещественности. Только после этого душа может перейти от взятия отдельных проб к подлинному вкушению, а тем самым и вынесению суждений. Нетрудно понять, что она должна сначала научиться пользоваться своим новым телом как инструментом, то есть владеть им.
Таков в общих чертах Путь Становления человека вплоть до его первого земного рождения.
Однако же, прошло уже немало времени с тех пор, как события приняли иной оборот. В наше время нет более душ, способных естественным образом явиться на Землю в первом воплощении. Земному рождению подвергаются души, уже прошедшие по меньшей мере сквозь одну земную жизнь. Тем самым они уже при рождении опутаны Кармой со всех сторон. Возможность освободиться от Ее пут и предоставляет Эрос.
Благодаря перестройке грубо-вещественного тела душа человека в годы детства изолирована от потоков, стремящихся излиться в нее извне. Все Мрачное и Злое, сущее на земном уровне, сталкивается с тем, что ему прегражден путь к душе через земное тело. Тем самым эти эманации не могут ни повлиять на ребенка, ни причинить ему вред. С другой стороны, само собой разумеется, что Зло, вынесенное повторно воплотившейся душой из своего предшествующего опыта, сохраняется в ней и в годы детства.
Таким средостением тело является до тех пор, пока оно еще не сформировалось и не созрело. Создается впечатление, что душа как бы затворилась в крепости, подняв за собой мост. В эти годы непроходимая Пропасть отделяет детскую душу от тонко-вещественного Творения, в котором обитают тонко-вещественные вибрации Вины и Искупления.
Итак, душа пребывает под покровом своей земной оболочки, созревая навстречу Ответственности, в ожидании того мига, когда подъемный мост будет опущен, и она приступит к настоящей жизни в вещественности.
С помощью Естественных Законов Творец позаботился о том, чтобы снабдить всякую тварь стремлением к подражанию вместо свободы воли там, где свободная воля еще не проявляет себя. Это явление обычно называют "детской восприимчивостью". Стремление к подражанию есть подготовительный этап развития, находящего свое выражение в земной жизни. У животных оно опирается на опыт и обогащается им, у людей же, обладающих свободой воли, оно возвышается Духом до осознанного деяния!
Духу, воплотившемуся в теле ребенка, еще не достает эманационного моста, который может сформироваться только по достижении телесной зрелости и вступлении Эроса в свои права. Без этого моста дух не в состоянии быть истинным и полноценным деятелем в Творении, каковым он становится лишь тогда, когда овладеет умением излучать сквозь все сферы Творения, без малейшего пробела. Ибо только в эманациях сокрыта Жизнь, и только на их основе и их посредством возможно движение.
В этом возрасте ребенок может воздействовать на окружающую среду без пробелов лишь в том, что касается его сущностной части, но никак не в том, что касается Духовного Ядра. Перед Законами Творения он несет чуть большую ответственность, нежели самое высокоразвитое животное.
Тем временем юное тело созревает, и в нем постепенно пробуждается Эрос, проявляющий себя исключительно в грубой вещественности. Он есть тончайшее и возвышеннейшее произведение грубой вещественности, высочайшее проявление грубо-вещественного Творения. В своей утончённости Он есть вершина всей грубой вещественности, то есть всего земного. Являясь самым внешним живым ответвлением вещественности, Эрос ближе всего примыкает к Сущностному. Он есть Пронизывающая вещественность Жизнь. Лишь Он один может явить собой Мост к Сущностному, через Которое, в свою очередь, лежит дальнейший Путь в Духовное.
По этой причине пробуждение Эроса в грубо-вещественном теле можно сравнить с тем, как опускается подъемный мост в крепости, отгороженной до тех пор от внешнего мира со всех сторон. После этого защитник этой крепости, то есть человеческая душа, может выйти оттуда на битву в полном вооружении. Однако же, с таким же успехом туда могут войти пребывающие поблизости от этой крепости друзья или осаждающие ее враги. Эти Друзья и враги суть в первую очередь тонко-вещественные течения доброго или тлетворного рода. Кроме того, к ним относятся также потусторонние лица, только и ждущие того, чтобы человек протянул им руку посредством какого-либо желания, в результате чего они смогут занять прочные позиции, оказывая влияние по роду своему.
До тех пор, пока человек не грешит против Законов Творца, Они естественнейшим образом помогают ему поддерживать равновесие. Иначе говоря, Они впускают к нему извне эманации, обладающие ровно такой же Энергией, какую он способен противопоставить изнутри, так что неравный бой абсолютно исключен. Однако же, всякое неестественное влечение, вызванное искусственными раздражителями, отворяет ворота неприступной крепости раньше срока, отдавая на милость победителя еще не до конца окрепшую душу. Ей придется склониться перед атакующими недобрыми тонко-вещественными течениями, с которыми она иначе непременно справилась бы.
При нормальном созревании естественный ход событий всегда приводит к равновесию сил обеих сторон. Последнее слово при этом остается за волей защитника крепости, а не волей осаждающих. Волением Добра он всегда одержит победу в тонкой вещественности. Это относится к происходящим в потустороннем мире событиям, недоступным взору рядового человека до тех пор, пока он странствует по Земле. Тем не менее, эти события гораздо теснее и живее связаны с ним, нежели видимое ему грубо-вещественное окружение.
Но если защитник крепости сам пожелает протянуть руку находящемуся вне ее тонко-вещественному другу или врагу, свободно приняв соответствующее решение, то дело будет обстоять, разумеется, совсем по-другому (это относится и к тонко-вещественным течениям). Так как он тем самым приспосабливается к определенному роду осаждающих, которые только и ждут этого под стенами крепости, то их Энергия легко сможет превзойти его собственную десятикратно, а то и стократно. Если осаждающие желают ему Добра, то он получит от них Помощь и Благословение, если же Зла, то он пожнет Погибель.
Этот свободный выбор и есть проявление индивидуальной свободной воли. Но после принятия решения человек безусловно подвержен его последствиям. На этом этапе его свободная воля как бы отключается. По его же собственному выбору его опутывает добрая или злая карма, и само собой разумеется, что он будет подвержен ей до тех пор, пока не изменится его внутренний мир.
Перед Эросом стоит задача "воспламенить" земным пламенем все духовные ощущения души, и это Ему вполне по силам. Только благодаря Ему дух может установить подлинную Связь с совокупной вещественностью, и только благодаря Ему дух становится полноценным в земном плане. Только на этой основе он способен объять все необходимое для того, чтобы добиться полного признания в этой вещественности, утвердившись и действуя в ней, пронизывая ее. Под защитой Эроса дух снаряжен всем, что нужно ему для победоносной обороны.
В этой Связи есть нечто Грандиозное. В этом и состоит Главная Цель этого загадочного, неисповедимого влечения, данного человеку от природы! Оно должно помочь Духовному, действующему в этой вещественности, развернуться в Полную Силу! Это было бы невозможно без участия Эроса, ибо недоставало бы Связующего Звена, необходимого для того, чтобы оживотворить все вещественное и овладеть им. Дух непременно оставался бы слишком чуждым вещественности и не смог бы по-настоящему проявить себя в ней.
С помощью Эроса человеческий дух обретает Полноту Энергии, Тепло и Жизненную Силу. Только после этого он становится готовым к земным сражениям. А посему именно в этот момент и вступает в свои права Ответственность! Это серьезный поворотный пункт всякого человеческого бытия.
Премудрая Справедливость Творца наделяет человека в этот столь значительный для него момент не только возможностью, но даже естественным порывом к тому, чтобы легко и без труда стряхнуть с себя всяческую карму, отягощавшую до тех пор его свободную волю.
Человек, упустивший эту возможность, виноват в этом сам. Призадумайтесь над тем, что в момент вступления Эроса в свои права в первую очередь пробуждается неудержимый порыв Ввысь, ко всему Идеальному, Прекрасному, Чистому! Это отчетливо видно, если понаблюдать за неиспорченной молодежью обоего пола. Отсюда и грезы юношеских лет, над которыми, к сожалению, так часто смеются взрослые. По той же причине многие испытывают в этом возрасте необъяснимые меланхолические ощущения.
Бывают мгновения, когда кажется, что на долю юноши или девушки выпала вся Мировая Боль. В такие минуты к ним подступают предчувствия, исполненные глубокой серьезности, и это не случайно.
Нередко возникающее ощущение собственной непонятости также несет в себе немало Настоящего и Истинного. Оно представляет собой не что иное, как связанное с возрастом постижение того, что окружающий мир устроен не так, как надо. Он и в самом деле устроен неправильно, ибо не хочет понимать и не может понять, что такое Священный Порыв к Чистому Воспарению. А посему окружающий мир не успокаивается до тех пор, пока ощущения созревающих душ, наделенные большой предостерегающей силой, не будут унижены до уровня реального и трезвого, более понятного взрослым. В своей односторонней рассудочной ограниченности они не только считают, будто этот уровень лучше подходит человечеству, но и рассматривают его как единственно нормальный!
Таинственное очарование неиспорченной девушки или неиспорченного юноши, излучаемое вовне и ощущаемое их окружением, есть не что иное, как Чистый Порыв Пробуждающегося Эроса, Обрученного с Духовной Энергией, к Возвышеннейшему и Благороднейшему!
Учтя все наперед, Творец позаботился о том, чтобы это происходило с человеком в том возрасте, когда он уже вполне способен осознавать свое воление и свои деяния. Именно в этот момент он может и должен стряхнуть с себя, и притом играючи, все былое, воспользовавшись тем, что обладает теперь всей Полнотой Энергии. Более того, оно отпало бы само собой, если бы человек накрепко ухватился за воление Добра, к Которому его неудержимо влечет в это время. Ощущения вполне правильно подсказывают ему, что в этом случае он безо всякого труда смог бы взойти на Уровень, достойный его как человека!
Взгляните на грезы неиспорченной юности! Они суть не что иное, как ощущение Порыва, воление отрешится от всего грязного, горячее томление по Идеальному. Движущая сила всего этого - беспокойство, как бы подающее знак не упустить время, но энергично стряхнуть с себя Карму и приступить к Восхождению Духа.
Есть нечто Прекрасное в том, чтобы, опираясь на Эту Сплоченную Энергию, действовать в Ней и Ее посредством! Но только до тех пор, пока человек выбирает для себя Путь Добра. Однако же, нет ничего более жалкого, чем парализовать свой собственный дух, неумеренно расточая Эти Силы в слепом угаре чувств.
К великому сожалению, в большинстве случаев человек упускает это драгоценное переходное время. Вступив на ложный путь под влиянием "опытного" окружения, он сначала застревает на месте, затем скатывается вниз. Тем самым он не в состоянии сбросить с себя иго опутывающих его мрачных вибраций. Напротив, они лишь усиливаются благодаря притоку подобной им по роду своему энергии. В результате свободная воля человека все в большей мере опутывается нитями Кармы, так что в конечном счете он уже не способен распознать ее под густым покровом сорняков, в лучшем случае бесполезных. Точно так же здоровое поначалу дерево дает прибежище лианам, служа им опорой и поддержкой, после чего они в конце концов лишают дерево жизни, опутывая и удушая его.
Если бы человек лучше следил за собой и за тем, что происходит в Совокупном Творении, то никакая карма не смогла бы справиться с Полной Энергией его духа, ибо Карма относится к сфере вещественности, дух же благодаря Эросу обретает полноценную связь с этой сферой.
Но даже если человек, упустив это время, запутался еще безнадежнее и погрузился в Трясину еще глубже, то все-таки не все еще потеряно. В его распоряжении по-прежнему остается возможность добиться Восхождения - благодаря Любви!
Не вожделеющей любви, характерной для грубой вещественности, но Высокой, Чистой Любви! Ее единственная цель, единственное воление - Благо любимого человека. Она также относится к сфере вещественного, не требуя ни воздержания, ни аскетизма. Ее отличительная черта лишь в том, что Она всегда желает любимому Добра и только Добра. И Это Воление, никогда не думающее о Себе, предоставляет и лучшую Защиту от любых нападок.
Вплоть до глубокой старости основной движущей силой Любви остаются те самые ощущения томления по Идеалу, которые испытывает неиспорченная юность в момент вступления Эроса в свои права. Но проявляется Она по-другому, как бы подстегивая зрелого человека и побуждая его проявить все свои способности на предельном уровне - вплоть до героизма. При этом не бывает никаких чисто возрастных пределов. Эрос не исчезает и после угасания низменного полового влечения, ибо Эрос и половое влечение - не одно и то же.
Человеку нужно лишь дать волю Чистой Любви. Ее проявления могут быть самыми разнообразными. Это и отношения между мужчиной и женщиной, и Любовь к другу или подруге, и Любовь детей к родителям или родителей к детям - все равно, лишь бы Она была Чистой. Первым Ее Даром всегда будет возможность избавиться от кармы, которую наверняка удастся искупить очень быстро, и притом "символическим" образом. Не находя более в человеке отзвука по роду своему, она лишится питающей ее почвы и как бы "иссохнет". Тем самым человек обретет Свободу! И начнется Восхождение, Избавление от унижавших его цепей рабства, препятствовавших всякому продвижению вперед.
Первое пробуждающееся при этом ощущение - это ощущение своего недостоинства по отношению к любимому человеку. Можно сказать, что именно в этот момент Скромность и Смирение вступили в свои права, так что любящий уже наделен двумя Великими Добродетелями. За этим следует порыв укрыть любимого надежным покровом, дабы никто и ничто не могло причинить ему страданий. "Носить Любимого на руках" - не пустые слова. Напротив, они полностью соответствуют складывающемуся у любящего ощущению. С ним связан как бы отказ от собственной личности, Одного Этого Великого Воления Служения будет вполне достаточно для того, чтобы в кратчайший срок сбросить с себя всю и всяческую карму - если только Это Воление пребудет устойчивым, не уступая места чисто чувственным влечениям.
Вершина Чистой Любви - горячее желание свершить во имя любимого человека нечто Великое в Возвышенном Смысле Этого Слова, не задев и не оскорбив его ни единым жестом, ни единым помышлением, ни единым словом, менее же всего каким-либо некрасивым поступком. Одним словом, оживает Тончайшее Чувство Такта.
А затем надлежит удержать Эту Чистоту Ощущений, предпочитая Ее всему прочему. Достигший этого состояния человек никогда не пожелает и не сделает ничего дурного. Он просто не способен на это. Напротив, ощущения всегда послужат ему лучшей Защитой, сильнейшим Источником Энергии, надежнейшим Советчиком и Помощником.
По этому поводу можно сказать, что по Своей Премудрости Творец как бы снабдил Творение Спасательным Кругом. В своем земном бытии всякий человек наталкивается на Этот Круг, и притом не однажды. Ему стоит лишь ухватиться за Него, дабы не погрузиться в Пучину!
Помощь доступна всем. Нет никакой разницы между старцем и юношей, мужчиной и женщиной, бедным и богатым, высокородным и простолюдином. А посему Любовь и есть Величайший Дар Божий! Воспринявший Этот Дар может не сомневаться в Спасении от любой напасти, из всякой Пучины!
Ураган Любви в состоянии вознести его к Свету, к Богу, Который Сам есть Любовь.
Если в человеке пробудилась Любовь, Стремящаяся к тому, чтобы принести любимому Свет и Радость, не унижая его нечистыми вожделениями, но защищая и возвышая, то он по-настоящему служит любимому, не отдавая себе в этом отчета, но бескорыстно и радостно оделяя любимого человека Дарами Любви. И Это Служение делает любящего свободным!
Для того, чтобы обрести Правый Путь в делах Любви, человеку надлежит всегда учитывать одно и то же важнейшее обстоятельство. Надо всеми земными людьми парит Великое и Сильное Желание - быть и в самом деле такими в своих собственных глазах, какими мы кажемся тем, кто любит нас. И Это Желание и есть Правый Путь, непосредственно Ведущий к Вершине!
Итак, людям предоставляются многочисленные возможности собраться с силами и воспарить, которыми они, однако же, не пользуются.
Нынешние люди подобны человеку, унаследовавшему Царство, но предпочитающему тратить время на детские забавы.
Само собой разумеется, что Грандиозные Силы, предоставленные в распоряжение человека, непременно раздавят его самого, если он не научится управлять Ими. Ничего другого ожидать не приходится.
И Эрос непременно уничтожит как отдельных людей, так и целые народы, злоупотребляющие Им с точки зрения Его Главной Задачи! Продолжение рода - лишь Его второстепенная цель.
С другой стороны, Эрос снабжает всякого человека могучими вспомогательными средствами, необходимыми для того, чтобы он не только осознал Его Главную Задачу, но и жил согласно Ей!
Обратим внимание хотя бы на ощущение телесного стыда! Пробуждаясь одновременно с Эросом, оно защищает человека.
Как и везде в Творении, здесь можно распознать трезвучие, тона которого становятся все грубее по мере нисхождения. Ощущение стыда является не только первым следствием Эроса, но и промежуточной стадией между Ним и половым влечением. Оно представляет собой сдерживающее начало, данное человеку для того, чтобы он, оставаясь выше животных, не предавался половым сношениям на их уровне, но оставался выше их.
Горе народу, не обращающему на это внимания!
Сильное ощущение стыда всегда позаботится о том, чтобы человек не поддался угару чувственности! Оно хранит его от страстей, ибо вполне естественным ходом событий ни в коем случае не допустит, чтобы он забылся чуть даже на долю мгновения.
Человеческая воля, однако же, способна насильственно оттеснить в сторону Этот Дивный Дар, дабы уподобиться животному! Такое насильственное вмешательство в Установленный Творцом Миропорядок непременно навлечет Проклятие на голову человека, ибо высвобождаемая таким образом сила разнузданного телесного полового влечения уже не является естественной для него.
Человек, у которого отсутствует ощущение стыда, перестает быть властелином и становится рабом. Недостойный уровня человека, он скатывается ниже уровня животного.
Человеку надлежит принять во внимание, что одно лишь сильное ощущение стыда убережет его от падения. В этом ощущении - его самая надежная броня.
Чем сильнее стыд, тем чище влечение и тем возвышеннее в духовном отношении стоит человек. Это лучшее мерило его внутренней духовной ценности! Мерило это безошибочно и легко доступно любому человеку. Если внешнее чувство стыда подавляется или оттесняется, то одновременно с этим всегда подвергаются удушению все наиболее тонкие и наиболее ценные душевные качества, а тем самым лишается какой бы то ни было ценности и внутренний мир человека.
Чувство стыда есть Драгоценность, способствующая продвижению вперед во всех отношениях. Если человечество тщится "переступить" через это чувство во имя ложно понятого прогресса, то в этом несомненный признак глубокого падения и неизбежно предстоящего Распада! Не имеет значения, происходит ли это под прикрытием спорта, гигиены, моды, воспитания детей или под каким-либо иным предлогом. Нисхождение переходит в неудержимое падение, и лишь Великий Страх еще способен заставить кое-кого одуматься.
А ведь земному человеку так нетрудно вступить на Путь, ведущий к Вершине.
Ему нужно только стать "естественнее". Быть естественным, однако же, не означает ни гулять по улицам в полуголом виде, ни бродить по дорогам босиком в странных одеждах! Быть естественным значит обращать сугубое внимание на свои внутренние ощущения, ни в коем случае не отмахиваясь насильственно от содержащихся в них предостережений!
Однако же, дело зашло, к сожалению, так далеко, что большая половина человечества слишком отупела для того, чтобы понимать естественные ощущения. Горизонт этих людей чересчур узок. Кончится все это Воплем Страха и Ужаса!
Блажен тот, в ком хотя бы тогда все-таки оживет чувство стыда! Оно послужит ему Щитом и Опорой, когда все прочее разлетится вдребезги.
ВОСКРЕСЕНИЕ И ЖИЗНЬ; НИКТО НЕ ПРИХОДИТ К ОТЦУ ИНАЧЕ, НЕЖЕЛИ ЧРЕЗ МЕНЯ!
Явившийся из Божественного Иисус пользовался Этими Словами по Праву, ибо Он Один мог не только окинуть Взором Все Сущее, но и по-настоящему объяснить Его. От Иисуса Неотделимо Его Евангелие, Ясно Указующее Путь Ввысь, к Свету в лабиринте ложных воззрений. Для всех человеческих духов это означает возможность восстать, то есть воскреснуть из вещественного, куда они погрузились в интересах своего дальнейшего развития. Каждый воскресший таким образом обретет Жизнь!
Прислушайтесь повнимательнее, и вы поймете, что все низменное и злое, то есть все, что именуют Мраком, встречается лишь в вещественности - как в грубой, так и в тонкой! Постигший это по-настоящему одержал немалую победу.
Человек, мыслящий тлетворно или низменно, вредит самому себе, и притом чудовищным образом. Испускаемая им подобно магнитному лучу основная энергия воления устремляется к Низменному и притягивает обретающееся там тонко-вещественное, более плотное в силу своей отягощенности, а посему и более мрачное. Тем самым человеческий дух, от которого исходит воление, обволакивается вещественностью именно этого плотного рода.
Подобные явления имеют место и тогда, когда человеческое разумение направлено преимущественно на земное, пребывая во власти той или иной страсти. Я имею в виду не обязательно безнравственность, азартные игры или пьянство, так как страсть может сводиться к ярко выраженному предпочтению, оказываемому чему-либо земному. И в этом случае вокруг человеческого духа образуется более или менее плотная тонко-вещественная оболочка - тем же способом, о котором я только что упомянул.
Эта плотная, а тем самым и мрачная оболочка лишает дух какой бы то ни было возможности продвигаться Ввысь, удерживая его на месте до тех пор, пока не изменится род его воления.
Только серьезное воление и серьезное стремление к Высшей Духовности может сделать подобную оболочку непрочной, а в конечном счете и вовсе рассеять ее. Лишившись притока свежих сил по роду своему, она мало-помалу теряет устойчивость и в конце концов совсем рассеивается и отпадает, освобождая духу Путь к Восхождению.
Под тонкой вещественность понимается отнюдь не утонченная форма видимой глазу грубой вещественности. Напротив, она абсолютно чужда этой грубой вещественности по роду своему, и природа ее иная, но тем не менее и ее можно назвать вещественностью. Тонкая вещественность есть стадия, переходная от грубо-вещественного к Сущностному, от которого происходит душа животного.
Вполне естественно, что задерживающиеся в вещественности люди рано или поздно будут втянуты в Распад, которому подлежит все вещественное. Дело в том, что оболочка помешает таким людям отъединиться от вещественности вовремя.
В свое время они погрузились в вещественность по собственному желанию, в интересах своего же дальнейшего развития. Сойдя с Правого Пути, эти человеческие духи остаются привязанными к вещественности! Они не в состоянии выбраться оттуда, то есть воскреснуть навстречу Свету.
Приступив к более подробному объяснению, напомним, что развитие Духовного Семени, стремящегося к личностному сознанию, всегда обуславливает погружение в вещественность. Оно может развиться до этого уровня, лишь испытав переживания в вещественности. Другого пути к этому у Семени вообще нет. Однако же, это происходит вовсе не по принуждению, но лишь тогда, когда у Него возникнет внутренняя потребность к этому. Его собственное желание вовлекает Семя в необходимый процесс развития, в результате чего Оно покидает так называемый Рай Бессознательного, а тем самым и сферу отсутствия Ответственности.
Если уже после погружения в вещественность у людей пробуждаются неправедные желания, то они теряют из вида Правый Путь, по Которому им предстояло вновь взойти к Свету, и как бы "застревают" в вещественности, бесцельно блуждая там.
А теперь попытайтесь присмотреться к тому, что происходит в грубой вещественности, то есть к Становлению и Распаду в вашем ближайшем, доступном взору окружении.
Понаблюдайте за процессами зарождения, роста, созревания и тления. Вы обнаружите формирование, то есть соединение основных элементов, вызревание, а затем возвращение к основным элементам в Разложении, то есть Распад и Тление того, что обладало формой. Вы с одинаковой отчетливостью увидите это в случае воды, в случае так называемого выветривания камней, в случае растений, а также в случае тел животных и человека. Происходящее здесь в малом без всяких изменений повторяется в Большом, а в конечном счете и во Всей Совокупности Мировых Событий. И не только в грубой вещественности, видимой земному человеку, но и в тонкой вещественности, то есть в так называемом потустороннем мире, не имеющем, однако же, ничего общего с Раем.
Совокупная Вещественность подвешена, как некий Большой Венок, к самой нижней части Творения и описывает Гигантский Круг, причем на один оборот уходят миллионы лет. Итак, События Великого Творения состоят не только в том, что все и вся вращается вокруг своей собственной оси. Кроме того, Целое также неудержимо движется в Чудовищном Круговороте. Уже пройден Путь от Первого Соединения до нынешнего Свершения, и Великий Бег неустанно продолжается точно таким же образом - до начала Разложения, результатом которого будет возвращение к Праматерии. Но и после этого Круговращение Праматерии продолжится, как если бы ничего не случилось. Затем