Особенности конфликтологического консультирования как способа урегулирования конфликтов (методы, правила, процедуры).
Ученые: Зернышко, Иванова, Карпенко, Павленко, Антонюк, Фролова-Буканова и т.д
Конфликтологическое консультирование (КК) начало складываться в России на рубеже 1960-70-х гг.
КК - это процесс целенаправленного собеседования с клиентом для помощи в исследовании проблем и поиске решений в конфликтной или проблемной ситуации. КК как работа с одной стороной применяется при невозможности или нецелесообразности привлечения другой стороны (участника конфликта).
Когда применяется:
• Перед процедурой медиации
• Как самостоятельная процедура (если стороны не готовы к переговорам, при высокой сложности конфликта)
• Как профилактика при повторяющихся конфликтах
• Как способ разрешения внутриличностных противоречий в конфликте
Целью КК является попытка разрешения проблемы за счет более адекватного понимания ситуации, осознания истинных интересов и изменения поведения одной из сторон, вовлеченных в конфликт.
КК в отличие от психологического консультирования и психотерапии не столь глубоко и не рассчитано на глубинный личностный анализ и изменения. В КК используются многие приемы медиации. Нередко оно является этапом, предваряющим и способствующим выходу сторон на медиацию. Иногда оно применяется и при наличии готовности обеих сторон участвовать в урегулировании проблемы. Такое предварительное консультирование может быть необходимо при большой сложности случая, наличия многих технических или других деталей, эмоциональной или информационной неготовности сторон к участию в переговорах.
Часто во время КК выявляется необходимость задействовать другие способы разрешения конфликта - от юридических до психотерапии.
Плюсы и минусы КК:
+ больше подходит российскому менталитету
+ помогает ввести процедуру медиации в российское общество
+ эффективный этап медиации, помогающий сторонам снять эмоциональное напряжение, осознать/изменить свои цели в конфликте
- процедура не может полностью разрешит конфликт
- занимает большое количество времени
Методы, используемые в КК:
• Метод непосредственного наблюдения
• Метод включенного наблюдения
• Анализ продуктов деятельности
• Беседа
• Устный опрос – интервью
• Письменный опрос – анкета
• Анализ биографических данных
• Анализ документации
• Эксперимент
• Производственный эксперимент
• Моделирование деятельности субъекта
• Метод тестов
• Тренинг
• Деловые игры
• Ролевые игры
• Методы коррекции поведения
к данной группе относят метод систематической сенсабилизации и тренинги
Метод систематической сенсабилизации разработан Д.Вольпе для преодоления тревожности и фобий. Он состоит в постепенном уменьшении чувствительности к предметам, событиям и людям, вызывающим тревожность.
Под социально-психологическим тренингом в широком смысле слова понимают практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы.
· Метод преобразования рабочего пространства
· метод развития субъекта труда
· метод развития профессионально-важных качеств
• И т.д, все что вспомнится (у Берсеневой было слайдов 10 разных методов)
Этапы консультирования (процедуры):
1)Установление контакт. Конфликтолог должен создать доверительную обстановку, снять первую агрессию (если таковая наблюдается), передать клиенту на невербальном уровне информацию, что его готовы выслушать и помочь (с помощью, например, одобрительной улыбки, заинтересованного выражения глаз, мягких жестов);
2) Изложение клиентом своей проблемы (ориентация в проблеме. На этом этапе происходит прием и передача информации.
3)Дискуссия (выявление вопросов для обсуждения. На этом этапе проводится обсуждение с клиентом не только его позиции, но и позиции противоположной стороны. Задачей данного уровня является дать возможность клиенту:
- увидеть и услышать себя со стороны – «поставить зеркало»;
- повысить уровень осознания проблемы, себя, своих чувств и действий, непродуктивных установок "пусть мне будет плохо, но и ему тоже" и т.д.;
- лучше понять, как всё это выглядит со стороны;
- подняться хотя бы на одну ступеньку в понимании аналогичных параметров оппонентом;
- упорядочить, структурировать видение проблемы;
- частично отработать эмоции;
- ощутить наличие личностного и ситуативного потенциала для разрешения проблемы.
Нередки случаи, когда профессионального отражения содержания высказываний, чувств и состояния клиента (отзеркаливания) оказывается достаточно для инсайта (озарения) и достижения клиентом понимания, в чем заключается проблема. На этом этапе специалисту следует определить необходимость направить клиента к специалистам другого профиля или в другие организации.
4) Выработка и обсуждение вариантов решени. Вследствие вовлечённости в проблему, прежде всего, эмоциональной, клиенту часто доступна сильно зауженная зона поиска решений. Чрезвычайно значимым является достижение клиентом способности различать свои действительные интересы и заявленные позиции, то есть, средства, которыми ему не удаётся решить проблему. Такой подход избавляет клиента от чувства безысходности и переводит работу в русло анализа и выбора наилучшего варианта решения.
Основные действия консультанта на этом уровне таковы:
- помощь клиенту в выявлении альтернативных вариантов;
- проверка реалистичности представлений клиента;
- анализ последствий осуществления разных решений;
Главными задачами данного уровня являются следующие:
- выявление ресурсов клиента;
- активизация потенциала клиента;
- реалистичная оценка ситуации и возможных решений клиентом;
5) Принятие решения
- выбор клиентом наилучшего решения проблемы;
- помощь клиенту, при необходимости, в разработке плана действий после встречи со специалистом.
Стоит помнить, что этот уровень консультирования выходит со своей территории в пограничную и даже нейтральную зону. Если же специалист начнёт «продавливать» решение, кажущееся ему самому оптимальным, это может сломать весь процесс. В таком случае утрачиваются те преимущества и возможности, которые предполагается получить в результате конфликтологического консультирования.
6) Реализация, выход из консультирования
Перед обычными формами прощания стоит поблагодарить клиента за доверие и искренность, за партнерство в трудном деле, выразить надежду, что встреча не прошла даром и что в дальнейшем клиент будет в состоянии самостоятельно справляться с жизненными проблемами цивилизованными методами.