Способы организации экспериментального обучения
В практике педагогического исследования сложились следующие способы организации эксперимента:
1. Параллельное обучение экспериментальных и контрольных групп.
2. Создание перекрестных групп.
3. Константная методика.
4. Вариативная методика.
Рассмотрим более подробно каждый способ экспериментального исследования.
1. Сущность метода параллельного обучения экспериментальных и контрольных групп заключается в обучении сразу в нескольких классах (экспериментальных и контрольных) для того, чтобы доказать решающую роль нововведения в изменении результатов обучения. Возможны различные способы подбора экспериментальных и контрольных групп:
а) принцип единственного различия. В экспериментальных и контрольных группах максимально уравниваются все основные условия педагогического процесса: состав групп, возраст учащихся, их успеваемость, учительский состав и др. При экспериментальном обучении выбираются одни и те же методы, изучается одна и та же тема, даются одни и те же задания, уроки проводятся примерно в одно и то же время и др. Методика проведения занятий различается только по одному, проверяемому условию обучения, которое включается в методическую систему экспериментального класса.
б) принцип единственного сходства. При данном подходе все группы испытуемых являются экспериментальными (контрольных групп нет). Они подбираются с таким расчетом, чтобы в них было как можно больше различий: разный возраст учащихся, разные условия и программы обучения, разная успеваемость и т.д., за исключением одного проверяемого условия. При этом, если во всех группах наблюдается положительный сдвиг в показателях результатов обучения, то его относят на счет общего условия. Сравнение при таком подходе осуществляется между результатами обучения одной и той же группы испытуемых до и после проведения эксперимента.
2. Метод перекрестных групп заключается в том, что при его использовании в ходе исследовательской работы в каждой последующей серии опытов экспериментальные и контрольные группы меняются местами. Проверяемое условие вводится сначала в методическую систему обучения одного класса, в то время как другой класс работает по обычной методике.
После проведения контрольного среза, в ходе которого обнаружилось преимущество экспериментальной группы, проверяемое условие вводится в работу другого класса (который ранее выполнял контрольную функцию), а первый начинает работать по обычной методике (то есть сам становится контрольным). Если к концу исследования итоговый контрольный срез покажет значительное улучшение результатов у второго класса и незначительное (а порой и снижение) результатов в первом классе, то можно с достаточным основанием говорить о решающей роли введенного усовершенствования.
3. Константная методика позволяет сформировать одну экспериментальную группу. При этом результаты формирующего эксперимента сравниваются либо с исходными данными этой группы учащихся, либо с условной контрольной группой, для которой берутся среднестатистические данные из литературных источников.
Данная методика особенно удобна для дипломного исследования, так как при ее использовании экспериментальное обучение можно осуществить в рамках педагогической практики. Однако ее применение не позволяет осуществлять углубленный анализ результатов обучения, так как не все данные можно сравнить со среднестатистическими данными, поэтому данная методика находит ограниченное применение.
4. Вариативная методика применяется для сравнения разных вариантов экспериментального обучения и выявления наиболее оптимального варианта методической системы. Данная методика применяется тогда, когда целью эксперимента является определение условий наиболее благоприятных для использования новой методики.
Для проведения эксперимента выбираются несколько сходных по наиболее важным показателям групп с единственным различием, которое определяется целями эксперимента. К каждой группе применяется проверяемая методическая система. Результаты экспериментального обучения в группах сравниваются друг с другом. Применение исследуемой методики к группе с наивысшими показателями считается наиболее эффективным.
Приведем примеры результатов оформления экспериментальных исследований в виде таблиц, гистограмм и диаграмм.
Пример 1.Формирование алгоритмического мышления обучающихся в 8 классе в процессе обучения математике.
Схема 1
Пример 2.Влияние активных форм обучения на качественное усвоение математики обучающимися 7-8 классов.
Таблица 3