Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ

Эта тема включает выполнение лабораторной работы, посвященных построению нелинейной множественной регрессии на примере производственная функция Кобба-Дугласа.

Лабораторная работа № 4.1.

Вычисление коэффициентов нелинейной множественной регрессии для производственная функция Кобба-Дугласа

Цель работы. Используя пространственную выборку таблицы 4.1 и команду Поиск решения, построитьнелинейную множественную регрессию для производственная функция Кобба-Дугласа.

Таблица 4.2

Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru
Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru
Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru

Производственная функция Кобба-Дугласа имеет вид:

Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru , (4.1)

где Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru объем производства, Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru затраты капитала, затраты труда. Показатели Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru являются коэффициентами частной эластичности производства Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru соответственно по затратам капитала Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru и труда Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru . Это означает, что при увеличении одних только затрат капитала (труда) на 1% объем производства увеличивается на Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru % ( Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru %). При этом имеет место ограничение Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru .

Решение. Нахождение оценок Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru для коэффициентов Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru нелинейной модели (4.1) будем осуществлять из решения следующей задачи условной минимизации:

Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru (4.2)

при ограничении

Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru . (4.3)

Для решения этой задачи используем команду Поиск решения.Первоначально введем в столбцы A,B,C значения Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru (см. рис. 4.1). Затем в ячейках В10, В11, В11 зададим начальные («стартовые») значения искомых коэффициентов: Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru .

Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru

Рис. 4.1. Подготовительные вычисления

для решения задачи условной минимизации

После этого в соответствующих ячейках столбца D вычислим значения Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru . В столбце Е запрограммируем вычисления значений Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru , а в ячейке Е10 (выделена цветом) вычислим значения функционала

Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru . (4.4)

После этих подготовительных вычислений для выполнения команды «Поиск решения» необходимо обратиться к пункту основного меню Сервиси в появившемся меню щелкнуть мышью на команде Поиск решения. Затем в появившемся диалоговом окне выполнить следующие действия (см. рис. 4.2):

Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru

Рис. 4.2. Задание параметров команды Поиск решения

· в поле ввода Установить целевую ячейку ввести адрес ячейки, в которой вычисляется значение минимизируемого функционала (в нашем примере – Е10);

· включить опцию Минимальное значение (ищутся значения коэффициентов, при которых функционал достигает своего минимального значения);

· в поле ввода Изменяя значения ввести адреса ячеек, в которых находятся значения искомых коэффициентов (в нашем примере это ячейки В10:В12);

· щелкнув мышью на кнопке Добавить формируем ограничения на значения искомых коэффициентов (в нашем примере это условие (4.3)).

После задания параметров щелкаем на кнопке Выполнить и в ячейках В10, В11, В12 выводятся вычисленные значения коэффициентов, а в ячейке Е10 – значение функционала (4.4) при этих значениях коэффициентов (см. рис. 4.3). Видно, что вычисленные значения коэффициентов Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru , Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru удовлетворяют ограничению (4.3)

Таким образом получено следующее уравнение регрессии:

Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru

Контрольная работа № 1

Парная регрессия

Данные, характеризующие прибыль торговой компании «Все для себя» за первые 10 месяцев 2005 года (в тыс. руб.), даны в следующей таблице:

Таблица К1

январь февраль март апрель май
382 + N 402 + N 432+ N 396+ N 454+ N
июнь июль август сентябрь октябрь
419+ N 460+ N 447+ N 464+ N 498+ N

Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru

Рис. 3.9. Результаты работы команды Поиск решения

В этой таблице Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru две последних цифры номера зачетной книжки студента.

Требуется:

1. Построить диаграмму рассеяния.

2. Убедится в наличии тенденции (тренда) в заданных значениях прибыли фирмы и возможности принятия гипотезы о линейном тренде.

3. Построить линейную парную регрессию (регрессию вида Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru ). Вычисление коэффициентов Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru выполнить методом наименьших квадратов.

4. Нанести график регрессии на диаграмму рассеяния.

5. Вычислить значения статистики Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru и коэффициента детерминации Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru . Проверить гипотезу о значимости линейной регрессии.

6. Вычислить выборочный коэффициент корреляции и проверить гипотезу о ненулевом его значении.

7. Вычислить оценку дисперсии случайной составляющей эконометрической модели.

8. Проверить гипотезы о ненулевых значениях коэффициентов Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru .

9. Построить доверительные интервалы для коэффициентов Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru .

10. Построить доверительные интервалы для дисперсии случайной составляющей эконометрической модели.

11. Построить доверительную область для условного математического ожидания Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru (диапазон по оси январь – декабрь). Нанести границы этой области на диаграмму рассеяния.

12. С помощью линейной парной регрессии сделать прогноз величины прибыли и нанести эти значения на диаграмму рассеяния. Сопоставить эти значения с границами доверительной области для условного математического ожидания Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ - student2.ru и сделать вывод о точности прогнозирования с помощью построенной регрессионной модели.

Контрольная работа № 2

Наши рекомендации