Организация экспериментального обучения
Практическая часть является составной частью исследования, подтверждает гипотезу исследования и содержит эксперимент.
Экспериментальное исследование складывается из трех основных этапов, которые обязательно должны быть отражены в описании эксперимента:
- планирование экспериментальной работы;
- проведение эксперимента;
- обработка и анализ его результатов.
Экспериментом называется искусственное изменение или воспроизведение педагогического явления с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях. В научно-методических исследованиях эксперимент может выступать как:
1. Один из практических методов исследования учебного процесса (например, с целью выявления проблемы исследования или с целью изучения передового опыта или с целью формирования исходной гипотезы исследования).
2. Самостоятельный этап работы, целью которого является проверка эффективности разработанных теорий.
В зависимости от функций встречаются следующие виды экспериментов: констатирующий, поисковый, формирующий, контрольный.
Констатирующий (диагностический, первичный) эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей целью определить исходный уровень знаний, умений и навыков, различных психических процессов, характеризующих уровень развития, воспитанности, обученности учащихся на начальном этапе экспериментальной работы.
Этот эксперимент позволяет обосновать наличие пробелов в знаниях, обосновать актуальность выбранной проблемы исследования. Проводится он на первых этапах исследовательской работы при выборе проблемы, формировании гипотезы. При этом могут быть использованы практические методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, контрольный срез, хронометраж, кино- и фотосъемка и др.).
Основной задачей диагностического эксперимента является выявление и сбор информации для уточнения исследуемых предположений (например, для проверки правильности составленного теста, проверка корректности составленной самостоятельной работы и т.д.). на основании результатов такого эксперимента осуществляется корректировка гипотезы, устанавливаются требования к подбору групп испытуемых. Данный эксперимент является вспомогательным и обычно предваряет формирующий или диагностический. Испытуемые подбираются из числа тех учащихся, которые не будут участвовать в эксперименте.
Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент является следующим основным этапом работы. В процессе его студенты организуют проверку выдвинутой гипотезы, вводят новые условия, изучая их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. Он позволяет реализовать теоретическую модель, осуществить проверку выдвинутых теоретических положений, выявит их недостатки.
На этом этапе экспериментального обучения подбираются испытуемые группы, фиксируется ход и результаты опытной работы.
Контрольный (проверочный) эксперимент дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы).
Эксперимент показывает, насколько эффективна и оправдана созданная педагогическая система (методика, программа, модель и т.д.) в формирующем эксперименте. На этом этапе проводятся контрольные срезы, анкетирование, тестирование, анализ полученных данных и их статистическая обработка, составление таблиц, построение графиков и др.
Для описания каждого вида эксперимента выделяется отдельный параграф, в котором должно быть отражено следующее:
- база эксперимента (образовательное учреждение, класс);
- сроки проведения эксперимента;
- этапы проведения эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный);
- описание каждого этапа (цель или задачи, применяемые методы, описание использованных средств, виды контроля, его результаты, их качественный и количественный анализ, выводы);
- подведение итогов эксперимента (сравнительный анализ полученных результатов, представление их в виде диаграмм, схем, графиков, таблиц, рисунков, подтверждение или опровержение гипотезы эксперимента).
Вопросы анкет, протоколы исследования, конспекты уроков и т.д. могут быть вынесены в приложения, на которые делаются ссылки.
Результатом исследования по методике математики является впервые использованная методика или предложены новые подходы при изучении того или иного вопроса, разработанные автором.