Глава 17. Шпоночные соединения
Иметь представление о типах и сравнительной характеристике шпоночных и зубчатых соединений.
Различать ненапряженные и напряженные шпоночные соединения. Знать типы соединений стандартными шпонками; обозначения стандартных шпонок по стандартам; порядок расчета ненапряженных шпоночных соединений.
Уметь выбрать соответствующую шпонку по стандарту и выполнить проверочный расчет на прочность.
Шпоночные соединения служат для окружной фиксации деталей на валах и осях и передачи вращающего момента (рис. 17.1).
Шпоночные соединения бывают ненапряженными, в них используют призматические и сегментные шпонки, которые при сборке не вызывают деформации вала и ступицы.
Напряжение соединения создается клиновыми и тангенциальными шпонками. Клиновые шпонки представляют собой призмы со скошенной стороной с уклоном и при сборке соединения вызывают радиальное смещение ступицы относительно вала, поэтому применение клиновых шпонок ограничено единичным производством и тихоходными передачами.
Размеры шпонок и сечений пазов стандартизованы. Шпоночные пазы на валах выполняют фрезерованием дисковыми и концевыми фрезами, а ступицы колес — протягиванием.
В основном применяют ненапряженные соединения призматическими шпонками. Шпонки выполняют со скругленными и плоскими концами. Шпонки закладывают в паз вала. Если при работе ступица перемещается по валу (подвижные соединения), используют направляющие призматические шпонки с креплением на валу (табл. ПЗЗ Приложения).
Соединения сегментными шпонками являются разновидностью призматических (табл. П34 Приложения). Призматические и сегментные шпонки работают боковыми гранями (рис. 17.2). Сегментные шпонки просты в изготовлении, удобны при монтаже. Глубокая посадка шпонки на валу предохраняет ее от выворачивания, но слишком глубокий паз сильно ослабляет сечение вала, поэтому сегментные шпонки применяют при передаче небольших вращающих моментов и для установки деталей на осях.
Клиновые шпонки забивают в паз вала. Рабочими поверхностями клиновых шпонок являются верхняя и нижние грани, по боковым граням имеется зазор.
Расчет шпоночных соединений
Критерием работоспособности соединения призматическими шпонками являются сопротивление смятию боковых поверхностей.
Поперечное сечение шпонки подбирают по каталогу по диаметру вала, потребная длина шпонки l определяется по длине ступицы l = lст – 10 мм и уточняется по каталогу (см. табл. ПЗЗ Приложения). Выбранная шпонка проверяется на прочность.
Призматическая шпонка работает на смятие и срез. Стандартные шпонки на срез не рассчитывают, поскольку условие прочности на срез учтено при конструировании.
Условие прочности на смятие
где Т — вращающий момент; Асм — площадь смятия; h — высота шпонки; lр — расчетная длина; для шпонок с плоскими концами lр = l, для шпонок с закругленными концами lp = I - b; b — ширина шпонки; l, — глубина паза на валу.
Допускаемое напряжение смятия при стальной ступице [асм] = 130...200 МПа.
Соединение сегментными шпонками проверяют на смятие и срез, так как шпонка узкая.
Условие прочности на срез
Допускаемое напряжение среза [тс] = 70... 100 МПа.
Если условие прочности на смятие не выполняется, на вал устанавливают две шпонки.