Как заполнить процентную шкалу

Процентная шкала внизу страницы предназначена для оценивания основной части самостоятельной работы (или теста). Ответы на тесты оцениваются просто: выбран верный ответ +, неверный ответ (или ни один ответ не отмечен) –. При проверке самостоятельной работы можно придерживаться критериев оценивания, которые изложены дальше.

Предположим, основная часть одной из работ включает пять заданий и учитель оценил выполнение заданий следующим образом: 1 (+), 2 (+/–), 3 (+), 4 (+/–), 5 (+/–).

Посчитаем общее количество плюсов: два полных «плюса» и три половинки — всего три с половиной «плюса». Закрашиваем три с половиной клетки в нижней строке процентной шкалы. Главное, чтобы на шкале не было разрывов. Тогда мы получим оценку выполнения работы в процентах:

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
                   

Если ученик выполнил 70%–100% основной части работы, то его достижения можно характеризовать как успешные; 50%–70% — весьма средние, меньше 50% — тревожные.

Дополнительные задания (как правило, это задания повышенной сложности или задания, проверяющие метапредметные умения) не являются обязательными для всех учеников, однако, важно замотивировать учащихся на выполнение этих заданий.

Для создания положительной мотивации можно придерживаться следующих условий. Первое условие — ученик вправе выбрать одно из дополнительных заданий или не выполнять их. Второе — дополнительные задания не должны влиять на оценивание основной части самостоятельной работы, но могут учитываться при выведении четвертной или итоговой оценки. Третье — выставляются только хорошие отметки.

Необходимо иметь в виду, что, в отличие от предметных умений, метапредметные умения не отрабатываются до уровня освоения навыка и являются, скорее, следствием развивающего эффекта при обучении математики. Поэтому дополнительные задания предлагаются не столько для проверки, сколько в качестве диагностического материала.

Для учителя успешность (или неуспешность) выполнения дополнительных заданий послужит важным показателем потенциала ученика, его способности к смысловому чтению, пониманию текста, развития логического мышления, умения ориентироваться с малознакомых заданиях. Все перечисленное относится к метапредметным умениям (или универсальным учебным действиям, формированию которых уделено так много внимания в новом стандарте.

При оценивании дополнительных заданий интерпретация результатов должна быть гораздо мягче, чем при оценивании основной части.

Если ученик выполнил 50%–100% дополнительной части проверочной работы, то его достижения можно характеризовать как успешные; меньше 50% — средние.

Рекомендации по оцениванию заданий

Предложенные рекомендации не претендуют на истинность, но, надеемся, могут послужить учителю ориентиром для выработки собственных критериев оценивания, которые зависят от уровня класса, требований школы и личных убеждений педагога.

Вычислительные задания. Их оценивать проще всего, поскольку количество ошибок очевидно.

Например, задание содержит 4 примера. Правильное выполнение всех примеров оценивается знаком +; 2-3 примера выполнены верно, остальные неверно +/–, 0-1 пример выполнен верно –. Если количество примеров больше, то критерии оценивания должны быть мягче: +/– ставится за половину верных примеров.

При вычислении значения выражения учащийся вправе выбрать любой способ вычислений (запись в строчку для устных вычислений или в столбик). При оценивании нужно учитывать не только вычислительные ошибки, но и количество действий, а также верный порядок действий.

Верный порядок действий, половина действий выполнена верно +/–
Верное решение не доведено до конца +/–
Неверно определен порядок действий

Текстовые задачи. Решение любой задачи включает логику решения задачи и технику решения (вычислительная часть), причем, логика решения важнее и сложнее. Значит, при проверке решения задачи нужно оценивать логические ошибки и вычислительные. К логическим ошибкам относятся неверный выбор арифметических действий, нарушения последовательности действий (при решении задач в 2-3 действия), в том числе потеря одного из действий.

При оценивании решения задач можно придерживаться следующих критериев:



Задача решена верно +
Верна логика решения (верно выбрано арифметическое действие и составлено числовое выражение), но допущены вычислительные ошибки +/–
Верное решение не доведено до конца +/–
Неверна логика решения (неверно выбрано арифметическое действие или неверно составлено числовое выражение), в этом случае вычислительная часть вообще не имеет значения.
Допущены вычислительные ошибки и решение не доведено до конца (упущены действия)

Учащиеся могут по желанию использовать при решении задачи краткую запись условия или схему, однако, оценивать нужно именно решение задачи. Недочеты оформления решения задачи не имеют отношения к математике и не являются ошибками. (В воспитательных и обучающих целях можно отмечать их именно как недочеты.)

Геометрические задачи. При оценивании заданий на нахождение периметра и площади можно использовать те же критерии, что и для оценивания текстовых задач.

Уравнения. Критерии оценивания такие же, как и в задачах:

Верна логика решения (верно выбрано арифметическое действие и составлено числовое выражение), но допущены вычислительные ошибки +/–
Неверна логика решения (неверно выбрано арифметическое действие или неверно составлено числовое выражение), в этом случае вычислительная часть не имеет значения.

Рациональные вычисления. Ряд вычислительных заданий предполагает выбор удобного способа вычислений, т.е. оценивается не только правильность вычислений, но и способ вычислений. Чтобы оценить рациональность способа вычислений, нужна развернутая запись вычислений. При оценивании необходимо учитывать, что это умение не входит в число обязательных навыков.

Выбран удобный способ вычислений, но допущены вычислительные ошибки +/–
Выбран неудобный способ вычислений, но вычисления выполнены правильно +/–
Выбран неудобный способ вычислений и допущены вычислительные ошибки

Задания на упорядочениеОценивается не только умение сравнивать числа и величины, но и владение терминологией (возрастание, убывание).

Запись соответствует требованию (убывание/возрастание), допущены 1-2 ошибки (менее половины чисел) +/–
Запись не соответствует требованию (убывание/возрастание), но сравнение чисел выполнено верно +/–
Запись соответствует требованию (убывание/возрастание), но допущены 2-3 ошибки (более половины чисел)

Действия с величинами. Учащийся вправе выбрать любой способ вычислений (устно, с записью в столбик, считая отдельно километры и метры или переводя все в более мелкие единицы) за исключением случаев, когда перевод единиц необходим для выполнения действия (например, 3 км : 4). Форма ответа может быть любой (например, 3 м 20 см или 320 см). Ошибкой в записи ответа считается неверное употребление единиц измерения в смешанной форме записи, например, 2 м 120 см.

Содержание

Тест «Разрядный состав многозначных чисел»

Самостоятельная работа «Устное сложение и вычитание многозначных чисел»

Самостоятельная работа «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел»

Тест «Длина и ее измерение»

Самостоятельная работа «Умножение на однозначное число»

Тест «Умножение и деление на однозначное число»

Самостоятельная работа «Деление на однозначное число»

Тест «Геометрические фигуры»

Тест. «Масса и ее измерение»

Самостоятельная работа «Умножение на двузначное число»

Самостоятельная работа «Умножение на трехзначное число»

Тест «Площадь и ее измерение»

Самостоятельная работа «Деление на двузначное число»

Самостоятельная работа «Деление на трехзначное число»

Тест «Время и его измерение»

Тест «Числа и величины»

Самостоятельная работа «Арифметические действия»

Самостоятельная работа «Фигуры и величины»

Как заполнить процентную шкалу

Рекомендации по оцениванию заданий

Наши рекомендации