Комплексные целевые программы и проекты как организационная форма целеполагания

Организационной формой целеполагания являются комплексные целевые программы и проекты, которые позволяют соотнести целеполагание, точнее, определить их иерархию с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной, цели. Понятие программа близко к понятию проект. Поэтому нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако синонимичное употребление этих терминов обоснованно тогда, когда речь идет о крупном проекте, имеющем, как правило, национальное значение. В этом случае складывается целая отрасль научного знания — мир управления проектами. Она изучает основы управления ими, создание модели управления проектом, включая фазы его разработки и реализации, ресурсное и кадровое обеспечение и т.п. В собственно же программно-целевом управлении проект выступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и характер работ, необходимых для достижения цели. Задачи руководителя программы состоят в том, чтобы получить как можно больше самых разнообразных проектов, содержащих различные пути и средства достижения конечной цели, выбрать наиболее эффективные из них, те, которые в рамках имеющихся ресурсов ведут к цели наикратчайшим путем. Существуют технологии отбора эффективных проектов (экспертные, конкурсные и др.). Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Общегосударственные — это программы достижения крупных общенациональных целей, которые зачастую охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной). Функциональные — это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усиления ряда отраслей (развитие, например, топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного комплекса и т.п.). Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований. В свою очередь, каждый из типов программ содержит подтипы, различающиеся по определенным признакам, связанным с Целями, объемом, глубиной преобразований, уровнями, на КОТОРЫХ программа разрабатывается. Так, к примеру, программы территориального типа могут разрабатываться и осуществляться на следующих уровнях: первый уровень — комплексное использование отдельных "Природных ресурсов территории, вовлекаемых в народнохозяйственный оборот; этот уровень предполагает создание комбинированных производств на базе одного вида природных ресурсов; второй уровень — комплексное использование нескольких сопутствующих природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот одновременно; на этом уровне решаются внутритерриториальные межотраслевые проблемы; третий уровень — комплексное развитие хозяйства в рамках биоэкономических систем; на этом уровне используется окружающая среда при условии поддержания ее заданного качественного состояния; здесь важно обеспечение взаимосвязи производства и биосферы; четвертый уровень — комплексное развитие социально-экономической системы, обеспечивающее единство производства, воспроизводства населения и улучшения условий его жизни, воспроизводства природных условий; пятый уровень — комплексный учет развития данного региона с решением проблем освоения других соседних регионов, с решением крупномасштабных и долгосрочных народнохозяйственных проблем. Особое место в их числе занимают научно-технические программы. Как и любые другие комплексные программы, они содержат совокупность мероприятий, предусматривающих достижение определенных целей (научные открытия, создание новых образцов техники, новых технологий и т.д.). В комплексной научной программе должны содержаться ответы на вопросы: какова главная цель программы; кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать; какие ресурсы требуются для реализации программы и каковы источники их поступлений; кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной комплексной программы. Следует отметить, что ответ на последнюю группу вопросов не менее важен, чем выполнение самой программы. Общими чертами всех программ, независимо от их содержания, объема и т.д., являются: их направленность на цель, на конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату (хозяйственному, политическому, научно-техническому и т.д.); наличие в программе системы показателей, которые носят не только количественный, но и качественный характер, посколькудалеко не все запрограммированные социальные цели и конечные результаты могут быть выражены количественно, поддаются стоимостной оценке; объединение в определенных организационных рамках под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей независимо от их ведомственной и территориальной принадлежности от самого начала до окончания работ; четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями, исполнителями; ориентация исполнителей и особенно руководителей всех уровней на результат конечный и результаты промежуточные, являющиеся средством, этапом, звеном в достижении конечной цели; строгая и четкая координация и увязка функций организаций, звеньев как различных уровней (по вертикали), так и одного уровня (по горизонтали); гибкая система управления, максимально отвечающая особенностям программы, максимально приближенная к исполнителям. Еще одна особенность программ — может быть, и не всех, но народнохозяйственных, общегосударственных обязательно — состоит в том, что они носят межотраслевой, межведомственный характер, позволяющий преодолеть местничество, ведомственность, которые отрицательно сказываются на народном хозяйстве. Преодоление ведомственности — дело сложное и дли-' тельное. Здесь важно прежде всего выработать рациональные формы взаимосвязей, а также систему ограничителей, не позволяющих отрасли обосабливаться или разрастаться без меры. Один из эффективных ограничителей — территориальные проекты и программы, в основе которых лежат отработка горизонтальных связей, учет интересов как административных единиц (областей, городов и т.д.), так и различных отраслей, имеющих объекты на данной территории. Программно-целевой подход выражает объективную диалектику единства компонентов социальной системы, подчиненность, согласованность частей с целым. Один из вариантов программно-целевого подхода — мультипликационный (умножающий, увеличивающий) подход к управлению. Суть его состоит в том, что эффект, полученный в результате одного нововведения в технике и технологии, производстве, управлении и т.д. в силу системности общества, производства при соответствующей организационной работе вызывает Цепную реакцию и, распространяясь по всей системе, увеличивает ее продуктивность. Характерно, что мультипликационный эффект — целостный, интегральный, превышающий действие нововведения какой-либо одной части системы. Этот подход применим не только в производстве, но и в социальной жизни, культуре. Программно-целевой подход историчен, конкретен. Нет такого подхода вообще, безотносительно к конкретно-историческому обществу на определенной ступени его развития, к конкретному виду управления. Принятию программы предшествует длительная и сложная подготовка. Эта предварительная работа включает две стадии - подготовительную и предварительную. На подготовительной стадии осуществляется выбор проблемы, решаемой программой, очерчиваются возможные границы, масштабы проблемы. В результате в органы управления представляется проблемная записка, на основе которой принимается решение о предварительной разработке программы. На предварительной стадии глубоко анализируется состояние программы, подготавливаются исходные задания по ее разработке. Здесь точно очерчивается общественная потребность, удовлетворить которую обычными методами, без программы, невозможно; определяются главная цель и совокупность крупных подцелей, устанавливаются целевые нормативы и варианты укрупненных мероприятий по достижению целей, потребные ресурсы, ориентировочные сроки и ответственные исполнители. На этой стадии осуществляются прогнозные расчеты — целевые и экстраполяционные, определяются границы и структура программы, составляется программа работ по организации разработки и реализации программы, обсуждается возможная система управления программой. После проведения этой предварительной работы разрабатывается целевая программа. Разработка программы ведется поэтапно. На первом этапе, как правило, осуществляется целевая разработка (структуризация исходной цели, построение "древа целей"). В результате обрисовывается комплекс функционально выраженных подцелей программы с оценками относительной важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами, разрабатываются варианты комплексов объективно выраженных целей, при этом цели оформляются в виде функционально или объективно выраженных потребностей, которые удовлетворяются в случае достижения основной цели. В целом проектирование и создание комплексов (комплексных программ) предполагает:





Наши рекомендации