Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе

Сформировать готовность к обучению в школе означает создать условия для успешного усвоения детьми учебной про­граммы и нормального вхождения их в ученический коллек­тив. Одним из важных показателей специальной (математи­ческой) готовности является наличие у дошкольников опре­деленных знаний, умений и навыков. Как показывает анализ педагогической работы, уровень усвоения этих знаний, уме­ний и навыков зависит от возраста, индивидуальных осо­бенностей детей, а также от состояния учебно-воспитатель­ного процесса в детском саду.

Для воспитателя подготовительной группы особое значе­ние приобретает выявление этого уровня перед поступлени­ем детей в школу. Этому способствуют индивидуальные бе­седы, дидактические игры и упражнения с детьми, выпол­нение ими специальных заданий и т.д. При этом следует ориентироваться на такие показатели:

· объем математических знаний и умений в соответствии с программой воспитания в детском саду;

· качество математических знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использования их в самостоятельной деятельности;

· уровень умений и навыков учебной деятельности;

· степень развития познавательных интересов и способ­ностей;

· особенности развития речи (усвоение математичес­кой терминологии);

· положительное отношение к школе и учебной дея­тельности в целом;

· уровень познавательной активности.

Уровень усвоения знаний определить легче, чем степень овладения приемами учебной деятельности, тем более — степень сформированности познавательных интересов и способностей. В связи с этим для выделения общеучебных знаний надо подбирать задания попарно: например, первое задание — угадай, расскажи, посчитай, покажи т.п., сравни, объясни, докажи, расскажи и др. Второе задание детей сложнее, но именно его выполнение свидетельствует об уровне подготовленности ребенка к школе.

Изучать уровень готовности детей шести-семилетнего возраста к обучению в школе можно с помощью как группового, так и индивидуального обследования.

Важный показатель при обследовании — продуктивность внимания (по адаптированным корректурным таблицам), осо­бенности умственного развития и учебной деятельности. Ин­дивидуальное обследование дает возможность воспитателю создать представление об особенностях речи детей, общем уров­не знаний и специальной математической подготовке.

Как диагностические (тестовые) упражнения Л.А.Левинова советует использовать задания такого типа.

Задание 1. Ребенку показывают карточку с цифрами, раз­мещенными вразнобой, и просят назвать и показать их.

Задание 2. Ребенка просят назвать числа, смежные с названными.

Задание 3. Перед ребенком лист бумаги с изображением на нем двух рядов кружочков. Верхний ряд — восемь больших кружочков, нижний — девять маленьких, которые размеща­ются на меньшем расстоянии один от одного, чем большие. Ставится вопрос: «Каких кружочков больше? Каких меньше?»

Задание 4. Ребенку показывают по очереди три картинки: «Яблоня», «Аэропорт», «Девочка с флажками». Предлагают придумать по каждой картинке задачу и решить ее.

Задание 5. Ребенку показывают картинку «Домики». Предлагают внимательно посмотреть на картинку и ска­зать, какие геометрические фигуры он узнает на ней (окна квадратной формы, двери — прямоугольные и т.д.).

Задание 6. Перед ребенком лежит восемь фигурок четырех цветов: три красные, две зеленые, две синие, одна желтая. Воспитатель спрашивает: «Сколько тут разных цветов?»

Задание 7. Перед ребенком лежит картинка, на которой изображены десять разных предметов, размещенных в ряд. Просят ответить на вопрос: «Сколько всего тут предметов? Как ты посчитал? На каком месте домик? Сколько всего пирамидок?» и т.д.

Аналогичные задания для обследования детей воспита­тель или учитель начальной школы может найти в соответ­ствующей методической и инструктивной литературе. Несмот­ря на кажущуюся элементарность таких упражнений (тес­тов), создать их очень не просто. Это требует глубокой психолого-педагогической компетенции, знания возрастных особенностей детей данного возраста.

По степени успешности выполнения задания можно выявить уровень математической готовности ребенка к школьному обучению. Эти данные следует дополнять сис­тематическими наблюдениями, индивидуальными беседа­ми с детьми.

В процессе обучения развивается способность мыслить аб­страктно, делать обобщения и сравнения, использовать эти умения при решении задач. Учебная деятельность имеет осоз­нанный характер и направляется воспитателем. Психологи­ческая основа учебной деятельности — развитие у детей учеб­ных мотивов и потребностей. У детей дошкольного возраста нельзя сформировать учебную деятельность в таком виде, как о ней говорилось ранее. Воспитатель создает условия для формирования у дошкольников основы учебной деятельно­сти. Успешность формирования учебной деятельности связа­на с уровнем развития ряда Психических качеств ребенка. А.П.Усова выделила качества, которые можно рассматривать как некоторые условия учебной деятельности. К таким каче­ствам относятся умения слушать воспитателя, работать по его указаниям, возможность Отделять свои действия от дей­ствий других детей, развитие самоконтроля и др. Учебная де­ятельность является одним из видом познавательной дея­тельности ребенка. Для нее характерны определенные прак­тические и умственные действия.

В подготовке к школе большое значение имеет правиль­ная организация и целенаправленное развитие внимания детей в процессе обучения. Следует отметить, что учебная деятельность вообще невозможна без соответствующего уровня развития внимания. У детей старшего дошкольного возраста значительное место в деятельности занимает про­извольное внимание. Ребенок способен сконцентрировать внимание на выполнении конкретного действия. В этом воз­расте значительно увеличиваются объем и устойчивость вни­мания. Воспитатель детского сада организует учебную дея­тельность ребенка, учит его Понимать задания, цели и ус­ловия выполнения познавательных заданий.

Наблюдения за учащимися первых классов показывают, что уровень внимания на уроках в школе зависит от того, насколько учитель использует знания и опыт детей. Там, где учитель опирается на эти знания, внимание детей было достаточно устойчивым, там же, где такой опоры не было, наблюдалась их слабая сосредоточенность. Можно сказать, что продуктивность учебного процесса находится в прямой зависимости от адекватности (соответствия) сложности учеб­ных заданий уровню готовности детей, объему их знании и опыту. Основное педагогическое условие развития учебм деятельности — специально организованное обучение, в процессе которого дети усваивают общие способы и методы решения разных практических и познавательных задач.

Проблема формирования у дошкольников качеств, необ­ходимых для успешного обучения в школе, долго оставалась дискуссионной. И ученых, и педагогов-практиков волновал вопрос — является ли достаточным физическое и умствен­ное развитие шестилетних детей для усвоения школьной про­граммы. Исследования последних лет, проведенные педаго­гами, психологами, физиологами, медиками, показывают, что возрастные возможности старших дошкольников обес­печивают усвоение значительного объема знаний из програм­мы начальной школы. Эти выводы свидетельствуют о воз­можности обучения в школе с шести лет.

Научные данные показывают, что у старших дошкольни­ков достаточно развиты зрительные ощущения. Более 80% детей хорошо разделяют основные цвета и оттенки, то же самое можно сказать и о развитии восприятия. Почти все дети уверенно воспринимают форму предмета, размер, удален­ность и движение предмета.

Однако ученые отмечают и некоторые особенности сен­сорно-перцептивной организации детей-дошкольников, ко­торые нужно учитывать в процессе обучения математике. Так, в обучении счету сложнее воспринимать количество на слух, чем считать количество предметов, воспринимаемое наглядно. Это обусловлено необходимостью опоры на особое умение согласовывать числительное не с видимым, а с воспринятым на слух показателем, с установлением сложных ассоциаций.

Эти сложные сенсорно-перцептивные процессы связаны с восприятием числовых отношений и действий. Прочитан­ное, услышанное или названное арифметическое действие должно вызывать зрительно-слуховые ассоциации. Вследствие зрительного восприятия или наглядного представления цифра перевоплощается в обобщенный сигнал определенного чис­ла (количества), а также необходимых действий с заданным количеством.

Научные данные раскрывают сложные психологические механизмы восприятия детьми математических действий. Эти закономерности должны знать и учитывать воспитатели дошкольных детских учреждений и учителя начальных классов, для того чтобы продуктивно осуществлять пре­емственность в обучении и воспитании.

Возраст детей пяти-шести лет наиболее активный, куль­минационный в развитии процесса восприятия, памяти, мышления, представлений. На рубеже старшего дошкольно­го возраста дети достаточно овладевают родной речью, про­являют высокий интерес к познанию всего нового. Усиленно развивается центральная нервная система. Это обеспечивает значительное усложнение психических функций. Воз­можность анализировать и обобщать представления окружа­ющего способствует успешному развитию умственных про­цессов в целом.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема зна­ний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучение основ­ные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умствен­ных способностей — один из важных показателей готов­ности ребенка к школе. Нужно учить детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Интеллектуаль­ные возможности расширяются в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и пред­ставлениями окружающего, законами природы, особен­ностями отношений между людьми.

Обучение элементам математической деятельности осуществляется на фоне развернутой умственной деятельности детей. Этот процесс — яркая иллюстрация теории И.П.Пав­лова о рефлекторной природе психики, о переходе от чув­ственной ступени познания к логической. Так, выполнение
счетной операции на начальном этапе обучения, как слож­ное умение, опирается на развернутое действие рук, глаз, на называние числительных вслух. Позднее, усовершенствуясь, операция счета заметно видоизменяется, проходя путь от развернутых способов счета с передвижением предметов, которые считают, к сокращенным приемам указывания на них, называния числительных вслух и завершается устным счетом про себя. Одним из признаков любого предмета является его раз­мер. Оценивая размер, ребенок не только познает каждый предмет отдельно, но и устанавливает соотношение между ними. Это влияет на формирование обобщенных знаний об окружающем. Любое измерение величины предмета получает числовое выражение. Поэтому развитие представления о раз­мере предметов дает возможность углубить понятие числа. Осознание размеров старшими дошкольниками существен­но влияет на развитие умственных способностей в целом, поскольку требует выполнения действий сравнения, разли­чия, обобщения.

Осуществляя преемственность между детским садом и школой в формировании понятий о размере, нужно учитывать одну важную особенность. У детей возникают значи­тельные трудности в использовании конкретных математи­ческих терминов, обозначающих размеры предметов разной протяженности. Чаще всего они используют слова большой и маленький. При характеристике предметов разной длины, высоты, ширины, толщины детям трудно дифференциро­вать соответствующие термины. Более того, научные иссле­дования показывают, что и само слово размер (величина) не имеет для большинства детей сигнального значения, по­скольку они не понимают его сути. Это обстоятельство сле­дует учитывать и воспитателям, и учителям первых классов, когда они учат детей выделять в плоских предметах протя­женность или наиболее значимую протяженность и пони­мать трехмерность пространственных отношений.

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют, хотя и не в полной мере, сдерживать свои импульсивные действия. Игровая, учебная, творческая и трудовая деятельности ха­рактеризуются свободной регуляцией. Во время учебных за­нятий они проявляют организованное поведение. Ребенок целенаправленно решает поставленную перед ним задачу, достигает желаемого результата. При этом заметно проявля­ются такие волевые качества, как настойчивость, инициа­тивность, самостоятельность. Получая задания от взрослых, ребенок пытается проявить свои силы, волю. Такая позна­вательная активность ребенка дает ему возможность в даль­нейшем легче и лучше овладевать знаниями.

Опыт работы в школе свидетельствует о том, что воз­можности обучения воспитанников детских садов значи­тельно выше, чем у детей, которые приходят в школу из семьи. Воспитанники детских садов имеют достаточный опыт произвольного поведения, большой объем матема­тических знаний, достаточно высокий уровень развития познавательных интересов и способностей. А это зависит прежде всего от организации педагогического процесса в детском саду.

Исследования показывают, что высокий уровень ин­теллектуального развития ребенка не всегда совпадает с его личной готовностью к школе. В ряде случаев в начале обучения в школе у детей отсутствует положительное отно­шение к новому способу жизни, предполагающее соответ­ствующие изменения условий, правил, требований режима обучения, жизни и деятельности в целом. Поэтому в детском саду воспитатели должны также формировать положительное отношение дошкольников к обучению, которое включает стремление ребенка достичь нового социального положения, — т.е. стать школьником. Ребенок должен понимать важность школьного обучения, уважать учителей и его труд, уважать старших товарищей по школе, любить книгу, добросовестно относиться к ней.

В соответствии с представленными нами ранее показате­лями условно можно выделить три уровня готовности детей к школе.

К первому уровню следует отнести детей, которые хо­рошо усвоили программные требования предыдущих групп, имеют неплохие навыки в счетной деятельности, обследовании, измерении, делении целого на части, ре­шении задач и т.п. При этом дети подготовительной груп­пы умеют выполнять несложные действия в уме без опо­ры на наглядность, при сравнении предметов по форме пользуются геометрической фигурой как эталоном, уме­ют классифицировать, обобщать, действовать в соответ­ствии с инструкцией педагога, имеют навыки самоконт­роля, проявляют интерес к обучению, умеют работать сосредоточенно, не отвлекаясь, адекватно использовать математическую терминологию, правильно, качественно, в установленный срок выполнять задания, объективно оценивать свою работу.

Ко второму уровню можно отнести детей, которые овла­дели программой по математике; имеют определенные на­выки в счетной деятельности, измерении величин, делении целого на части. Вместе с тем у них недостаточно развита умственная деятельность: им трудно объяснить выбор ариф­метического действия, обобщать и классифицировать; само­контроль у этих детей неустойчивый, они не проявляют ин­тереса к учебной деятельности; математический словарь их беден; самооценка чаще всего занижена, иногда завышена.

К третьему уровню относятся дети, слабо усвоившие программу по математике. Эти дети имеют некоторые навыки в выполнении операций счета, но во всех дру­гих видах математической деятельности имеют слабые на­выки или вообще их не имеют. Дети, принадлежащие к третьему уровню усвоения математических знаний, ощу­щают значительные трудности при выполнении умствен­ных операций сравнения, обобщения, классификации. Эти дети не проявляют интереса к учебной деятельности, не­правильно используют специальную математическую тер­минологию, часто не могут выполнить задание воспитателя, сравнить его с образцом.

Таким образом, педагогическую работу перед приходом детей в школу следует направить на полную ликвидацию третьего, низ­шего, уровня сформированности математических знаний, умений и навыков, на достижение достаточно качествен­ной математической подготовки детей к школе. Усилия педагогического коллектива должны обеспечивать форми­рование у детей прочных знаний и умений в объеме «Программы воспитания в детском саду», развитие речи, мышления, познавательной активности, интересов и спо­собностей.

Литература

1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики. Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ Л. Н. Вахрушева.- М.: ФОРУМ, 2009.-192с.

3. Вербенец, А. М. Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – М., 2001.- С.146-168.

4. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. / З. А. Михайлова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384 с.

5. Щербакова, Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников. / Е.Н. Щербакова – М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.

6. Фасий, И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования // Методические советы к программе «Детство»/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – М., 2001. – С.169-177.

Наши рекомендации