Элементам квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие структурные элементы и в следующем порядке:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Аннотация.
4. Введение.
5. Основная часть.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
8. Приложение (при необходимости).
По содержанию ВКР должна соответствовать следующим требованиям:
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы и его оформление подчиняется строго регламентированным правилам. Титульный лист должен отражать следующее:
- полное наименование министерства и окружного ведомства;
- наименование вуза, факультета, кафедры;
- название темы ВКР;
- сведения об исполнителе, его подпись;
- сведения о научном руководителе, его подпись;
- сведения о допуске к защите, подпись зав. кафедрой;
- оценка и номер протокола;
- подпись председателя ГАК;
- наименование места и года выполнения.
Образец титульного листа представлен в Приложении 4.
Оглавление
В оглавлении приводятся заголовки всех разделов работы, в него входит:
-введение;
-главы, разделы, параграфы;
-заключение;
-список использованной литературы;
-приложения.
Названные компоненты должны полностью совпадать с присутствующими в основном тексте План дипломной работы должен быть развернутым. Образец оформления оглавления приведен в Приложении 5.
Аннотация ВКР
Аннотация– это краткая характеристика работы, содержащая перечень основных вопросов. Объем аннотации не превышает одного листа формата А4.
Требования к оформлению аннотации:
· название документа (Аннотация);
· указывается тема ВКР;
· кем выполнена работа (ФИО студента, название факультета и ВУЗа);
· перечисляются следующие данные: количество страниц в работе, таблиц и рисунков, источников, приложений.
· описывается предмет изучения;
· объясняется цель написания ВКР;
· перечисляются задачи, выполненные для достижения цели исследования;
· рассказывается о методах, которыми пользовались при исследовании;
· представляется список результатов проведенных исследований;
· уточняется, как и кем могут использоваться эти исследовательские результаты;
· в конце аннотации поставить дату написания и подпись автора ВКР.
Введение (описание методологического аппарата работы)
Введение – это вступительная часть выпускной квалификационной работы, которую называют визитной карточкой работы. Во введении обосновывается актуальность исследования и выбранной темы, определяются основные характеристики исследования, методы и практическая значимость.
Во введении объясняется выбор темы, показывается степень ее разработанности в специальной литературе, приводятся методы и методики, используемые при проведении исследований.
Оно включает несколько обязательных компонентов.
· актуальность исследования;
· противоречие внутри рассматриваемого процесса;
· объект исследования;
· предмет исследования;
· цель и задачи исследования;
· основные вопросы или рабочая гипотеза (при необходимости);
· методология исследования;
· методы исследования;
· практическая значимость;
· апробация работы.
Рассмотрим основные части введения к научной работе более подробно.
При обосновании актуальности исследования определяется его необходимость в современных условиях. При ее обосновании автору нужно показать важность, значимость выбранной темы для школы, например, почему предлагаемый им учебный материал полезен и интересен для обучаемых. При этом обоснование не должно быть многословным, нет никакой необходимости начинать его описание издалека.
Нужно показать главное, в чум суть проблемной ситуации, которая исследуется в работе. Возможно, что в процессе ее выполнения будет доказана ненужность изучения той или иной темы, того или иного раздела школьного курса математики.
На этой основе может быть сформулировано противоречие, под которым понимается несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями, но внутри единого объекта.
На основании выявленного противоречия формулируется проблема исследования.
Приведем несколько примеров (сначала указана тема работы, набранная курсивом).
1. Комбинаторные задачи как средство формирования математического мышления учащихся 5-6 классов.
Проблема - выявление путей реализации развивающей функции обучения математике в процессе формирования комбинаторного стиля мышления.
2. Методические принципы построения системы упражнений по алгебре в основной школе.
Проблема заключается в исследовании структуры и содержания системы упражнений по алгебре с позиций системно-деятельностного подхода к обучению.
3. Методика формирования конструктивных умений и навыков учащихся старших классов в процессе решения геометрических задач.
Проблема состоит в том, чтобы раскрыть возможные пути формирования конструктивных умений и навыков учащихся в процессе обучения стереометрии на основе совершенствования содержания учебного материала.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы (учебный, учебно-воспитательный, учебно-организационный, управленческий и т.д.).
Предмет исследования – это какая-либо сторона объекта. Предметом педагогического исследования могут быть прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управления общеобразовательной, средней специальной и высшей школой; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса обучения и воспитания и др.
Объект теории познания – это то, что противостоит познающему субъекту (исследователю) в его познавательной деятельности. Другими словами, это часть практики, с которой имеет дело исследователь. Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познаѐт целостный объект, выделяя при этом наиболее существенные, с его точки зрения, признаки.
Таким образом, видим, что предмет исследования является более «узким» понятием, чем объект, он является лишь составной частью объекта.
Для представленных выше тем выпускных работ их объекты и предметы могут быть соответственно сформулированы следующим образом:
1. Объект - процесс организации учебной деятельности учащихся при обучении математике в 5-6 классах.
Предмет - методика решения задач комбинаторного характера в 5-6 классах.
2. Объект - процесс обучения алгебре в 7-9 классах.
Предмет - построение системы упражнений по алгебре для 7-9 классов.
3. Объект - процесс обучения геометрии в старших классах.
Предмет - методика решения конструктивных задач в курсе геометрии старших классов.
От обоснованности научной проблемы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.
Цель исследования – желаемый конечный результат исследования. Цель исследования можно представить так:
Обобщить на теоретическом уровне…
Обосновать методику, позволяющую…
Провести экспериментальное обучение, подтверждающее…
Определить уровень сформированности…
Построить модель специалиста…
Установить закономерность между…
Изучить возрастные особенности учащихся… и т.п.
При формулировке цели исследования рекомендуем использовать известные стандартизованные термины, а именно: анализ, внедрение, вскрытие, выявление, выработка, дополнение, знакомство, исследование, изучение, использование, обобщение, обоснование, обсуждение, описание, определение, опровержение, оценка, подтверждение, подготовка, показ, проверка, построение, постановка, развитие, разработка, раскрытие, рассмотрение, совершенствование, систематизация, создание, сравнение, уточнение, формулировка, характеристика и т. п.
Задачи исследования – это, как правило, конкретизированные или более частные цели, которые развертываются в комплексе взаимосвязанных задач.
Назовем наиболее типичные задачи:
- провести анализ соответствующей литературы (исторической, педагогической, методической, математической и др.);
- изучить и проанализировать передовой опыт по выбранной проблеме;
- выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике;
- выявить наиболее характерные признаки процессов, явлений и т.д.;
- выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса;
- выявить влияние экспериментального обучения на формирование (указывается проблема предмета исследования);
- обосновать и разработать содержание и методику изучения конкретного учебного материала;
- проверить эффективность разработанной методики (конкретно указать, какой) в учебном процессе;
- провести экспериментальную проверку полученных результатов.
После определения цели и задач формулируется гипотеза исследования.Под гипотезой понимается предположение, в котором на основе ряда фактов делается вывод об объекте, о причинах явления, причем, предположение нельзя считать вполне доказанным.
Гипотеза является важным элементом движения познания к новым открытиям. Она возникает на основе известных знаний, но выходит за их пределы. При этом формулирует новое утверждение, истинность которого до сих пор не была доказана.
В специальной литературе выделяются два типа гипотез: описательные и объяснительные. Первые содержат описание причины и возможных следствий из нее. Вторые, помимо указания возможных следствий, дают гипотетическое объяснение им.
Конкретнее говоря, гипотезы в педагогических исследованиях могут предполагать, что одно из средств (или группа их) будет более эффективным, чем другие средства. Здесь гипотетически высказывается предположение о сравнительной эффективности средств, способов, методов, форм обучения, его содержания и т. п. Однако при этом часто не даѐтся объяснение такого явления, а просто предполагается, что эксперимент докажет большую эффективность.
Более обоснованная формулировка гипотезы о сравнительной эффективности предполагает, что исследователь даст объяснение гипотетической закономерности, которая обязательно обеспечит большую эффективность и организует проверку не только результатов, но и самого функционирования этой закономерной связи в процессе обучения.
Приведем примеры формулировок гипотез исследований, темы которых даны соответственно выше в данном параграфе.
1. Систематическое решение задач комбинаторного характера будет способствовать более целенаправленному формированию у школьников основных компонентов теоретического мышления: анализа, рефлексии и внутреннего плана действий.
2. Система упражнений, рассчитанная на организацию преимущественно продуктивной учебной деятельности обучающихся, при соответствующей методике ее использования в учебном процессе окажется эффективнее, чем традиционная.
3. Систематическое использование специально подобранных геометрических задач (на развуртки, моделирование, доконструирование, переконструирование и конструирование геометрических фигур) будет способствовать более успешному формированию конструктивных умений и навыков учащихся старших классов.
Примером формулировки гипотезы по теме «Влияние форм активного обучения на развитие познавательного интереса у учащихся к математике» может быть такой:
- если применять формы активного обучения на уроках математики, то это даст возможность для повышения уровня сформированности познавательного интереса у учащихся к математике, будет способствовать положительному отношению к учению.
Важным моментом построения «аппарата исследования» является определение методологических основисследования.
Для выпускной квалификационной работы большое значение имеют те ведущие педагогические концепции, теории, которые легли в основу данного исследования. Причем, это не те научные публикации, которые упоминаются в работе, а одна-две концепции крупных ученых-педагогов, методистов, чьи теории легли в основу исследования. Например, «… в своей работе мы опирались на концепцию профессионально-педагогической направленности (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Т.С. Полякова); концепцию проблемно-развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); концепцию дифференцированного обучения (Г.Д. Глейзер, Г.В. Дорофеев)».
Для решения задач исследования применяется комплекс методов. В качестве примера можно выделить следующие методы исследования при подготовке работы по предыдущей теме.
1. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Анализ учебных программ, учебников и учебно-методических пособий по математике для 9 класса общеобразовательной школы.
3. Изучение и анализ передового опыта преподавания математики в школе.
4. Беседы, интервьюирование, анкетирование учителей и учащихся образовательного учреждения.
5. Наблюдение за процессом обучения математике в школе.
6. Опытно-экспериментальная работа.
При подготовке и проведении опытно-экспериментальной работы, для получения достоверных данных, необходимо помнить о том, что он должен быть проведен с достаточно большой выборкой обследуемых, примерное количество которых может колебаться от 50 до 120 человек.
Иногда студентам в процессе исследования удается подметить новое в педагогической теории или практике. В этом случае полезно рекомендовать раздел «Новизна исследования», который строится в таких формулировках: разработаны (например, основы чего-то, спецкурс и т.д.); раскрыты (состав и структуры чего-либо); обоснованы (положения о том-то); осуществлен (целостный анализ традиционного подхода к тому-то); исследован (адаптационный период профессионального становления молодых специалистов); определены (педагогические условия чего-либо); установлены (критерии, уровни) и т.д.
В выпускной квалификационной работе студенты совместно с научным руководителем определяют практическую значимостьисследования, т.е. определяют, в какой раздел педагогической практики ими внесен вклад, и какой именно. Практическая значимость может быть выстроена с помощью формулировок «…состоит в конкретизации чего-либо»; «…состоит в выделении педагогических условий, являющихся основой новых…», «…состоит в разработке методических рекомендаций изучения темы…».
Следует указать, что предложенные методические рекомендации (разработанный спецпрактикум, программа и т.д.) могут быть использованы в работе учителей математики (информатики), студентами педагогических вузов, колледжей.
Апробация работы
Апробация как правило представляет собой результат внедрения предложенных педагогических моделей, курсов, программ и пр. в конкретном учебном заведении, ВУЗе и т.д.
В качестве апробации можно считать научные работы автора по теме исследования, опубликованные в научных журналах, сборниках научных статей.
Основная часть
Основная часть работы может состоять из двух или трех глав, содержание которых должно точно соответствовать и полностью раскрывать заявленную тему работы и сформулированные цель и задачи исследования.
Содержание каждой из глав, имеющих самостоятельные названия, должно раскрывать отдельную проблему или одну из ее сторон, а изложение материала - логически переходить из одной главы в другую. На страницах текста квалификационной работы указываются ссылки на используемые источники.
Материал ВКР должен носить проблемно-полемический характер, показывать различные точки зрения на избранную для изучения тему, отражать собственные взгляды и комментарии.
В конце каждой главы делаются выводы по полученным результатам.
К тексту предъявляются следующие основные требования:
· полнота и достоверность информации;
· наличие критической оценки использованной информации;
· логичность структуры;
· композиционная целостность;
· аргументированность выводов;
· ясность, четкость и лаконичность изложения.
В приложении 6 представлены возможные варианты использования слов-связок в тексте.
Заключение
В заключении проводится обобщение всех полученных результатов и их соотношение с общей целью и поставленными задачами. Содержание заключения должно свидетельствовать, что цель и задачи, поставленные бакалавром, полностью выполнены.
Эта часть работы содержит методические рекомендации, сформулированные по теме исследования. Такие рекомендации могут быть адресованы студентам факультета математики и информатики педагогических вузов, колледжей, учителям образовательных учреждений с целью достижения качественных результатов при обучении математике.
Список использованной литературы
Список использованной литературы оформляется в соответствии с принятыми стандартами и содержит не менее 60 наименований литературных источников. Каждый включённый в список литературный источник должен быть отражён в тексте работы и оформлен в соответствии с требованиями действующих стандартов.
Приложения
ВКР помимо основного текста может содержать необходимый справочный, иллюстративный материал, который целесообразно представить в приложениях. Приложения – это необязательная часть квалификационной работы. В приложения включаются вопросы анкет, фрагменты экспериментальных программ, таблицы, графики, конспекты уроков, отдельные положения из инструкций и правил, статистические данные, методические разработки и т. п.
Приложения подшиваются строго в той последовательности, в какой они рассматриваются в тексте ВКР. Каждое отдельное приложение должно иметь заголовок, раскрывающий содержание.
Приложение оформляется как продолжение текста ВКР на последних страницах в специальном разделе, на лицевой стороне которого даётся заголовок «Приложение», в разделе «Оглавление» составляется список приложений. Нумерация страниц делается сквозной и продолжает нумерацию основного текста работы. Объём приложений формируется с учетом специфики проведённого исследования. На все приложения в работе должны быть ссылки.
ГЛАВА III. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ